пнвтсрчтптсбвс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Сегодня 09 июля 2025
Авторский блог Леонид Масловский 18:46 18 марта 2015

Полёт наркома иностранных дел В. М. Молотова в США в июне 1942 года

И. В. Сталин решил командировать в США В. М. Молотова. При первом полёте советского 4-х моторного бомбардировщика Пе-8 в Англии погиб командир Пе-8 С. А. Асямов. Имеется версия, что англичане умышленно его убили. Но полёт В. М. Молотова в США состоялся, и 12 июня 1942 года он прилетел из Америки в Москву. В. М. Молотов привёз с собой известие о том, что второй фронт будет открыт в 1942 году, но его открыли только в 1944 году.

Весной 1942 года И. В. Сталин решил командировать наркома иностранных дел В. М. Молотова в Вашингтон и Лондон.

Сталин понимал, что США нужно подчинить себе Европу и надеялся, что это стремление поможет в 1942 году открыть второй фронт силами вооружённых сил США и Англии.

Для переговоров по данному вопросу Молотову предстояло лететь через Лондон, Исландию и Канаду в Вашингтон, то есть в США, на советском 4-х моторном тяжёлом бомбардировщике ТБ-7 (ПЕ-8), который одним своим видом показывал мощь СССР.

Англичане не желали встречи один на один представителей советского и американского правительства.

Первый полёт был проведён для проверки трассы, и наш огромный, бронированный, тяжёлый самолёт, управляемый командиром корабля выдающимся лётчиком С. А. Асямовым, благополучно долетел и произвёл посадку на аэродроме Тилинг в Англии.

«На следующий день майор С. А. Асямов в сопровождении нашей военной миссии полковника Пугачёва, инженера 2-го ранга Баранова и помощника военного атташе по авиации майора Швецова в 9 часов утра вылетел из Лондона в Тилинг на английском самолёте типа «Фламинго». На самолёте, кроме наших товарищей и четырёх членов английского экипажа, находились офицер связи воздушного министерства Вильтон и офицер связи подполковник Эдмондс, оба – разведчики. Самолёт благополучно прибыл в Тилинг, а затем вылетел в Ист-Форчун (как впоследствии сообщило воздушное министерство, для осмотра аэродрома и самолётов). Из Ист-Форчун самолёт вылетел в Лондон. В районе Йорка, в 200 милях от Лондона, с ним произошла авария, в результате которой все десять человек, находившихся в самолёте, погибли.

Что же это была за авария?

Оказывается, самолёт воспламенился в воздухе и развалился на части. Наши товарищи были опознаны лишь по остаткам одежды… Стало очевидно, что некоторые высокопоставленные лица в Великобритании знали о готовившейся встрече руководителей нашего государства с президентом Соединённых Штатов Америки и явно не желали её… Всё было сделано по всем правилам «искусства»: погиб экипаж английского самолёта, погибли два представителя английского государственного ведомства. Для расследования происшествия назначена специальная комиссия, в которой предложено принять участие и нам. Простые люди в Англии могли искренне поверить в происшедшее несчастье. У нас такой веры не было… В истории Англии, как мы знаем, подобные «случаи» бывали не один раз. Уверенность в безопасности нахождения наших советских людей на территории союзного государства оказалась преждевременной.

Самолёт без своего командира, казалось, был обречён на длительную стоянку на аэродроме Тилинг, так как доставка туда другого лётчика, которого теперь не хватало в составе экипажа, потребовала бы немало времени.

Не стало нашего прекрасного, широкой русской души товарища… Сколько раз летал он в бой, в глубокие тылы гитлеровской Германии и беззаветно выполнял свой воинский долг! Сколько энергии вложил в разгром фашистских полчищ под Москвой, и думал ли он когда–нибудь, что погибнет в небе у наших союзников, лишённый возможности защитить себя!

Известие о гибели Асямова произвело сильное впечатление на Сталина. Он долго молчал, а потом, покачав головой, сказал:

- Да, хорошие у нас союзники, ничего не скажешь! Гляди в оба и во все стороны. – Вновь помолчал и спросил: - Ну что же нам теперь делать? Встреча с Рузвельтом должна обязательно состояться! Вы ещё что-нибудь можете предложить?

- Могу, товарищ Сталин, - ответил я, так как вопрос этот нами уже был продуман. – Лётчик Пусэп, находящийся сейчас в Англии, является командиром корабля (в полёте в Англию он, командир, летал в качестве второго пилота – Л. М.). Он полярный лётчик, привыкший по многу часов летать на Севере без посадки, да и во время войны ему приходилось подолгу быть в воздухе, поэтому он один приведёт самолёт домой. Здесь мы пополним экипаж, и можно будет отправляться в путь.

- Вот как! А вы уверены в этом?

- Да, уверен, товарищ Сталин.

- Ну что же, действуйте!

Велико было удивление англичан, когда тяжёлый четырёхмоторный бомбардировщик с одним лётчиком поднялся в воздух, лёг курсом на восток и через несколько часов благополучно приземлился на своём аэродроме.

Вскоре после возвращения самолёта я был у Сталина. Он спросил, можно ли лететь к Рузвельту, и, получив утвердительный ответ, дал указание готовить самолёт для полёта в Вашингтон. Взглянув внимательно на меня, сказал, что в Америку полетит Вячеслав Михайлович Молотов», - так написал Главный маршал авиации А. Е. Голованов.

Через некоторое время советский бомбардировщик поднялся с одного из подмосковных аэродромов и лёг курсом на запад. Самолёт вёл Э. К. Пупсэп, вторым пилотом был назначен В. М. Обухов. На борту самолёта находился В. М. Молотов.

12 июня 1942 года самолёт вернулся из Вашингтона и Лондона и произвёл посадку на аэродроме в районе Москвы. Полёт прошёл нормально, если не считать, что в районе Калинина был атакован своим истребителем, принявшим наш самолёт за вражеский. Очередью был сбит радиокомпас и в нескольких местах пробита обшивка самолёта. Исполнителя атаки не нашли. Никто из экипажа и пассажиров не пострадал.

В Вашингтоне и Лондоне В. М. Молотов вёл переговоры с правительствами США и Англии, которые подписали соответствующие договоры и заверили Молотова, что 2-й фронт будет открыт в 1942 году. Но подписав договоры, правительства ни первой, ни второй страны не намеревались производить высадку своих войск на европейском континенте.

Напротив, вся их политика была направлена на то, чтобы русские и немцы как можно больше убивали друг друга в самой кровопролитной из всех войн человечества. Целью США было мировое господство, и добивались они этого господства армиями Германии, её союзников и трудом населения всей Европы.

Второй фронт изначально противоречил планам и интересам США. Он был открыт только в 1944 году, то есть тогда, когда открытие 2-го фронта стало соответствовать интересам США.

Сталин жалел наших бойцов. Второй фронт только своим существованием сохранил бы тысячи жизней советских солдат и офицеров, так как немцы не могли бы перебрасывать с запада на восток новые и новые дивизии. Сталин, как и всякий человек, всё понимая, надеялся, потому что, как говорят, надежда умирает последней.

Он вёл переговоры и был рад хотя бы тому, что США и Англия с нами не воюют, а ещё и помогают, в основном продовольствием – тушёнкой. Остальная помощь измерялась долями процента от производимой промышленностью и сельским хозяйством СССР военной и сельскохозяйственной продукции.

Переговоры о втором фронте позволяли Сталину держать руководителей США и Англии в состоянии оправдывающейся стороны.

Леонид Петрович Масловский. 18.03.2015 г.

1.0x