Сообщество «Посольский приказ» 18:58 29 ноября 2021

Политика в Иране: кто есть кто?

Преемственность и противоречия

Как правило, основная линия раздела в иранской политической среде проходит между консерваторами (Osul-Garâyân) и реформаторами (Eslâh-Talabân). Но это слишком обобщённая классификация. На самом деле, судьбу современной иранской политики решает множество кланов, групп и политических течений.

В политическом спектре Ирана, как на пёстром персидском ковре, сотканном из огромного количества нитей разного рода оттенков и качества, присутствует целый сонм разношёрстых политических блоков, условно разделённый на правых, консерваторов, новых правых, старых правых, левых и новых левых, которые, в свою очередь, контролируют целые семьи, группы и религиозные общины.

Элитные группы, сложившиеся во время и после Исламской революции

В ранний период, установившийся после победы Исламской революции в ИРИ, исламистское движение развивалось по двум основным направлениям. Одним из них было течение «Путь имама», возглавляемое Мохаммедом Бехешти, председателем Исламской республиканской партии (ИРП), которая разработала действующую конституцию и форму правления Ирана, а другим — движение «Ходжатие», ратовавшее за ограничение роли духовенства во власти.

Позднее «Путь имама» сконцентрировал свою деятельность на идеях Исламской революции, в то время как «Ходжатие» преобразовалось в традиционный консервативный блок. Победителем в борьбе за власть, продолжавшейся в последующие годы и во время ирано-иракской войны, оказался «Путь имама». Но при этом само движение разделилось на подгруппы условных радикалов и прагматиков.

В первые годы революции ключевыми фигурами движения «Путь имама» были Мир-Хусейн Мусави, Сейид Али Хаменеи, Хусейн Али Мунтазири и Али Акбар Хашеми Рафсанджани. Они и их сторонники выступали в поддержку антизападной оппозиции, экспорта революции, регулируемой государством экономики и продолжения войны с Ираком.

В последующие годы внутри движения произошёл раскол, в результате которого его покинули такие лидеры, как Рафсанджани. В частности, после смерти Хомейни возникли разногласия по поводу передачи властных полномочий целиком и полностью в руки вали-е факиха (высшего руководителя Ирана) и, в некотором смысле, управления страны правительством технократов. Из-за этого ещё в первые годы после революции аятолла Хомейни при жизни отстранил от власти Хусейна Али Мунтазири, которого он ранее объявил своим преемником.

Основанное ещё до революции в Мешхеде шейхом Махмудом Халеби в целях борьбы с религией бахаи движение «Ходжатие» позже превратилось в полутайную секту, которая защищала идею воцарения хаоса на земле для появления мессии Махди. Хотя последователи движения поддерживали идеи Исламской революции, они не одобряли представительство улемов в политической власти страны, так как ждали появления двенадцатого имама Махди. Они считали, что только он способен основать истинное исламское государство. Из-за этих взглядов «Ходжатие» было закрыто вскоре после революции, а члены организации перешли в подполье. Но безусловно и то, что образование Исламской Республики Иран, особенно разведывательных служб новой страны, связано с именем «Ходжатие». Влиятельные члены движения также входили в кабинет бывшего президента Ирана Хасана Рухани.

Внутри же Исламской республиканской партии действовали две основные политические группы, условно разделённые на правых и левых. Причиной такого деления были их взгляды, связанные с дальнейшим экономическим развитием Ирана. Правые больше поддерживали модель свободной рыночной экономики, в то время как их оппоненты были сторонниками государственного регулирования экономики. ИРП прекратила деятельность ещё до смерти Хомейни, в результате чего две группы окончательно разделили свои дальнейшие пути.

Позже левая группа стала ведущим проводником жёсткой линии в иранской политике. Именно она стояла за захватом посольства США вскоре после революции. Ходили слухи, что один из лидеров группы — Мохаммед Мусави Хоейниха был связан с советским КГБ.

Наиболее значимые группы и организации на иранской политической арене

Главный фронт противостояния в нынешней иранской политике проходит между группами консерваторов и реформаторов. В число консерваторов входят представители духовенства, малого и среднего бизнеса, включая рыночных торговцев, а также религиозные люди из пригородов и деревень страны.

Самая значимая политическая организация в составе консервативного крыла — Ассоциация воинствующего духовенства (Jâmeʿe-ye Rowhâniyat-e Mobârez), основанная в 1977 году, ещё до Исламской революции. Нынешним главой ассоциации значится Мустафа Пор-Мохаммеди, ранее занимавший посты министров внутренних дел и юстиции.

Кроме того, консервативное крыло включает ещё четыре группы: «Rasti Muhafazakâr» (правые консерваторы), «Rasti Modern» (правые модернисты), «Rasti Radikal», а также «Chepi Modern» (левые модернисты).

В консервативном крыле представлены такие фигуры как братья Лариджани и Саид Джалили. Бывший президент ИРИ Махмуд Ахмадинежад ранее также входил в число консерваторов. При этом следует иметь в виду, что сплотившийся вокруг действующего президента Ибрагима Раиси политический союз возник из необходимости борьбы с крылом реформаторов.

Оно состоит из представителей среднего класса, интеллигенции, академических кругов и крупных инвесторов, преимущественно проживающих в городах.

Поиск выходов из сложившейся ситуации в Иране, или, другими словами, реформирование страны является лейтмотивом деятельности реформистского крыла, внутри которого действуют несколько подгрупп. Главным авторитетом этого крыла считается Мохаммед Хатеми.

Основной религиозной организацией реформаторов является Лига боевого духовенства (Majma’-e rowhâniyûn-e mobârez). Известно, что она была основана в 1988 году, за год до смерти аятоллы Хомейни. Ныне ею руководит Мохаммед Мусави Хоейниха. Председателем совета организации является бывший президент ИРИ Мохаммед Хатеми.

Другими видными членами организации являются Мехди Карруби и Али Акбар Мохташамипур (в 1990-е годы посол Ирана в Сирии, один из главных сторонников создания «Хезболлы». Позже служил министром внутренних дел ИРИ).

Реформаторы уделяют больше внимания вопросам демократии, прав человека, суверенитета народа, свободы и равенства. У них серьёзные разногласия с консерваторами по ряду вопросов, касающихся государственного вмешательства в экономику, развития частного сектора и исламской юриспруденции (фикха).

Нынешними авторитетными лидерами реформаторов являются бывший президент Мохаммед Хатеми, лидеры «Зелёного движения» — председатель Партии национального доверия Мехди Карруби и бывший премьер-министр Мир-Хусейн Мусави. Кроме них есть ещё политики, которых можно назвать неприметными лидерами реформаторов.

В то же время появилось ещё одно политическое течение, представленное умеренными политиками (Etidal Garâ) и не входящее в вышеназванные два крыла. Несмотря на близость их позиций с реформаторами, в последние годы умеренные стали более заметными в иранской политике. Считается, что бывший президентом Ирана в 2013-2021 гг. Хасан Рухани (перс, родом из провинции Семнан) является представителем умеренного крыла.

«Сепах»

Корпус стражей исламской революции (КСИР), также известный как «Сепах», был основан 5 мая 1979 года на основе иранских революционных комитетов. Это не только мощная вооружённая организация, но и чётко структурированное образование, действующее в целях защиты и распространения идей революции во всех сферах общественно-политической жизни Ирана.

В соответствие со статьёй 150 конституции ИРИ, «Сепах» — это организация, «ответственная за защиту революции и её достижений». Таким образом, организация осуществляет контроль за деятельностью вооружённых сил всех родов войск, военной промышленности, а также органов разведки, культуры, СМИ, экономики, политики и т. д.

Стражи подчиняются непосредственно лидеру революции, то есть высшему религиозному руководителю страны — вали-е-факиху. При этом, как и во всех военизированных структурах, здесь есть свой представитель от лица духовенства. В 1981 году главнокомандующим КСИР был назначен генерал Мохсен Резаи (Бахтияри).

В 1982 году были одновременно созданы Министерство стражей революции и ополчение «Басидж » («Мобилизация сил сопротивления»). В результате массовой мобилизации в Иране в скором времени членами «Басидж» стали 20 млн. человек, прописанных/зарегистрированных по всем мечетям страны. В 1985 году «Сепах» основал свою первую военную академию, а в 1986 году — Университет им. Имама Хусейна. В том же году были созданы военно-воздушные и военно-морские силы организации. Позже был основан Университет медицинских наук.

В 1988-89 гг. руководителем «Сепах» был Али Акбар Хашеми Рафсанджани (родился в провинции Керман; этнический перс; по некоторым данным, семья эмигрировала из Афганистана), который позже стал президентом ИРИ. Впоследствии главнокомандующим КСИР были назначены этнический азербайджанец Яхья Рахим Сефеви, который в настоящее время является военным советником высшего руководителя Ирана, и генерал Мохаммед Али Джафари. Нынешний руководитель организации — Хусейн Салами. Двое последних — этнические персы.

Последние двадцать лет «Сепах» особенно активно вовлечён в иранскую политику. Из 290 депутатов, избранных на парламентских выборах 2004 года, 90 считались бывшими или действующими членами организации. Тогда около 40 офицеров КСИР подали в отставку, чтобы выдвинуться на выборах.

На президентских выборах 2005 года президентом Ирана был избран Махмуд Ахмадинежад — бывший офицер «Сепах», непосредственно поддерживаемый организацией. Ахмадинежад является профессором в области строительства; в 1980-90-х гг. работал в той же отрасли в составе «Сепаха».

Нынешний спикер парламента ИРИ — Мохаммед Багер Галибаф тоже генерал КСИР. Большое количество офицеров организации также представлено в правительстве и парламенте Ирана. Начальник Генштаба ВС Ирана Мохаммед Багери — генерал «Сепаха»; играет активную роль не только во внутренней политике, но и в военно-политических процессах регионального значения. Будучи евразийцем, выступает за сближение с Россией и Китаем.

В новейшей истории Ирана очевидно наличие противостояния между всеми вышеназванными группировками. Так, член консервативного крыла — Рафсанджани после избрания президентом в 1989 году пошёл на сближение с реформаторами, почувствовав усиление давления на него. Это привело к росту напряжённости между ним и консервативным крылом. На выборах 1997 года президентом был избран кандидат от реформаторов — Мохаммед Хатеми. Особую роль в его победе сыграла сплочённость прагматиков и реформаторов под руководством Рафсанджани.

Но на фоне провала обещанных Хатеми реформ, войн в регионе и роста антизападной риторики победа на президентских выборах 2005 года досталась кандидату от радикальных консерваторов — Махмуду Ахмадинежаду.

Ахмадинежада также поддерживал сторонник жёсткой радикальной линии в иранской политике, выходец из «Сепаха» — аятолла Мисбах Язди. По некоторым данным, в то время Ахмадинежада поддержало и движение «Ходжатие».

На президентских выборах 2013 года умеренные консерваторы и реформаторы поддержали кандидатуру Хасана Рухани.

Из-за неудач реформаторов и умеренных на парламентских выборах в феврале 2020 года и президентских выборах 2021 года победило консервативное крыло. Однако и в составе нынешнего правительства действуют три основных крыла или групп.

Три основных крыла в правящей группе консерваторов

Это сторонники действующего президента Ибрагима Раиси, вице-президента Мохаммеда Мухбира и спикера парламента Мохаммеда Багера Галибафа.

Галибаф ранее служил генералом КСИР, а также командующим ВВС, начальником полиции и мэром Тегерана. С 2020 года является спикером иранского парламента. Его поддерживают администрация высшего религиозного лидера страны и КСИР.

Будучи одной из влиятельнейших фигур в современной иранской политике, Мухбир руководил Фондом Имама Хомейни («Сетад»). Фонд внесён в санкционный список США; обладает сильным влиянием в различных сферах — от образования до здравоохранения и экономики. Одновременно Мухбир пользуется серьёзной поддержкой некоторых правительственных фигур, представителей армии, КСИР и духовенства.

Президент Ибрагим Раиси имеет не менее сильную поддержку как среди духовенства, так и в правительстве. Также его полностью поддерживает радикальное крыло консерваторов.

Кто будет следующим лидером?

Одной из активно обсуждаемых политических тем (а может и самой главной) в Иране является личность следующего религиозного лидера страны. Хотя эта должность выборная, кандидат должен удовлетворять ряду особых условий. В дополнение к багажу религиозных знаний и политического опыта он должен быть священнослужителем, а также всеми приемлемой и консолидирующей фигурой.

Одним из претендентов на этот пост является Али Хомейни — внук покойного вождя Исламской революции аятоллы Рухоллы Хомейни, чьё влияние в стране все ещё очень велико. Али Хомейни получил религиозное образование и признаётся в религиозных кругах. Примечательно, что нынешний религиозный лидер ИРИ проявляет благосклонность к Али, нежели к его брату Хасану, близкому к реформаторам.

Любимец своего деда: Али Хомейни

Сейид Али Хомейни родился 10 апреля 1985 г. в Иране в семье младшего сына Рухоллы Хомейни — Ахмада Хомейни; является самым младшим из его детей. Приступив к обучению в Куме в возрасте 15 лет, Али уже через некоторое время сам стал учителем, начав в возрасте 22-23 лет преподавать некоторые из религиозных предметов. Более тридцати лет является одним из преподавателей в составе высших духовных академических кругов страны. Начал преподавание с книги шейха Ансари — «Кифая».

Также известен как «Маленький Али». Он был любимым внуком своего деда — Рухоллы Хомейни, который как-то сказал о нём: «У него лучезарный лик». Али Хомейни также является зятем аятоллы Сейида Али Систани и его полномочного представителя Сейида Джавада Шахристани. Его брак заключил сам Систани.

В отличие от своего старшего брата и главы мавзолея Рухолла Хомейни — Хасана Хомейни, Али в последние годы стал всё чаще появляться на общественно-политической арене страны. Был несколько раз приглашён для чтения проповедей перед пятничной молитвой в нескольких городах Ирана, включая Тегеран. Публичные выступления Али Хомейни были с одобрением встречены в разных городах и сёлах страны. В отличие от своего брата, который поддерживает тёплые отношения только с реформаторами, Али больше снискал любовь и уважение в противоположном стане консерваторов. Даже молодые представители этого крыла выражают своё желание в социальных сетях видеть Али Хомейни имам-джумой[1] Тегерана.

Али Хомейни начал появляться на публике три года назад. Вскоре после этого был замечен в Наджафе (Ирак), где, по некоторым данным, он получает высшее религиозное образование. Это одно из ключевых средств, способных открыть ему путь в высшие религиозные и политические посты в ИРИ. Так, в ближайшие годы Али Хомейни, ныне носящему титул худжат аль-ислама, вероятно будет присвоен титул аятоллы и даже муджтахида.

Однако в иранских политических кругах упоминаются и другие кандидаты на пост вали-е факиха. Ранее среди них были названы имена Хасана Хомейни, Садика Лариджани, бывшего президента Хасана Рухани, бывшего президента Мохаммеда Хатеми и нынешнего президента Ибрагима Раиси. Однако после последних президентских выборов в стране шансы «ушедших в подполье» Лариджани, Рухани и Хатеми оцениваются как низкие.

Среди других кандидатов также упоминается имя сына нынешнего главы ИРИ — Муктабы Хаменеи. Муктаба близок к КСИР, получил религиозное образование, отмечен в нескольких эпизодах политических и социальных процессов в стране. Однако сомнительно, что Иран пойдёт по пути наследования высшего государственного поста по биологическому признаку. Поэтому утверждение кандидатуры Муктабы Хаменеи маловероятно.

Ещё одним кандидатом на пост высшего руководителя ИРИ является старший брат Али Хомейни — Хасан. Он ближе к реформаторам и время от времени выступает с критикой консервативного крыла. По этой причине считается, что у него мало шансов на успех.Таким образом, на данный момент наиболее вероятными кандидатами на должность высшего руководителя Ирана являются действующий президент Ибрагим Раиси, Али Хомейни (если к тому времени получит необходимое религиозное образование), Хасан Хомейни и аятолла Ахмад Хатеми. Но окончательное решение будет принято «глубинным государством» Ирана и КСИР.

Второй версией по поводу личности следующего главы Ирана считается возможное формирование некоего руководящего совета, состоящего из нескольких лидеров, а не одного конкретного человека. Эта идея обсуждалась ещё при жизни Хомейни. Предполагалось, что после Хомейни его место займёт выборный совет лидеров. Однако после смерти Хомейни в 1989 году и избрания Али Хаменеи высшим религиозным лидером страны данная система правления была удалена из конституции. Незадолго до своей кончины эту идею тщетно пытался возродить бывший президент Хашеми Рафсанджани, но его усилия не получили особой поддержки. Хотя руководящий совет считается крайней мерой при передаче власти, обсуждения по этому поводу не стихают до сих пор. К тому же, если после Хаменеи не будет единого кандидата или единогласия по какому-либо из них, именно руководящий совет может оказаться той самой крайней мерой. Однако правящая элита Ирана не выражает особого восторга по этому поводу, поскольку внедрение такой системы правления значительно ослабит механизм принятия решений в стране.

[1] Официальная должность лица, ответственного за проведение пятничной молитвы.

Илл. Иран. Празднование очередной годовщины Исламской Революции

5 апреля 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
20 марта 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x