Авторский блог Александр Балтин 00:09 18 августа 2024

Поэзия Виктора Топорова

Из глубины звучит, из бездны классической традиции, мудро продолжая, спокойно развивая её

Из глубины звучит, из бездны классической традиции, мудро продолжая, спокойно развивая её: и спокойствие, коли речь о приближение к смерти, свидетельствует о стоицизме В. Топорова, алмазным стержнем определявшем его поэтическую личность:

Поздние стихи больших поэтов,
Отблеск лета над речушкой талой,
Нераздельность солнечного света,
Голос торопливый, запоздалый…

Я люблю вас, поздние творенья,
Строки, продиктованные близким.
Ближе к смерти — ближе к воскрешенью.
Без помарок, без обмана, без описки…

Поэзия плотно наполняла литературное бытование В. Топорова: разнообразного и размашистого и в творчестве, и в организации литпроцесса; ирония, прокалывающая стихи, порою отдавала «великолепным презрением», как-то упомянутом Ахматовой по отношению к сердцу Булгакова:

Врачи — врачам, грачи — грачам,
Враги — врагам расскажут байки —
Все обо мне. Но не предам
Себя на суд их без утайки.

Врачи — грачам, враги — врачам
О ком-нибудь другом расскажут,
Кого-нибудь другого свяжут
И замуруют в свой бедлам.

Здесь отзвук псалма, вибрируя, гудит: Блажен муж…

Густо играет ассоциативная вязь: время, данное через признаки, меняется, оставляя нечто неизменным в ядре личности человека, в самом сердце сердца, и лёгкость, акварельные размывы стихотворения так плавно вливается в читательскую душу:

Милая! бесценная!

Жалкая… двуличная…

Там теперь пельменная,

Где была шашлычная.

Впрочем, те же пьяницы

Трутся у ворот.

Что с тобою станется —

Леший разберет.

Или может ринуться,

Дура Время вспять?

Или с ними скинуться

По рупь двадцать пять?

Разноритменно ткётся глобальный ковёр поэтической индивидуальности: сложный, как восточный, с узором уплотнённым, с крупными метами различных смыслов, обитающих в недрах бытия.

«Когда» – будет определено через гирлянды деталей, разнородно показанных в свете и изломах призм памяти, перечисления будет долгим, но и вкусным, отчасти захватывающим:

Когда сойдемся, как борцы,

Опять равны, но в новом весе, —

Где электронные часы

Уйдут вперед веков на десять,

И зыркнет призмой старый дом,

И полушария колена

Колумб обшарит за углом

В кинотеатрике «Победа»…

И финал грянет, литературностью своей подчёркивая данность:

Когда сойдемся, как слова

В строке, как тяжкие спондеи,

Произносимые едва

Усильем от ушей до шеи…

Силовое поле абсурда в финале увеличивает выразительность стихотворно-архитектурного построения.

…жёстко начнутся терцины, словно просыплют обречённость первой строкой:

Сложи надежды горкой у порога.

Пусть их поднимет кто-нибудь другой,

А здесь нагая нудная дорога.

Простое помещенье предо мной:

Не то какой-то холл, не то кулисы,

Не то изнанка лодки надувной.

…завибрирует с самого начало отзвуком: Оставь надежду всяк сюда входящий…

Оригинальность метафор включена на полную мощность механизмов оных.

Возвышенно-величественное окончание стихотворения:

Невольно ясно, что меня раздавит

Вниз небом опрокинутый Тибет.

Небо, перевёрнутое великолепием; множественностью жизнью, плазмой её текучей-блескучей наполненные созвучия Топорова необыкновенно живые, и, переливаясь драгоценными вспышками мыслей, озарений, догадок, ощущений представляют его мир столь драгоценно-пространным, что послевкусие заставляет обращаться к его стихам вновь и вновь.

1.0x