Сообщество «Салон» 00:00 29 января 2015

Полёты во сне и наяву

В безусловной полярности, сложившейся сейчас в мире кино, именно эта картина примиряет и критиков, и зрителей. Один из лучших фильмов года, по странной иронии судьбы, был снят режиссёром, от которого уже мало что ожидали. Алехандро Гонсалес Иньярриту давно не являлся творцом, нового опуса которого ждут с придыханием. Но произошло чудо — "Бёрдмэн" вообще является подлинным чудом, без привязки к чему или кому либо — и мы имеем один из лучших фильмов последних лет.
0

"Бёрдмэн" (США, 2014, режиссёр — Алехандро Гонсалес Иньярриту, в ролях — Майкл Китон, Эдвард Нортон, Эмма Стоун, Линдси Дункан, Андреа Райсборо, Зак Галифарнакис, Эми Райан)

Стареющий актёр Ригган Томсон (Майкл Китон) в свое время прославился тем, что сыграл главную роль в серии комиксовых боевиков про супергероя Бёрдмэна. Теперь Ригган испытывает внутренний кризис. Чтобы побороть себя и доказать всем, что он не просто мужчина с клювом и в перьях, а большой художник, актер решает поставить в одном из бродвейских театров собственную постановку и с блеском выступить в ней. В основу спектакля Ригган решает положить несовременные ныне рассказы Реймонда Карвера — представителя американской школы минимализма, хронического алкоголика и наследника Хемингуэя, Фолкнера и Чехова. Но не всё так просто.

За несколько дней до премьеры Ригган меняет одного из актеров. На его место приходит блистательный и циничный Майкл Шайнер (Эдвард Нортон) — феерический артист, любимец публики, которому нет никакого дела до творческих метаний пожилого коллеги. Постепенно ситуация накаляется ещё больше. Молодая актриса Лора (Андреа Райсборо), любовница Риггана, узнает, что она беременна. Исполнительница главной женской роли Лесли (Наоми Уотс) страдает из-за отсутствия в жизни полноценной любви. Дочь Риггана, наркоманка Сэм (Эмма Стоун) пытается наладить жизнь в социуме в качестве ассистентки. А бывшая жена Сильвия (Эми Райан) периодически посещает театр и ведёт с актером нравоучительные разговоры. Уничтожить спектакль в прессе, даже не видя его, грозит герою и матёрая акула пера (Линдси Дункан), критик The New York Times, от рецензии которой полностью зависит судьба постановки. Она видит в актере, прежде всего, напыщенную голливудскую знаменитость и полностью отрицает его талант. Мало кто из них догадывается, что у Риггана есть ещё один постоянный, неконтролируемый собеседник — тот самый, сыгранный им Бёрдмэн, который постоянно твердит артисту о всемогуществе. Пытаясь побороть альтер-эго и довести до конца задуманное, Ригган вступает на зыбкую почву безумия и рискует потерять все.

В безусловной полярности, сложившейся сейчас в мире кино, именно эта картина примиряет и критиков, и зрителей. Один из лучших фильмов года, по странной иронии судьбы, был снят режиссёром, от которого уже мало что ожидали. Алехандро Гонсалес Иньярриту давно не являлся творцом, нового опуса которого ждут с придыханием. Но произошло чудо — "Бёрдмэн" вообще является подлинным чудом, без привязки к чему или кому либо — и мы имеем один из лучших фильмов последних лет. Камерный стиль (действие разворачивается только в театре и его окрестностях) уравновешен многоплановостью смыслов и воистину сюжетной бездной. "Бёрдмэн" постоянно "обманывает" зрителя, с каждым поворотом действия предлагая ему совсем не типичную для расхожей ныне драматургии развязку. Кроме того, ещё два мощных пласта сплетены в нём в диковинную для современного американского кинематографа мозаику. Во-первых, редко в наши дни увидишь настолько "актёрское" в самом высшем понимании кино. Во-вторых, стилистический прием картины — ощущение, что весь фильм снят без монтажных склеек, придающий ему особый ритм и особую достоверность. Этот самый неподражаемый ритм поддержан столь же мощным по-своему саундтреком, состоящим из одной барабанной дроби, молотящей синкопическим джазом прямо в мозг главному герою и зрителям.

На волне снимаемых в Америке комиксов, этот фильм особенно важен тем, что показывает изнанку профессии, переходя в почти что-то психиатрический трип блуждания внутри головы Риггана. Майкл Китон, в свое время сыгравшего Бэтмена в фильмах Тима Бёртона, демонстрирует невероятное перевоплощение в своего героя. Мы так до конца не можем понять, насколько талантлив или безумен Ригган, но то, что его гениально изображает бывший человек-летучая мышь, не вызывает никаких сомнений. Подобная практика рождает много фантазий. Например, столь же виртуозно проникнуть во внутренний мир создателя многих персонажей "Marvel Comics" Стэна Ли. И прочие мотивы в стиле "из какого сора растут цветы". Но, даже опустившись на землю, можно в полноте удовольствоваться невероятным во всех отношениях зрелищем, коим является воистину незабываемый "Бёрдмэн". 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Cообщество
«Салон»
6
2 октября 2020
Cообщество
«Салон»
13
Cообщество
«Салон»
Комментарии Написать свой комментарий

К этой статье пока нет комментариев, но вы можете оставить свой

1.0x