Сообщество «Экономика» 11:25 31 марта 2020

Послезавтра застряло в сегодня

коронавирус стал той самой «соломинкой», которая окончательно сломала спину уже покалеченному верблюду OneWeb

27 марта американская компания OneWeb, которая занималась развитием услуг широкополосного спутникового интернета, подала заявление о банкротстве в суд штата Нью-Йорк.

Воздействие этой новости на Россию самое прямое — у OneWеb был контракт на запуск 18 ракет-носителей «Союз», за каждый из которых компания была готова заплатить более 40 млн. долл. Этот контракт на сумму без малого под 1 млрд. долл. оказался сегодня в подвешенном состоянии — ведь новые владельцы OneWeb вполне могут его расторгнуть из каких-то своих соображений.

Компания уже вывела на околоземную орбиту с помощью российских «Союзов» 74 спутника, создала сеть из 22 станций слежения, вложилась в центр управления и построила во Флориде целый завод для производства своих спутников. Всё это, как ни крути, ценные активы, в которые OneWeb вложила более 3 млрд. долл. и которые теперь можно приобрести задёшево.

Кстати, в истории спутниковой связи уже был похожий случай — в 1999 году на банкротство подала компания спутниковой мобильной связи Iridium. Произошло это в ещё более неприятный момент, когда все спутники уже были выведены на орбиту, полностью построена наземная инфраструктура, а общие инвестиции в проект составили более 5 млрд. долл. В итоге, после болезненной процедуры банкротства, Iridium всё-таки продали, причём за смехотворную сумму в 25 млн. долл. И, как оказалось, у этой сделки было «двойное дно»: уже в 2000 году выяснилось, что новый оператор сети Iridium имеет постоянный контракт на услуги связи с Пентагоном и, судя по всему, неафишируемое покровительство от ЦРУ и АНБ. А создавшей сеть американской компании Motorola пришлось просто зафиксировать многомиллиардные убытки…

Скорее всего, «казус Иридиума» повторится и сейчас: в необходимости устойчивого доступа к интернету из любой точки земного шара сегодня мало кто сомневается. На этой технологии основана вся концепция «интернета вещей», когда окружающая человека среда подразумевается насыщенной технологиями искусственного интеллекта, которые позволяют сделать большую часть вещей «умными» и приспособленными к резко меняющейся обстановке вокруг них. Конечно, в таком подходе есть изрядная доля утопии, но утопии разумной и ни в чём не нарушающей законы физики.

Впрочем, случай OneWeb показывает и другое: любая утопия должна иметь экономический смысл. Рынку широкополосного спутникового интернета, который призван обеспечить существование «интернета вещей», ещё предстоит стать экономически состоятельным. Ведь у спутникового решения есть и сильные наземные конкуренты — например, мобильные сети 5G. Конечно, их возможности, по сравнению со спутниками, во многом ограничены, а наземная инфраструктура может потребовать инвестиций в десятки миллиардов долларов, но для экономики это часто не так важно. Например, тот же Iridium оказался отнюдь не лучшим решением — лишь небольшому числу абонентов была нужна мобильная связь из условной «медвежьей берлоги» где-то в тайге, а высокая стоимость минуты разговора ещё больше снизила число пользователей этой сети. В итоге между Iridium и обычной мобильной связью нашли некий компромисс — спутниковый телефон стал уделом профессий, оторванных от цивилизации, в то время, как мобильную связь получили практически все остальные жители земли, живущие в своих домах и квартирах.

Конечно, нынешняя неопределённость в экономике, которая связана с пандемией коронавируса COVID-19, отнюдь не добавляет проекту OneWeb привлекательности. Рискованные инвестиции в предельно инновационной сфере в такие времена делают крайне неохотно. А поскольку проблемы OneWeb с финансированием копились на протяжении уже нескольких лет, можно сказать, что коронавирус стал той самой «соломинкой», которая просто окончательно сломала спину уже покалеченному верблюду OneWeb.

Те же перспективы сегодня маячат и перед массой других высокотехнологичных компаний. Мир, влетевший в кризис падения спроса, сегодня ожидаемо сворачивает многие неясные и рискованные проекты, к которым относятся и всевозможные не дошедшие до стадии эксплуатации и продажи своих услуг начинания. И здесь вопрос инновационности или будущих прибылей уходят уже на второй план, а во главе угла оказывается вопрос выживания. «Не говори: «послезавтра», — скажи, что ты будешь делать сегодня», — вот нынешний мировой девиз. Грустно, но факт.

1.0x