Сообщество «Форум» 04:37 20 декабря 2021

Портал в Эпоху Мастеров и превращений

Вечером 23 декабря на сцене московского зала "Зарядье" пройдут два концерта, в 18:оо и в 21:оо. Мы сможем услышать, как звучат самые прославленные инструменты мира и как талантливые молодые вокалисты попадают на Олимп, соединяясь с великими инструментами


Портал из Эпохи Мастеров

Вечером 23 декабря на сцене московского зала "Зарядье" пройдут два концерта, в 18:оо и в 21:оо. Мы сможем услышать, как звучат самые прославленные инструменты мира и как талантливые молодые вокалисты попадают на музыкальный Олимп, соединяясь с великими инструментами, оказавшимися в руках гения Маэстро.

В 2009 году в Петербурге Маэстро Гергиев стал основателем Страдивари ансамбля, в котором выдающиеся музыканты его оркестра играли на инструментах итальянских мастеров, а в декабре нынешнего года этот ансамбль будет играть Рождественскую музыку счастья и Нового года в зале "Зарядье", который ничуть не уступает Венскому или Зальцбургскому залу в канун Нового года. Своей программой из произведений Жака Офенбаха, Иоганна Штрауса-сына, Легара и других композиторов в вечернем концерте в 21:00 п/у Лоренса Настурики-Гершовича или П.И.Чайковского в первом концерте оркестра Мариинского театра п/у В.Гергиева, открывающего праздничный вечер в 18:00, Зарядье и Мариинские оркестры превосходят своих знаменитых собратьев по Венским балам богатством золотых звуков бесценных старинных инструментов, собравшихся в таком количестве на одной сцене. И совсем неслучайно в судьбе юных дарований из оперной программы Мариинского театра Аткинс, успевших стать лауреатами конкурсов, в том числе и конкурса им. П.И.Чайковского, обладателями премий, например премии им. Д.Хворостовского, и получателями президентских грантов, наметился этот концерт на сцене Зарядья. И сопрано Екатерина Санникова, окончившая Тверской музыкальный колледж и Петербургскую консерваторию, и баритон Владислав Куприянов, родившийся в посёлке Пермского края с дивным названием Дивья, окончивший Пермский музыкальный колледж и Пермский институт культуры, завоевавший уже столько первых премий и конкурсных наград, что даже Дивья подивилась, и тенор Гамид Абдулов, учившийся композиции и вокалу в Петербургской консерватории и в Академии музыки им. Елены Образцовой 23 декабря в 21:00 выйдут на сцену Зарядья вместе со Страдивари-ансамблем п/у Л. Настурики-Гершовича для того, чтобы попасть в божественный портал, в

Тот, где ангелы поют

Арфы с гуслями играют

Нити солнечных детей

Феи в дивный Путь сплетают

Главными героями моего сегодняшнего повествования станут особые звёзды коллектива Мэстро Гергиева, инструменты Великих Мастеров. Мог ли спешно покидавший Россию по дипломатическим каналам, как Британский подданный, Князь Феликс Юсупов знать, что замурованная им в 1919 году накануне побега в Англию в подвале семейного дворца на набережной Мойки в Петербурге бесценная скрипка Страдивари, изготовленная вместе с тремя другими в тот год, когда Мастеру было девяносто два, уже спустя совсем небольшое время станет частью Государственной Музыкальной коллекции уникальных инструментов и будет составлять гордость и Славу нового рабоче-крестьянского, такого ненавистного молодому Юсупову государства. Мог ли Царь Александр I предполагать, что после его смерти другая скрипка Страдивари (1706), сделанная кремонцем в его "золотой период" с 1704 по 1730 г.г. будет похищена из Эрмитажа. Мог ли Князь Пётр Иванович Шаховской, страстный коллекционер, родившийся через двадцать семь лет после смерти самого известного в мире скрипичного алхимика, предположить, что инструмент 1708 года, привезённый в Россию из Рима, окажется в его собрании в 1796 году, а его сын, основатель масонских "Союза спасения" и "Союза благоденствия" Фёдор Петрович Шаховской, продаст её. Этой Скрипке повезло, она попала к другому страстному коллекционеру, К. Третьякову, завещавшему скрипку Румянцевскому музею Москвы, откуда она перейдёт в Московскую консерваторию и, затем, в Музей им. М.И. Глинки, ставший частью Госколлекции. Позже Третьяков в порыве собирательства приобрёл ещё одну скрипку Страдивари, верхняя дека которой, несмотря на то, что изготовлена была из Альпийской ели периода похолодания и дождливых дней, давших водам горных рек и деревьям много кальция, как и полагается, оказалась поддельной. Эта скрипка находится сейчас в России, в той самой Госколлекции уникальных музыкальных инструментов.
Другой русский масон из тайного "Дружеского учёного общества", князь Юрий Трубецкой, как и скрипка "Юсупов" родившийся в 1736 году, приобрёл две скрипки Страдивари "золотого периода" Маестро, на которых были подчищены этикетки и заменены даты. Эти скрипки тоже оказались в руках К. Третьякова и далее, по счастью, как и со скрипкой Шаховского, история повторилась,- Московская консерватория, Госколлекция. Может показаться, что все оказавшиеся в России скрипки великих ломбардцев из Брешии, как и инструменты кремонцев, венецианцев, миланцев, венцев, краковцев, туринцев, неаполитанцев, нюрнбергцев рано или поздно оказываются в Госколлекции, но нет. Например, из той же коллекции семьи Юсуповых, собирать которую начал ещё Князь Николай Борисович-старший (1794-1849), а продолжил его внук Н.Б.Юсупов-младший, скрипач, тоже страстный коллекционер и, кроме прочего, серьёзный литератор, впервые в истории издавший свою монографию о скрипичных мастерах, было 128 инструментов. Из Описей 1919-1924 г.г. , хранящихся в ЦГАЛИ (Ф.2920, Опись 1, Дело 470) узнаём, что из 29 сохранившихся до настоящего момента в России инструментов Юсуповской коллекции, только два попали в Госколлекцию, ещё десять находятся в Музее Эрмитаж в Санкт-Петербурге и семнадцать - в Музее музыки Шереметьевского дворца. В мире же по нескольку великих инструментов мы можем увидеть в каждом полагающем себя приличным собрании. Это и Музей музыкальных инструментов королевского дворца в Мадриде, с которым связаны очень занимательные истории, и Библиотека Конгресса США в Вашингтоне (в нём находится скрипка "Betts"(1704), которая принадлежала Артуру Беттсу), и Национальный музей Смитсоновского института, одного из семнадцати Смитсоновских музеев, расположенных на Молле в Вашингтоне (здесь можно увидеть Страдивари-скрипки "Hellier"1679, "Ole Bull" 1687, которая принадлежала норвежскому скрипачу Уле Буллу, "Greffuhle"1709, альт Axelrod" 1695, виолончель "Marylebon"). Конечно, обязательна для упоминания Коллекция Академии изящных искусств во Флоренции (в ней есть три скрипки Страдивари из собрания итальянского композитора Луиджи Керубини, а также инструменты, принадлежавшие семье Медичи,- фиолетовая "Медичи" и виолончель-квинтет, сделанный по заказу Фердинанда Медичи в 1690 году). Также стоит отметить Музей исторических редкостей Вены, в котором с 2004 года находится скрипка "Sunrise"1677, и несколько фондов, дающих скрипки в бесплатную короткую,- например, на один концерт, или длинную,- на год или больше, аренду. Но только выдающимся скрипачам. Или скрипачкам. Один из таких фондов, токийский Nippon Music Foundation, арендует скрипку Араньи 1715 скрипачке Саяки Сёдзи, а инструменты квартета Паганини, некогда принадлежавшие великому Николо Паганини, фонд передал недавно от зальцбургского струнного квартета Хагена кремонскому Квартетто де Кремоне, что символично. Коллекции города Кремона принадлежит страдивариевская скрипка "Cremonese"1715, а королевская Академия музыки Лондона владеет скрипкой Страдивари "Marquis de CorberonLoeb", принадлежавшей французскому послу при дворе Екатерины II Маркизу де Корберону, и другой скрипкой, знаменитой Виотти "Viotti" 1709. В Британии есть ещё одна великая скрипка "Мессия/Messiah"1716, находится она в Ашмолианском музее Оксфорда. Когда я пишу о виолончели "Davidoff"1708, на которой играл Карл Давыдов (1838-1889) и которая принадлежит сегодня Музею музыки Парижа, мне немного жаль, что инструмент не в России, впрочем, как и другие виолончели, на которых играли или которыми владели Русские музыканты, как например, Растропович, игравший на инструменте, принадлежавшем ранее виолончелисту Жану-Луи Дюпору "Дюпор" Страдивари 1711 года, а позже владевший виолончелью работы туринского мастера Джованни Гвардарини, проданной в 2018 году его наследницами на аукционе Sotheby's за 2,5 млн.$. И тем более отрадно, что скрипка "Rodewald"1713 Страдивари уже многие годы служит Русской публике, потому что играет на ней концертмейстер Оркестра Мариинского театра Лоуренс Настурики -Гершович. Мы знаем об этой скрипке из архива Кремоны: Сделана мастером Антонио Страдивари в Кремоне в 1713 году, принадлежала У.Э.Хиллу и сыновьям. С 1926 года была собственностью парижанина Дж. Макнила Родеваля и Уильяма Макнила Родевальда-младшего, с 1945 ею владел Рудольф Уорлитцер (компания Доринг), а с 1972-Гудкинд. Само название и фамилия одного из владельцев, ставшая именем скрипки, означают "красивый /героический". Узнаваемой особенностью Родевальда является задняя дека из двух кусков фигурного клёна на срединном завитке, пластины которого склеены ёлочкой с вершиной в верхней части скрипки. Что мы знаем о Настурики -Гершовиче, помимо того, что он является солистом и концертмейстером струнной группы оркестра Гергиева и, с 2013 года, Руководителем "Страдивари -ансамбля", созданного в 2009 году по инициативе В.А.Гергиева. О Лоуренсе и о Страдивари -ансамбле 6 ноября 2013 года британская газета "The Gardian" пишет, что Настурики -Гершович учился у Стефана Георгиу, в 1992 году стал солистом Мюнхенской филармонии, затем солистом оркестра Финской государственной оперы /Finnish State Opera в Хельсинки, выступал как солист с такими дирижёрами , как Кристиан Телеманн, Зубин Мета, Лорин Маазель, Валерий Гергиев. Выпущены диски с записями его сольных концертов. В 1996 году основал собственный коллектив - трио Celibidache. С 2000 стал солистом -виртуозом Берлинской филармонии, а в 2012 году основал в Берлине октет солистов Octet Philarmonic-Berlin-Munich-Wien, ставший частью состава всех вышеперечисленных оркестров. В 2011 стал приглашённым профессором музыки в Академии музыки в Токио, а до этого такое же звание получил в Академии музыки Сан-Себастьяно (Испания). Когда Гергиев сделал Настурики предложение возглавить Страдивари-ансамбль и стать ведущим солистом оркестра Мариинского театра, он с радостью согласился. Гардиан отмечает, что другие 23 солиста этого ансамбля не менее выдающиеся музыканты и играют они тоже на инструментах кремонских и туринских мастеров, чем очень горды. Приведу здесь краткую выдержку:"The 23 musicians, indeed, pride themselves on the quality of the antique violins, violas and cellos they play, and if on this occasion only one Stradivarius was fielded, it was surrounded by other examples with names such as Guarneri, Guadagnini and Grancino attached.

To whatever extent the instrument rather than the instrumentalist is responsible for the sounds produced, the lustrous sonic fabric created by the string players assembled here was of undeniable quality, bringing a richness of substance and a refinement of surface to virtually everything they attempted".


Частные лица стараются оставаться в тени, когда покупают инструменты на аукционах, таких как Sotheby's или Tarisio, на котором скрипку Страдивари "Леди Блант"1721, ранее принадлежавшую внучке Байрона, продали за 15.89 млн.$. Мы скорее найдём информацию о том, в каком банке хранится тот или иной инструмент или кто на нём сейчас играет.
Сколько бы мы ни говорили о том, что скрипки Страдивари из Кремоны являются непревзойдёнными по красоте звука, у инструментов великих мастеров-авторов школ Средневековья из Австрии и Германии, России и Чехии, Франции и Польши, равно как и у городов-государств Венеции, Неаполя, Турина, Милана и небольших городков Брешии, Кремоны, Мантуи и Бергамо, объединившихся позже в современную Италию, всегда есть магическая подоплёка и притягательность, всё более возрастающая с годами. Вышеупомянутый норвежец Уле Булль знаменит ещё и тем, что Паганини подарил ему скрипку, инкрустированную Бенвенуто Челлини, великим скульптором, художником, мастером золотых дел, личностью весьма и весьма неординарной,- отчаянной, героической и загадочной. В своём "Жизнеописании.." он рассказывал о вещих видениях, говорил, что виделся с Христом и двумя ангелами, которых поместил на скрипку, доставшуюся Паганини, а потом утверждал, что видел саламандру там, где никто её больше не видел, зато посвящённые знали, что это мифическое существо- часть опуса. Этот то ли демон, то ли ангел был пламенным в страстях иметь что-либо желанное его сердцу, настолько, что не раз потом оказывался в застенках за воровство или драки, и, в тоже время, вырезал музыкальные инструменты, писал музыку и делал золотые и бронзовые скульптуры и миниатюрные украшения. И он был не менее знаменит тем, что, единственный, смог бежать из Римского Замка Ангелов, тюрьмы для аристократических сидельцев, откуда до него никто бежать не сумел.

Вот такие притягиваются судьбы и события к делателям великих инструментов, к звуку, который нельзя увидеть или потрогать, но в акустическую спираль-клубок творцов которого попадают композиторы, инструменталисты, вокалисты. Они соединяются в тех местах и городах, где соединяются все ремёсла средневековых алхимиков и сами скрипки и виолончели. К этим точкам на карте мира с каждым годом возникает всё больше интереса, о событиях и людях, с ними связанных, всё чаще пишут в новостных лентах газет.
У скрипок и альтов, арф, гитар и виолончелей разные имена и судьбы, многие из них, как и самые знаменитые изумруды и бриллианты, стали причиной смертей и криминальных историй, о некоторых написаны книги*,- Гарольд Декер из США написала роман "Я Джулия", братья Вайнеры - "Визит к Минотавру", по которому снята художественная лента, у итальянца Джанпаоло Грегори недавно вышла новая книга "Антонио Страдивари. Гитары", Эмили-Джейн Хилл Орфорд из Канады в 2005 году выпустила роман "Весна".
К сожалению, некоторые инструменты навсегда потеряны в пожарах Французской революции или украдены, как "Мендельсон/Mendelssohn" из Дойче Банка во время оккупации Берлина.
Да и судьбы самих Мастеров необычны. Если брать Кремонскую, самую известную в позднем Средневековье школу Ломбардии, где дарили свои творения миру мастера Амати, Страдивари и его ученики А.Гварнери, Ф. Руджери, П. Гранчино, бросается в глаза разница жизненных линий двух величайших мастеров- конкурентов, оставивших нам свои творения,- Страдивари и Гварнери. Один богат, дожил до 93 лет, имел двух жён и множество детей, работал до самого конца жизни, можно сказать, что умер со скрипкой в руке, как когда-то ранее Микеланджело в свои восемьдесят с киркой. Другой прожил всего 46, имел разрушительную страсть к вину и непонятно, где он провёл больше времени,- в тюрьме или на свободе. Охранники острога приносили ему в камеру вёсла венецианских гондольеров, потому что порода дерева была как нельзя более подходящей, он без устали выпиливал скрипки и виолончели. Эта его страсть заставляла петь дерево, когда оно выходило из-под гениальной руки. А тюремщики потом продавали величайшие творения Гварнери забесценок, чтобы через сотни лет, владельцы состояний платили за них миллионы фунтов или долларов.
Учёные мужи разных стран нашего, прошлого и позапрошлого веков изучали их самым подробным образом. Специалисты из Оксфорда после подробных анализов, в том числе спектрального, объявили, что секрет кроется в удлинённой форме. Своё веское мнение высказали в Пражском университете после изучения пород альпийских елей и балканских клёнов, которые на протяжении нескольких десятилетий с 1645 по 1720, как раз после климатического похолодания на протяжении почти восьмидесяти лет подвергались уникальному для тех мест пониженному температурному режиму, находясь в возрасте своего расцвета, равно как и превышению влажных дней в году много лет подряд, что так нетипично для альпийских растений, привыкших к постоянному физическому присутствию Солнца. Другие чешские исследователи заявили, что всё дело в альпийских водах, богатых известью, выщелачивающей древесину и приводящих её к лёгкому "окостенению", дающему мягкий золотой звук, будто пропитанный сердцевинным Солнцем, мистическим, настоящим, Солнцем с кровью и душой.
Британцы из Кембриджа пошли дальше и заявили, что главный секрет заключён в составе лака. Они увидели то, чего не видел никто до них ни в составе, ни в цвете, вызревающем постепенно. Лаки в эпоху возрождения были либо спиртовыми, либо масляными. Либо их смесь. Англичане обнаружили в составе лака, покрывающего виолончель Страдивари 1711 года вулканический пепел, найденный в составе почвы вокруг Кремоны. Американцы из Университета Техаса считают, что главные качества уникальным инструментам придают микрокристаллы минералов, содержащиеся в породах дерева для нижней и верхней частей деки. Речь о молекулярной наноструктуре в 15-16 веках! Каково. А Бостонцы из MIT после исследований акустических волн сообщили миру о том, что всё дело в более вытянутой форме f-образных отверстий и более узкой деке. Споры идут, не утихая, но воз и ныне там.

Гордые своими соотечественниками Кремонцы, хранящие размеренность итальянского уклада и по сей день, рады тому, что тайна остаётся тайной, как и положено в делах алхимических, и отсылают вопрошающих пройти по виа Палестро (Via Palestro), подняться на самую высокую в Италии колокольню семи кампанил высотой 112.1 м, наверху над которой виден шар с частицей гроба Господня, а каждый из семи колоколов которой посвящён одной из нот звукоряда, одной планете и одному святому. На все вопросы задолго до их постановки ответил Страдивари, говоря, что всё дело в Anima. Мистическая свадьба, состоявшись, даёт великие творения, а до того мучит неофитов страстью к исполнению воли свыше. Эта же воля соединяла в одних местах мастеров разных ремёсел. Герои шекспировских творений очень часто становились жителями всё тех же городов, золотых дел мастера и колдуны-отправители (Джон Ди, попавший в оперу Н.А.Римского-Корсакова "Царская невеста" в образе немца Бомелия) соревновались в искусстве делания в Нюрнберге и Кракове, Вене и Флоренции, Зальцбурге и Москве.

Певцы и музыканты, художники и ваятели оформляли залы и выступали в них для вельможных особ. Теперь знаменитые скрипки и альты, виолончели и контрабасы радуют нас не только в Зальцбурге. Они продолжают свой путь и в России, воспроизводя на сцене магические ритуалы ушедших столетий, вновь и вновь оживляя очерствевшие души и притягивая в зал новых неофитов для страстных поисков своего Пути. Инструменты Мастеров соединят в звуке Историю и Культуру, повседневность и Вечность, тревоги за завтрашний день и безудержность новогоднего праздника. Я лишь хотела представить публике ещё одну, обычно скрытую, грань гения Гергиева.

1.0x