Не беря во внимание события на Ближнем Востоке, утверждаем, что главная тема мировых новостей на прошлой неделе — это "визиты всех и повсюду". Этих визитов было так много, что, возможно, и вас, дорогой читатель, встречал в пекинском аэропорту товарищ Си или же угощал пончиками в Мар-а-Лаго мистер Трамп.
Начнём с последнего: в гости к Трампу — частному лицу, официально лишь бывшему президенту, ответчику по нескольким искам и телезвезде на пенсии — 8 апреля приехал в гости сэр Дэвид Кэмерон. Министр иностранных дел Британии, конечно, обосновывал свой визит массой формальных поводов, но на деле пытался уговорить бывшего и будущего (если верить опросам) президента поддержать Украину американским рублём и изменить свою концепцию взаимодействия с Европой. И если с первым всё более-менее ясно — Кэмерон в своё время прославился как любитель свиней, а любой лондонский консерватор является украинским лоббистом, — то с трамповским взглядом на отношения с Европой всё куда интереснее. Если вкратце, сейчас эта концепция выглядит так: Европа платит нам, американцам, деньги за свою оккупацию, Европа оплачивает наши не выстрелившие авантюры типа той, где мобилизаторы скоро начнут отлавливать кошек, Европа не вякает, не то те части Европы, что не платят в общак по 2% своего ВВП, будут скормлены России, спящей и видящей, как бы дойти от Владивостока до Лиссабона. Сложно представить, о чём шёл разговор с глазу на глаз, но идеи Кэмерона не убедили Трампа, и тот отказался призывать своих соратников в Конгрессе согласовывать выделение 60 миллиардов американских денег, да ещё и спикер Конгресса от встречи с Дэвидом уклонился. Разумеется, флирт с потенциальным будущим президентом не очень обрадовал администрацию президента нынешнего, так что встреча с лордом-дипломатом главного дипломата Америки Блинкена тоже не закончилась ничем важным.
Но вернёмся в Штаты. Туда по остывающим следам Кэмерона 11 апреля рванул Фумио Кисида. Кисида-сан, будучи японским премьером, прибыл, в сущности, ровно за тем же, зачем приехал и предшествовавший ему представитель острова с многовековыми традициями политической экспансии, дрянной еды и инцеста, — требовать денег. Фумио был щедр на слова: что-то лепетал про незаменимого партнёра, про сердечное сотрудничество, про ответственность перед всем миром — американцы такое любят. Но в корне его визита лежало раскручивание страшилки про китайскую угрозу. Помните все те ужасы про коммунистов под каждым камнем? Эти страхи испытывают не только насмотревшиеся теленовостей обыватели-бумеры, но и дряхлое руководство США, пытающееся уложить незнакомый порядок усиления Китая в привычные рамки дихотомии холодной войны.
Для того же приехал в США и президент Филиппин Фердинанд Маркос, который совместно с Кисидой наведался в гости к президенту США. У Филиппин как раз очень удобно возник территориальный спор с Пекином: филиппинцы решили, что какая-то груда камней в океане под названием "остров Титу" принадлежит им, а не Китаю и не Вьетнаму, по причине большей близости к филиппинскому берегу. Проблемы в этом никакой не было бы, если бы филиппинцы не решили строить на острове и на ряде аналогичных груд камней в других частях Южно-Китайского моря военные объекты, которые, к огромной радости китайцев и вьетнамцев, будут контролироваться бывшей метрополией Манилы — США. Байден уже пообещал костьми лечь во имя защиты суверенных филиппинских груд камней от подлых посягательств Китая, и здесь — в отличие от европейского направления — подозревать Вашингтон в охоте к перемене сердца причин нет.
И Трамп, и представители породившей его среды много раз говорили о необходимости переориентации на Восток, вернее, в случае США — на Запад. Именно по Тихому океану будет проходить линия повышенной активности американской экспансии, и бамбуковый занавес будут строить, пытаясь опереться на ключевые точки влияния — Японию, Южную Корею, Тайвань, Филиппины, Австралию.
Параллельно с работой в три смены вашингтонского аэропорта Даллеса — названного так в честь госсекретаря Даллеса, автора плана Даллеса — гостей в промышленных масштабах принимал и аэропорт Шоуду, что рядом с Пекином. Туда, в частности, 8 апреля прибыл министр иностранных дел России Лавров. Его визит не был обрамлён ни непосредственным событийным контекстом, ни резкой необходимостью: пресс-релизы говорили банальщину об обсуждении общих тем, а аналитики выдавали стандартную дипломатическую отговорку про "сверку часов". Но визит Лаврова совпал по времени с присутствием в Пекине ещё ряда интересных граждан. Если Си Цзиньпин и Ван И, местный верховный дипломат, ещё не удивляют, то в то же самое время в Пекине находился третий человек Вьетнама Выонг Динь Хюэ, важный актив тайской дипломатии принцесса Сириндхорн, бывший тайваньский президент и гоминьдановский авторитет Ма Инзцю, а также внезапная глава казначейства США Джанет Йеллен. Старушка — божий одуванчик за пару дней до того стращала американскую публику, что едет в Китай угрожать санкциями за сотрудничество с Россией, но приехав, принялась ворчать, что китайская бизнес-экспансия убивает американское предпринимательство и что надо бы крадущемуся тигру азиатской экономики пообрезать крылья. Помимо этого ничего интересного Йеллен не сообщила, как не сообщили ни Лавров, ни Сириндхорн, ни Выонг, ни Ма, что дало аналитикам сигнал: "пусть цветут сто цветов, пусть расцветают сто теорий заговора".
Рассказывалось о тайных соглашениях по переделу сфер влияния, о секретных договорённостях, в соответствии с которыми Лавров объединился с Си… нет, Ван И объединился с Йеллен… нет, Йеллен объединилась с Лавровым во имя союза против принцессы Сириндхорн. Но этот необъявленный саммит — странное совпадение расписаний сразу нескольких поездок — не дал повода для реальных выводов, кроме очевидного наблюдения, что у Вашингтона с Пекином отношения не ахти, раз с Йеллен — в отличие от всех остальных пекинских гостей — Си встречаться отказался.
Куда более явными окажутся выводы от последующих визитов высоких гостей в Китай. К моменту сдачи этого номера в печать из Пекина уже улетит германский канцлер Шольц, который на момент написания этого текста только начал свой визит — как и в случае с аналогичным мероприятием в ноябре 2022-го, с ним полетел весь цвет германской промышленности, за полтора года весьма померкший. Именно на их договорённости с китайскими бизнес-кабанчиками, а не на очередные банальности от дипломатов или домашние угрозы лысого социал-демократа, нужно будет обратить особое внимание. Наконец, самым показательным будет визит в Китай — непонятно, когда, пишут лишь про "ближайшее время" — главы Госдепартамента США Энтони Блинкена, а также встреча — тоже не пишут, где и когда — глав военных ведомств Штатов и Китая. Разумеется, никаких шокирующих откровений или прорывных решений от этих встреч ждать не стоит, но нужно будет внимательно следить за поведением транснациональной прессы.