«Почта России» подготовила «План по улучшению финансово-экономического состояния компании», в котором просит от государства (хотя с 2019-го перестала быть федеральным государственным бюджетным предприятием и стала акционерным обществом) не только 117 млрд руб на докапитализацию и 153,5 млрд руб под 3,5% из Фонда национального благосостояния на рефинансирование долга, но и разрешения закрыть часть убыточных отделений. Такую информацию со ссылкой на свои источники 6 октября опубликовал РБК и, поскольку с тех пор от «Почты России» не последовало опровержений (а обычно компания реагирует быстро), эта информация, очевидно, близка к истине.
При этом в интервью, опубликованном не далее как 24 июля в правительственной «Российской газете», генеральный директор «Почты России» Михаил Волков уверял: «В первую очередь, я хотел бы сказать, что Почта – это социально ориентированная компания. Мы обслуживаем более 150.000 населенных пунктов – от маленьких деревень до мегаполисов. У нас более 38.000 стационарных почтовых отделений… Безусловно, содержание этой огромной сети требует значительных затрат. Прошлый год компания закончила с рекордным убытком. Но мы понимаем, насколько наши отделения важны на местах, особенно, в глубинке. Поэтому поддерживаем их самостоятельно, сохраняя даже те, что глубоко убыточны».
Однако 25 сентября председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко адресовала на заседании верхней палаты парламента вопрос министру экономического развития РФ Максиму Решетникову: «Ну, невозможно – финансовая дыра в «Почте» растет и растет, и никто не реагирует. И мы голову все прячем в песок, думаем – рассосется. Не рассосется там ничего. Там надо выработать правильную модель существования и принять те меры, которые правительство считает нужным и вы, как министр экономического развития. Но надо срочно исправлять ситуацию – чем дальше мы прикрываем глаза, тем там будет хуже и хуже».
После этого очевидно и появился изложенный выше «План». Правда, число убыточных отделений Волков не назвал ни в интервью 24 июля, ни отвечая 25 сентября Матвиенко через СМИ, хотя в последнем случае упомянул, что 27 тыс отделений «Почты России» расположены в сельских и удаленных населенных пунктах и «большинство из них имеют отрицательную маржинальность». Но сколько конкретно?
Однако, эти цифры не раз называли его предшественники.
Ситуация по стране
Процитирую статью в «Ведомостях» за 3 августа 2015 года: «Почта России» может избавиться от убыточных сельских отделений, заключая договоры франшизы. Это следует из проекта закона «О почтовой связи», подготовленного ко второму чтению и направленного заместителем министра связи Михаилом Евраевым в профильный комитет Госдумы и экспертный совет при правительстве (копии законопроекта и писем Евраева есть у «Ведомостей»). О желании использовать модель франшизы гендиректор «Почты России» Дмитрий Страшнов рассказывал «Ведомостям» ещё весной. Из 42.000 отделений почты 30.000 находятся в сельской местности, из них половина – планово-убыточные, объяснял он… Сейчас убыточно около 17.000 почтовых отделений, к 2018 г. Минкомсвязи и «Почта России» планируют сократить это число примерно до 11.000, в том числе используя схему франчайзинга, сказал «Ведомостям» Евраев».
Похожую цифру назвал 20 сентября 2018 года в интервью «Коммерсанту» тогдашний генеральный директор «Почты России» Николай Подгузов: «Около половины отделений почтовой связи убыточны, в первую очередь в сельской местности». Можно подумать, что Подгузов просто повторил цифры своего предшественника, только перепутав количество убыточных в половину от общего числа и от числа сельских. Но все сложнее. Предыдущему главе «Почты России» после 4 лет работы не продлили 1 июля 2017 года контракт, после чего 7 июля 2017-го пост занял Подгузов, за год с небольшим провел оценку деятельности компании, и цифру в «половину всех отделений» назвал в ответ на вопрос журналиста о том, «удалось ли оценить долю убыточных подразделений».
Сменяется в очередной раз генеральный директор «Почты России», и ставший 5 февраля 2020 года новым главой компании Максим Акимов сообщает 3 июля 2020 года в интервью РБК уже совсем иную цифру: «У наших конкурентов нет того объема обязательств, которые есть у нас, – это наша сеть. У меня 11 тыс. отделений имеют минусовой PNL, они для меня находятся в зоне генерации убытка». Но тут вопрос в критериях оценки. Profits and Losts statement это «прибыльность и убыточность», а как считать отделения, работающие «в ноль» – они рентабельны или нет?
Тут с какой логики посмотреть, ведь надо ещё вкладываться в их ремонт. Как сообщил 18 октября 2021 года Акимов на заседании Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи: «Большинство из наших сельских отделений – 70% – находятся в неудовлетворительном состоянии... Центральная проблема в том, что при такой рентабельности работы этой части отделений ресурсов, которыми сейчас располагает «Почта», для их ремонта недостаточно… Общая потребность в ремонтах превышает 90 млрд рублей». 24 декабря 2021-го премьер-министр Михаил Мишустин дал указания на заседании правительства: «В течение ближайших трёх лет провести модернизацию отделений и пунктов почтовой связи, расположенных в сёлах и труднодоступной местности, то есть все 25.160 объектов... Износ примерно половины из них превышает 50%».
Независимые оценки уже давно были гораздо хуже официальных. Президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов сообщил 26 сентября 2018 года «Коммерсанту», что, по его данным, нерентабельны около 70% из общего числа около 42 тыс отделений «Почты России».
Ситуация в регионах
Похожие цифры называли и на местах. Увы, единых данных на сегодняшний день или хотя бы на одну дату нет, поэтому приходится собирать буквально «по крупицам».
«У нас, к сожалению, увеличивается количество нерентабельных отделений. В 2016 году у нас было порядка 61% таких отделений», – сообщил 14 сентября 2017 года на заседании постоянной комиссии Законодательного собрания Ленинградской области по строительству, транспорту, связи и дорожному хозяйству руководитель отдела по административным вопросам макрорегиона Северо-Запад «Почты России» Алексей Волков.
На заседании внефракционной группы депутатов Госдумы 16 ноября 2020 года генеральный директор «Почты России» Акимов упомянул по поводу Якутии, что «в республике 260 отделений являются убыточными» при общем количестве в 431 (60,32%).
21 ноября 2021 года Управление Федеральной почтовой связи (УФПС) по Тульской области представило в областное Законодательное собрание официальную справку для получения налоговых льгот в 2022 году. Согласно этому документу, в 2020 году не приносили прибыль 281 из 460 (61,09%) отделений «Почты России» в регионе.
Общая картина более-менее похожая. Конечно, цифры не в 70%, а около 60 – 61%.
С 2022-го стало ещё хуже
«Директор областного управления [Федеральной службы связи]… сообщила, что 70 процентов отделений в регионе нерентабельны», – так региональный телеканал «Барс» (Ивановская область) излагает итоги прошедшей 26 июля 2023 года в Штабе общественной поддержки «Единой России» встречи членов президиума регионального политсовета партии, представителей Совета сторонников партии и ветеранских организаций с руководством областного управления «Почты России».
«Действительно, «Почта России» сейчас находится в сложных обстоятельствах и в целом испытывает финансовые трудности… У нас в области 719 отделений, из них на сегодняшний день 82% нерентабельны», – сообщил 19 сентября 2023 года на заседании Комитета Законодательного собрания Новосибирской области по транспортной промышленной и информационной политике исполняющий обязанности министра цифрового развития региона Сергей Цукарь.
Цукарь уточнил, что именно произошло в 2022-м с «Почтой России»: «На 63% упал экспорт в соотношении 2022 к 2021 году, на 35% упал импорт». Об этом же (и так же лаконично) упомянул 23 июля 2023-го в интервью «Российской газете» генеральный директор «Почты России»: «Конечно, беспрецедентные санкционные ограничения против нашей страны не могли не повлиять на нашу работу. Ряд глобальных брендов отказались отправлять заказы в Россию, за счет этого значительно упали объемы входящей международной почты. Возникли и логистические трудности: остановка авто- и авиасообщения России со странами Европы и США».
И если бы дело ограничивалось только убыточностью отделений, это было бы полбеды. Но многие из них просто перестали работать. По данным Цукаря, в Новосибирской области на июнь 2023-го «временно не функционировало» 104 (14,46%) почтовых отделения, к сентябрю количество таких удалось сократить до 40.
Похожую цифру, кстати, назвал 7 июля на встрече с главами муниципалитетов и депутатами Законодательного собрания Красноярского края руководитель регионального УФПС Юрий Кочнев – из 495 отделений «более 140 считаются временно закрытыми». Точной цифры, к сожалению, не было названо, но даже 140 от 495 составляет 28,28%. Зато известна другая, названная 25 сентября на заседании Комитета Законодательного Собрания по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению и.о. заместителя министра цифрового развития края Станиславом Черновым – с июля вновь заработали 67 отделений «Почты России».
Хотя не стоит по этому поводу обольщаться. 26 сентября, то есть спустя неделю после выступления и.о. министра цифрового развития Новосибирской области, по причине дефицита кадров прекратило работу отделение «Почты России» в селе Лебедевка с населением 3 тыс чел. А после выступления его коллеги в парламенте Красноярского края заместитель председателя комитета по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению Галина Ампилогова призвала не расслабляться: «По-прежнему поступают тревожные сигналы с территорий. Не надо за примерами далеко ходить: письмо комитета в одно из краевых министерств шло три недели, хотя тут пешком – 10 минут… Вопрос снимать с повестки рано».
То же синхронно происходило и в других регионах, где это описано подробней.
Повсеместное бегство сотрудников
Пермь, городской сайт сообщает 14 июля: «Читатель пожаловался на закрытие отделений № 95 на улице Танкистов, 35; № 12 на улице Норильской, 7 и № 22 на улице Карпинского, 56… В Управлении Федеральной почтовой связи Пермского края 59.RU подтвердили уход сотрудников, в том числе руководителей этих отделений». По словам читателя: «В тех, что продолжают работать, творится сущий ад. Очереди огромные, иногда даже на улицу. Поездив по отделениям, убив в очереди полдня и половину нервных клеток, отправить корреспонденцию ещё можно, а вот получить письма, которые пришли на закрытые отделения, не представляется возможным… Управление почтовой службы делает вид, что это якобы сезонная проблема отпусков. Только почему-то ни в прошлом, ни в позапрошлом году такой проблемы не возникало. На самом деле, поговорив с работниками одного из отделений, стало понятно, что люди попросту увольняются».
Орловская область, город Ливны c населением 43 тыс чел. Местное издание «Уездный город» сообщает 27 июля: «Все работники отделения «Почты России», расположенного на улице Мира, подали заявления об увольнении. Рассчитались 3 контролёра, начальник отделения, 3 почтальона. О причинах такого поступка руководство Ливенского отделения УФПС ничего сказать не могло. «Нам сотрудники не объяснили, почему они все вместе уволились», – сказала «Уездному городу» начальник Татьяна Бахтина».
Татарстан, местное издание «Реальное время» сообщает 3 июля: «Как выяснило «Реальное время», в отделениях «Почты России» прошло массовое сокращение сотрудников без уменьшения нагрузки на оставшихся. Татарстанцы жалуются на длительное ожидание в очередях, сложности с отправкой и получением корреспонденции и посылок. По словам начальника казанского почтового отделения №66, в результате оптимизации в зале остался один оператор, поэтому из четырех оборудованных окон прием ведут лишь в одном, и только в особых случаях – когда посетители начинают бунтовать, место напротив второго окошка занимает она сама. Это не исключительная ситуация: штат сократили без повышения зарплаты оставшимся почтальонам, а ряд отделений и вовсе закрылись, в том числе и потому, что работать там некому». И далее про ситуацию в Казани: «В почтовом отделении №29 на Сибирском тракте корреспонденту «Реального времени» рассказали, что там тоже прошло сокращение – сейчас у них числится три оператора… В почтовом отделении №88 на улице Зур Урам осталось всего три работника: начальник почты, замначальника и оператор-стажер. Там сокращений не было – сотрудники просто разбежались». И это – ситуация в столице региона.
Причины татарстанское «Реальное время» называет без обиняков: «Много сообщений из сельской местности, где почтальонам уже объявлено: с 1 июля при неизменном плане по розничной торговле оставляют почтальонов на 0,5 ставки». Об этом же говорится в вышедшем 26 июля репортаже ивановского телеканала «Барс»: «Жалобы на работу почты в партию приходят из разных районов. Последнее обращение – из Вичугского. Селяне боятся закрытия отделений в Октябрьском и Сошниках. Пишут, что почтальонам сокращают зарплаты и они хотят увольняться. Тут же на встрече жительница района подтверждает – с первого июля почтальонов в Золотилове, Гаврилкове, Раздолье переводят на 0,5 ставки, зарплата будет семь тысяч рублей».
Социальная функция почты
«Мы понимаем, что сегодня на селе почта часто является единственным местом, где люди могут получить не только почтовые услуги, но и купить товары первой необходимости, чтобы не ездить за 40-50 километров в ближайший райцентр», – говорил 21 декабря 2014 года в интервью «Российской газете» тогдашний генеральный директор «Почты России» Дмитрий Страшнов. В свою очередь, занимавший позже ту же должность Михаил Акимов упомянул 16 ноября 2020 года на совещании с депутатами Госдумы, что 11 млн жителей России проживают в населенных пунктах, где «Почта России» является единственным представителем любого сервиса – не только связи, но и розничной торговли, банковских услуг и т.д.
Как это все выглядит на практике?
Вот публикация от 22 апреля 2022 года на сайте Центра защиты прав граждан, действующего при партии «Справедливая Россия», в костромской филиал которого обратились с жалобой жители упомянутого далее населенного пункта: «В селе Матвеево Парфеньевского района Костромской области проживают порядка 300 человек. Письма лично на почту носить – для местных жителей большая проблема, потому что ближайшее отделение – за 22 километра, в соседнем селе. Люди тратят много времени и сил, чтобы получить коммунальную квитанцию или отправить посылку. Раньше почтовое отделение в селе было, но в 2020 году его закрыли».
Телеканал «Россия 1 – Нижний Новгород» показал 10 марта 2023 года репортаж из сельской местности: «Почта в селе [Криуши], где живут около четырехсот человек, не работает уже второй год. Александра Вагина, жительница с. Криуши: «Платежки платили, магазин был»… Сейчас, чтобы оплатить коммунальные услуги, нужно ехать в райцентр. Александра Ивановна сама уже не ездит, по состоянию здоровья, – просит соседей… Только за прошлый год в Воротынском округе прекратили работу три почтовых отделения - нет сотрудников… Аналогичная ситуация и в соседнем Спасском округе. Там из 11-ти почтовых отделений продолжают работать только 6. Жители деревни Базлово и двух прилегающих – тоже без почты второй год. А до райцентра – больше 10-ти километров».
И все это – ещё до кризиса на «Почте России» летом 2023 года.
А что будет, если закрывать отделения начнут уже не временно, а навсегда, и не сотнями, а тысячами и десятками тысяч?