Авторский блог Сергей Ёжиков 15:36 31 января 2015

Политика убивает культуру

Рассуждения о двух векторах развития общества: политическом и культурном.

В России нет политической культуры! Но есть культура! Политизированное общество – это обколотая наркотой проститутка. Ни при царях, ни при советах политики в России – её у нас не было.

Что в своей сути несёт в себе политика и о чем говорит культура? Политика – это, упрощенно говоря, драка внутри социума! Политический процесс – это перманентный конфликт, разделенного по сословиям, интересам и амбициям общества. Это общество поделенное внутри себя на партии, секции и направления.

Если рассматривать цели и задачи политизированного общества, то получится, что каждый из нас строит своё общество со своими идеалами, при этом каждый стремится уничтожить оппонента и раздавить гадину в колыбели, яслях, на детских подушках. Это такое состояние сознания в непрерывном конфликте. Подумать только: из-за политики страна ввергается в хаос!

Мне могут возразить, что вот Запад де живет по таким меркам уже которое столетие и ничего! И уже продвинулся, хе, в своем развитии так далеко, да так изобретательно, что нам, мол, примитивным азиатам, чапать и чапать, как до Китая пешком!

Ну кто сказал, что политика нам нужна? Да как корове седло! Потому что мы в России испокон веков не особо учитывали интересы сословий и не особо обращали внимание на мятежные чувства оппозиции. Пугачёвщина да разинщина были для нас сопоставимы с внешним вторжением. Пугачёв был для настем же вором, чтои поляк, что и немец. Для нас всегда важнее всего было найти более значимые общие ценности, чем дробление по интересам, по политическому мировоззрению бояр, помещиков или купечества.

Где-то мне встречалась фраза, в которой Сталин, дескать, обмолвился, что социализм, как систему, можно было бы построить и при царе. Так ведь и демократия была при царях, и даже имелись элементы социализма! И наоборот – автократия имела место быть при социализме, причем весьма даже очень жёсткая!

Приоритет политической борьбы над другими ценностями – это чистой воды развод Запада! Вот посмотрите на Китай! Посмотрите как активно и мощно продвигаются эта страна сейчас в экономике, не обращая внимание на то, какая у них общественно-политическая формация: капитализм, социализм, демократия, автократия… Китай создаёт свою Империю, великую китайскую империю XXI века и делает при этом самое главное – собирает лучший мировой опыт.

Да и в России-то, на первом месте всегда была культура. Нам в России всегда более важны те символы и те ценности, которые исповедует человек. Для нас всегда были священны Христианские символы. Справедливости ради надо признать, что не всегда. Просто после долгого и обязательного атеизма, мы вдруг вспомнили о Боге и о Христианских ценностях. И Богоискательство – это наш вечный стержень, это наш вечный поход за сакральными смыслами. Потому что нам в нашем поиске смыслов важны не попы, не посредники между Богом и нами, а Бог и Божественное Начало; вера, а не церковь.

Ну а что такое культура? Это не ДК, не сельский клуб и не задрипанный музей, пропахший кислой капустой где-то на отшибе, а то, что важно для всех нас. То, что нам ценно, оно непременно наполнено высшими смыслами. Внешняя, обывательская кульутра - это уважение к старикам, уважение к женщинам, память о Победе в 1945 году. Для нас всегда уважаем учитель, врач, художник и презираем чиновник.

Мы, как народ, опираемся на обыденные приоритеты. В народе всегда знают, что путнику надо дать воды и, если надо, то и хлеба. В народе принято не обижать детей и уважать материнство. Это простые и вечные смыслы, на которых живет народ. Но в народе есть и та прослойка, которая знает больше, ищет глубже и стремится к большему. И эта часть общества, именуемая интеллигенцией, исполняет в обществе более высокую задачу – она обсуждает с народом смысл и цель развития самого общества, определять его ценности и сакральные смыслы.

История говорит нам, что весь XX век писатели, публицисты, художники и драматурги искали и обсуждали то, что отзовется в народе тонкой струной, песней, слезой или нравственным порывом. Кто-то сказал «Не стреляйте в белых лебедей», кто-то рассказал историю о юных девчонках в повести «А зори здесь тихие», другие возводили памятники Алёши в Болгарии и Матери в Сталинграде. И ведь именно в нашем прошлом веке были широкие дискуссии о «Плахе», «Покаянии», и на серебряный век выпала серия картин Рериха о Гималаях, поэма Блока «Двенадцать», а потом был даже рассказ о «Дяде Стёпе» милиционере.

Важны ли были нам в прошлом веке политические партии, политические свободы? Да, где-то пописывал свои записки Солженицын, что-то там и о чем-то там возмущался Сахаров вместе со своей женой Еленой Боннэр, чем-то там возмущалась Людмила Алексеева… Но нам это было не интересно, во всяком случае не так, как смотреть сериал о Штирлице и обсуждать новые песни Аллы Пугачевой.

Но политика в нашей жизни была. Я имею в виду официальную линию партии и намерения политизировать нашу жизнь. И было в этой политике столько отвратного и мерзопакостного – от коммунистических субботников до партсобраний по подготовке к зиме, что потом мы уже на собрание ГКЧП смотрели как на исправленное и дополненное издание ЦК КПСС. Да и на Ельцина-то смотрели лишь как на надежду, в которой нет бронзы от Политбюро. Мы искали проявления жизни там, где её отродясь не было…

Может быть поэтому и увлеклись навязанной нам политизированностью, как игрой в Спортлото, надеясь выиграть там, где победитель давно уже определен, назначен и законодательно выведен в качестве Хозяина казино.

Политика, как процесс, разрушает наше общество. Политика без культуры – это кукушонок в нашем гнезде. Политика – это как прививка травоядным инстинкта плотоядных. Жили мы себе колхозным стадом телков, но вдруг нам сказали (декретом утвердили), что кроме травки можно и друг дружкой лакомиться. Этакий экспорт каннибализма в щадящем режиме.

Запад-то к режиму «человек человеку волк» (homo homini lupus est) привык и у него за сотни веков созданы традиции, правила и этика шакалов, а нам в диковинку, нам ещё в рамках прежней этики, когда «человек человеку – друг товарищ и брат», ещё не верится и как-то стрёмно грабить народ, а вырученные деньги вывозить в оффшоры и при этом считаться уважаемым человеком. И чем больше бабла ты вывозишь, тем выше твои бонусы. Мне понравилась шутка КВН-а 90-х годов о Ельцине: «А маме мне наивно говорила: не пей, сынок, в люди не выбьешься!» Именно поэтому все 90-е годы были для России периодом волков, пирующих нами в овчарне. Потому что… плюрализм! Потому что «свобода слова»! Нам же никто не объяснял, что хвалёная свобода на Западе – это жёсткий примат законов! И это где, в стране, где закон был всегда как дышло... Это на Западе за превышение скорости можно сесть в тюрьму, это на Западе свободные однополые браки и Ювенальная Юстиция.

Для наших традиций принять политические правила Запада - означало скрещивать ужа с ежом. Но наше общество клюнуло на это.

Меня всегда удивляло, что СССР решил отказаться от социализма лишь по простой причине: нам де сказали, что капитализм – лучше! А потом мы в порыве нового почина решили отказаться и от своей промышленности, ибо у наших конкурентов товары, дескать, лучше. И тут, рядом с нами, китайцы, которые на начало 90-х годов не умели делать и половину из того, что умели мы, вдруг взяли, да широко развили своё промышленное производство, не обращая внимание на то, что оно с примитивным качеством! И не комплексуют по этому поводу. Они начали строить капитализм, не разрушая… социализм. И преуспели! Почему мы так не смогли?

Китайцы в эту эпоху перемен не отказались от своей культуры, они взяли и использовали некоторые западные механизмы развития общества в своих целях: экономику, технологии, дешевую рабочую силу. И главное в чем они ограничили себя – так это в том, что они не стали применять политические механизмы в своем обществе. Китай живет в рамках своей вековой культуры без волчьих законов политизированности общества, поэтому и сохранил единство, целостность, мобилизационную сущность.

1.0x