Несмотря на поражение в президентской гонке и опалу в американском медиа-пространстве, Дональд Трамп и не думает изменять своему основному политическому приёму — контролируемому скандалу. 7 июля экс-президент США во время пресс-конференции в собственном гольф-клубе в Нью-Джерси объявил о подаче иска трём ведущим IT-магнатам современности: Марку Цукербургу (владельцу Facebook), Джеку Дорси (создателю Twitter) и Пичаи Сундару (главе Google). Во время январских выступлений трампистов в Вашингтоне именно эта троица нового американского капитализма выключила Дональда Трампа из политического процесса, заблокировав аккаунты экс-президента в дочерних социальных сетях. По щелчку чужих пальцев господин Трамп потерял непосредственный контакт с электоратом. Такие обиды президенты как нынешние, так и прошлые не забывают.
Суть иска, подаваемого в штате Майами, заключается в нарушении Первой поправки Конституции США, гарантирующей свободу слова. «Наше дело докажет, что такая цензура незаконна и противоречит конституции, и это совершенно не по-американски», — заявляет господин Трамп на той же пресс-конференции 7 июля. Кроме требования полной разблокировки аккаунтов экс-президента иск предусматривает признание Раздела 230 Закона об этике и сфере коммуникаций США антиконституционным. Де-юре, этот раздел снимает с владельцев социальных сетей ответственность за контент, размещённый пользователями. Внешне прозрачный и понятный Раздел 230, однако, позволяет IT-гигантам, что неуловимо вплетать, что, наоборот, изымать конкретные политические повестки без каких-либо обязательств. Экс-президент с таким раскладом не согласен, и потому свой анонс предстоящих судебных разбирательств подытоживает воинственно: «Договариваться мы не собираемся! <…> Я не знаю, что произойдёт в будущем, но миром мы не разойдёмся».
Строго говоря, прецедентный иск господина Трампа — это битва с ветряными мельницами. Американские частные компании, занимающиеся социальными сетями, в независимости от размера и поддерживаемой политической повестки обладают карт-бланшем в сфере публикуемого на своей площадке контента. «У этого иска нет практически никаких шансов», — подтверждает бесполезность предстоящих судебных разбирательств Брайан Фицпатрик, действующий профессор права из университета Вандербильда. Но для господина Трампа такое прямое выступление против распоясавшихся технокапиталистов — это единственный способ защитить честь как собственную, так и электоральную. И хоть попытка заранее обречена на неудачу, эта последняя кавалькада конунга консерваторов может поднять достаточно много пыли, чтобы консолидировать защитников истинно американского образа жизни.
Что огорчает, Дональду Трампу не на кого положиться и негде быть услышанным кроме, как в собственном гольф-клубе или суде. Блог экс-президента "From the Desk of Donald J. Trump" (с англ. "С рабочего стола Дональда Дж. Трампа"), открывшийся в мае нынешнего года, просуществовал меньше месяца в следствии низкой популярности. Попытка же бывшего пресс-секретаря Трампа, Джейсона Миллера, создать прямого конкурента Twitter-а — социальную сеть Gettr — пока что походит на списывание двоечника-правши у отличника-левши: отличия республиканской платформы от демократической тяжело обнаружить даже вооружённым взглядом. Вдобавок к тому уже в первые дни работы Gettr был взломан: подтверждённые аккаунты рукопожатных Трампа (к примеру, Майка Помпео, Стива Бэннона или упомянутого Джейсона Миллера) на короткий срок показывали одинаковые сообщения с шутливым призывом даровать свободу Палестине. А 5 июля на хакерских форумах можно было обнаружить базу с личными данными на 90000 пользователей — здесь уже как-то не до шуток. Наконец, руководство Gettr блокирует официальный аккаунт движения Black Lives Matter, при этом оставляя внутри платформы учётную запись ахроматически-противоположного White Lives Matter. Дональд Трамп достаточно умный политик, чтобы не окунаться на дно и дискредитировать нажитый авторитет товариществом с маргиналами американских правых, которые выбривают виски и живут в подвалах родительских домов.
Поэтому, в сухом остатке без платформы и без толкового окружения, господин Трамп избрал единственный путь, коему он придерживался до и во время президентства — путь скандализации. На фоне бесконечных информационных утечек о том, что Facebook, Twitter и Google без запроса собирают информацию о собственных пользователях, Дональд Трамп способен здорово насолить политизировавшемуся IT-бизнесу, с которым у него не выходило выстроить диалог. Вдобавок судебный проигрыш, в данном случае, может означать репутационную победу, ведь в то время, как образ обличителя монополий лишь закрепится за господином Трампом, стигмы компаний, «которые были привлечены к суду», из ума среднестатистического американца будут выходить очень и очень долго.
Реалии современной Америки таковы, что любые утверждения здравого смысла воспринимаются как популизм. Правда ли имеет значение, кто именно запрещает вам говорить — государство или гигантская частная корпорация? Никто не имеет права ограничивать свободу слова, и Дональд Трамп, с этой точки зрения, при всей своей политической корысти просит понятных вещей: чтобы все могли говорить и слышать.