"Сейчас не самое подходящее время говорить о триумфе русского балета", — заявила в интервью журналу "Коммерсантъ-Weekend" Тамара Рохо, испанская балерина, экс-прима Ковент-Гардена, сегодня — художественный директор Английского национального балета. С высоты башни Тауэр лучше знать, что да как у варваров на театре. А в Лондоне публика — она изысканна, она "ценит качество исполнения, а не его происхождение", тогда как русским не дано танцевать "модерн". "Российская газета" — информационный спонсор фестиваля "Benois de la Danse-2013" — вручили Тамаре Рохо специальный подарок.
Балет. За этим фасадом из воздушности Сильфид, романтических грёз Жизели, за коварством злых сил неизменно побеждала политика. За "большим балетом" — "большая политика". В феерии "Спящей красавицы" Петипа слепила со сцены бриллиантами и рубинами роскошь России. В триумфе "Ивана Грозного" Григоровича в сиянии золота хоругвей несли Вестники победы знамение непобедимости Руси. Ни один посол не сделал столько для славы России, говорил Бенуа, сколько Дягилев "Русскими сезонами". Роберт Кеннеди инкогнито прилетал в Москву, чтобы, скрываясь в фалдах бархата Центральной ложи, смотреть на Плисецкую в "Лебедином озере". Уланова в дни гастролей Большого театра в США встречалась с Джоном Кеннеди, то был вклад в разрешение Карибского кризиса. Легенды и мифы "большого балета"
Фестиваль "Benois de la Danse" — проект, говоря современным языком, Юрия Григоровича — проводится каждый год, в 1992-м принят под патронаж ЮНЕСКО. Жюри, в состав которого входят выдающиеся артисты мира, балетмейстеры — главы крупнейших театров, выдвигает номинантов и выбирает из их числа лучших. География участников фестиваля — страны Европы, Америки, Азии, а накануне "Benois de la Danse-2013" в оргкомитет пришло письмо из Африки. Национальный балет Нигерии выразил желание присутствовать пока в ранге наблюдателя, но, возможно, стать и участником фестиваля. Надо ли говорить: престиж фестиваля — в имени маэстро Григоровича, что символизирует собой эпоху Большого театра под названием "Золотой век".
С атаки на Юрия Григоровича и началась пресс-конференция "Benois de la Danse-2013". Что думает маэстро о балете, если все эти "Лебеди" да "Тени" — курам на смех, нервно курят в сторонке современного танца. Иван Лишка, художественный руководитель Баварского государственного балета, поддержал антре к микрофону журналистов. Ведущие хореографы, — заверил, — сегодня на Западе. Идёт поиск новых решений и новых форм. Хореографы решают задачи возможности тела человека, ломают стереотипы пластики. И что ни хореограф сегодня — то Перельман плюс "инструмент для формирования социальной реальности". Короче, русский балет капут, современный танец да здравствует. Петербург незамедлительно вышел на смс-связь: "Рохо? Какое она имеет отношение к балету?" "Глава Английского Национального балета", — парирует Москва. "Не надо нам такого балета". Снобизм Петербурга невыносим просто. Рассуждает категориями "Садов Армиды". Пресс-конференция не задалась. Председатель жюри фестиваля Юрий Григорович напомнил высокому собранию о влиянии на русский балет и французской школы в лице Дидло и итальянской школы в лице Чекетти. Семена упали в плодородную почву и дали миру столь диковинный цветок, как русский балет. Итальянцы лучше всех поют, заключил маэстро, а русские — лучше всех танцуют. Разговор завершился на радость всем присутствующим.
21 мая состоялась 21-я торжественная церемония вручения приза фестиваля "Benois de la Danse". Историческую сцену Большого театра "причесали" под хай-тек. Слева и справа — ряды стульев, красная дорожка посередине. Ведущая церемонии Марина Александрова — уже не "прима-балерина Большого театра", а — "звезда". "Звезда Большого театра". Метафору: "Benois de la Danse — балетный Оскар" режиссер церемонии считал буквально. Смотреть на Голливуд в Большом — занятие из забавных. Нет-нет, да и промелькнет шальная мысль: не в павильонах ли Холмов бронзовые канделябры выстраивают нынче декорации Империи Кавоса? Но вот последовал гала-концерт. Дивная, как пух Эола, Мария Кочеткова (солистка Балета Сан-Франциско) вызвала всплеск аплодисментов в па-де-де из балета "Жизель", Дария Климентова и Вадим Мунтагиров — солисты Английского национального балета — вышли в холодном, академичном па-де-де из "Спящей красавицы"; солисты Большого театра Екатерина Крысанова и Владислав Лантратов — в адажио из балета "Баядерка". Гнев: почему номинанты и лауреаты фестиваля все с русскими фамилиями — погасила графичностью линий "Вариация для двух пар" (хореография Ханс ван Манена, Национальный балет Нидерландов), и сцена из балета "Дама с камелиями" (хореография Джона Ноймайера, солисты Датского Королевского балета) полыхнула изяществом стиля былой Европы. Да и померкла в "клюкве" секса. В цивилизованном обществе о сексе поговорить за столом, что стакан воды выпить. Па д`аксьон (действенный танец) из балета "Дочь фараона" (хореография Пьера Лакотта) завершил гала-концерт. Гримаса сплина — небрежной скуки и тоски — подпудрила пожар щек страдальцам.
Дело в том, что на "Benois de la Danse-2013" случилось непоправимое. Пьер Лакотт, кумир московского бомонда, вышел на сцену Большого театра, чтобы получить приз фестиваля в номинации "За жизнь в искусстве". И вдруг, он — эмблема балета Парижа, один из величайших представителей западной хореографии — стал признаваться в любви к России, рассказывал о своем педагоге — великой русской балерине Любови Егоровой, балерине еще Императорского Мариинского театра, благодаря которой он вот сейчас имеет честь выйти на сцену Большого театра.
…В какой-то момент величие творца оказывается его наказанием. В какой-то момент "бешеные волки встанут лапами на грудь". Вчерашние льстецы вдруг оборачиваются в гонителей и, словно с полотен Босха, слетаются на жертву славы чудища мщенья. Прогресса и "золотой лихорадки" требуют от русского балета. Хит балетного сезона — шоу из борцов сумо и кривоногих шлюх у шеста, пробиваемое лучами лазера. Поражает другое. С каким deja vu сколачиваются шайки из либералов и нацпатриотов, из русофобов и русофилов для очередной расправы над русским гением русского искусства. И вот сейчас, когда я пишу эти строки и заглушаю шиканье взбирающихся из лавочек во дворцы в адрес фестиваля "Benois de la Danse-2013" и похлопывание по плечу Григоровича, пытаюсь вспомнить — была ли та страна? Величию и красоте которой маэстро отдаёт всю свою жизнь. Но. "Сейчас не самое подходящее время говорить о триумфе русского балета". Фашизм - культ красоты.
Сообщество «Салон»
00:00
30 мая 2013
Похищение балета
На "Benois de la Danse-2013" случилось непоправимое. Пьер Лакотт, кумир московского бомонда, вышел на сцену Большого театра, чтобы получить приз фестиваля в номинации "За жизнь в искусстве". И вдруг, он — эмблема балета Парижа, один из величайших представителей западной хореографии — стал признаваться в любви к России, рассказывал о своем педагоге — великой русской балерине Любови Егоровой, балерине еще Императорского Мариинского театра, благодаря которой он вот сейчас имеет честь выйти на сцену Большого театра
1.0x