Эти севастопольские причалы ждали долго. Больше двадцати лет лишь легендарная "Варшавянка" — черноморская "Алроса", подводная лодка проекта 877В ("веди", как принято говорить на флоте) скрашивала унылую серую пустоту Южной бухты. Непростые времена в жизни нашей страны паровым катком прошлись по подводным силам Черноморского флота. Из более чем полусотни субмарин в строю осталась одна…
Металлический ребристый переход на "плавпирс" покрыт утренним инеем: весна весной, но и здесь, на юге, холод не спешит сдавать позиции. Нужно шагать осторожно, хотя и поторопиться тоже следует — у подводников время расписано по минутам, пусть даже и стоят они сегодня в базе. Перебираемся на более ровную часть и… ждём. Экипажи выстроились здесь же: идёт смотр формы одежды, личных документов, опрос личного состава и прочая, и прочая. Нам "повезло" прибыть аккурат в день начала какой-то очередной проверки, до которых так охочи вышестоящие штабы. Впрочем, повезло и без кавычек: нужная нам лодка сегодня проверке не подвергается.
Пока есть возможность, разглядываю субмарины вблизи. Конечно, в сравнении со своими океанскими атомными сестрами подводные лодки Черноморского флота невелики. Однако малютками их не назовёшь, особенно когда стоишь рядом. Гладкие, округлые диковинные морские звери. Внешне добродушные, но смертельно опасные для врага в случае агрессии.
Наконец построение завершается, моряки муравьями устремляются на свои борта. К нам подходит молодой ладный офицер:
— Вы журналисты? Поднимайтесь.
Ступаю на корпус лодки, поворачиваю к рубке. До открытой двери нужно пройти по узкой кромке: справа рубка, слева — море. Никаких таких "лееров" или скоб нет в помине: подводникам привычно, а гости здесь редкость. Не упасть бы…
Благополучно достигаю цели. За дверью — крохотный пятачок палубы, с которого можно подняться в рубку или спуститься в лодку. При погружении здесь — царство воды. Герметичная крышка люка, преграждающего ей доступ в прочный корпус, сейчас распахнута. Парадный, он же единственный, не считая аварийного, вход к нашим услугам! Для тех, кто не в курсе, пояснение: "вход" в лодку — это вертикальная семиметровая труба, оснащённая скобами спуска. Ее диаметр и длина, пожалуй, заставят посетителя серьёзно подумать о поддержании должной физической формы. Так… держаться здесь, ногу — сюда… Ох ты, фотоаппарат мешает! Ну-ка, ещё раз!.. Ага, влез! Со старательно скрываемыми усмешками моряки наблюдают за мучениями журналистов.
Но вот я внутри. Кстати, самое время для небольшой справки.
Многоцелевая дизель-электрическая подводная лодка Б-261 "Новороссийск" — головной корабль проекта 636.3, с неё началось стремительное возрождение подводных сил Черноморского флота. Была заложена в 2010 году на санкт-петербургском заводе "Адмиралтейские верфи", спущена на воду осенью 2013 года. В августе 2014 года на "Новороссийске" был поднят Андреевский флаг, означающий вступление корабля в боевой состав ВМФ.
"Лодки проекта 636.3 вобрали в себя самый передовой конструкторский опыт, — рассказывает командир "Новороссийска", капитан 2 ранга Константин Табачный. — Они ещё более бесшумные даже в сравнении со своими сверхтихими предшественниками — проектами 877 и 636. А ведь всем известно, что лодку проекта 877 "Варшавянка" наши недоброжелатели называли "чёрной дырой" за исключительно низкий уровень шума, практически сводивший на нет все попытки обнаружения. У нас установлены новые мощные дизель-генераторы, мы имеем более высокую скорость подводного и надводного хода, дальность плавания увеличилась".
Табачный — потомственный подводник. Он командует "Новороссийском" с момента спуска на воду, став первым и самым опытным командиром среди коллег, изучавшим и устранявшим "детские болезни" головной лодки проекта вместе с конструкторами…
Осматриваем лодку. Первое, что бросается в глаза — огромное, просто чудовищное количество вентилей, кранов всех размеров и, кажется, всех цветов радуги. Трубопроводы, кабельные трассы, незнакомые устройства, агрегаты. Среди них можно было бы затеряться, но… свободного места для этого просто нет. Каждый квадратный сантиметр занят.
Три шага от главного входа — и добро пожаловать в святая святых, на центральный пост. Дежурный по кораблю, командир группы старший лейтенант Олег Шишенок приветствует нас и отступает, давая возможность пройти. Да, не танцзал здесь у подводников… Втроём еще терпимо, а вот вчетвером уже явно тесновато. Но праздным зевакам вроде нас здесь взяться неоткуда. В боевом же расчёте четко прописаны рабочие места и обязанности. Толкаться локтями некому.
Вся важная необходимая информация о состоянии сложного организма подводного корабля поступает в центральный пост, здесь производят расчёты, принимают решения, отсюда осуществляют управление. Тут и главный электронный мозг — боевая информационно-управляющая система (БИУС). Специальный компьютер, на котором не поиграешь в "сапёра" и не "посёрфишь" на просторах Интернета от нечего делать. А вот сложные задачки, касающиеся всякого взаимодействия с противником, он решает на раз.
Дежурный по кораблю берётся за гарнитуру громкой связи: "Главному корабельному старшине Тихонову прибыть на ЦП!"
В проёме прохода возникает невысокий, крепкий моряк, наш гид по подводной лодке: главный корабельный старшина (ГКС) контрактной службы Сергей Тихонов, техник моторной группы, смотрит на нас вопросительно: готовы? Готовы!
Спускаюсь на палубу под ЦП и импровизированную экскурсию начинаем с того, что понятно даже нам: с кают-компании и жилых помещений. Кают-компания — место, обязательное для каждого корабля, надводного или подводного. В комнатке два метра на семь — широкий стол, окружённый мягкими стационарными сиденьями, большой термос, чайник, на переборке закреплён плоский телевизор. Здесь едят, отдыхают, здесь совещаются, проводят занятия, командир устраивает подчинённым разносы (а как без этого?) и хвалит отличившихся. В случае же острой необходимости на широком удобном столе кают-компании корабельный врач оперирует больного.
Рядом — офицерская каюта, восьмиместная. Представьте себе вытянутое вагонное купе с низким потолком и без окон. Представили? Вот примерно такая каюта. Старшины и матросы размещаются ещё более компактно — кубрики на 14 человек.
Поднимаюсь на палубу выше, миную туалет, душевую, камбуз. В базе они не используются, потому закрыты.
"Наша лодка получила отличную современную опреснительную установку, — рассказывает нам Сергей. — Если раньше забортную воду опресняли обычным выпариванием, то теперь используется принцип "обратного осмоса", так что в пресной воде недостатка нет. А ведь когда-то, бывало, довольствовались лишь той, что набрали перед походом, потому что старая установка мало того что была слабенькой, так ещё и быстро выходила из строя".
"Ещё не могу не похвалить систему вентиляции и охлаждения, — продолжает он. — На юге это особенно важно, не валишься с ног от отупляющей жары, а можешь нормально выполнять свои обязанности. Также установлена система пожаротушения нового поколения на основе азота. Как известно, система предыдущего поколения (на основе фреона) иногда служила причиной тяжёлого отравления экипажа".
ГКС ловко ныряет в переборочные люки. Нам с непривычки сделать это гораздо сложнее. Неловкое движение — и вот уже чешешь голову, которая обзавелась свежей шишкой, или трёшь ноющее колено: к вечеру явно появится синяк. Но такая экскурсия дорогого стоит, на мелочи времени нет. Очень интересно. И почти ничего не понятно. Что это за ящички закреплены вдоль проходов?
— Это регенерация, — объясняет Тихонов. — Там (указывает рукой. — примеч. А.П.) снаряжённые установки, эти ящички — на случай необходимости. А вот — рабочее место мотористов, пульты управления двигателями. Под водой и при всплытии лодка приводится в движение электромоторами, питающимися от аккумуляторных батарей. Дизель-генераторы предназначены для их зарядки.
— А как долго лодка может находиться в подводном положении без "выныривания"?
— Зависит от режима хода. Усреднённо мы можем не появляться на поверхности почти неделю, потом понадобится всплыть и подзарядить аккумуляторные батареи.
У самой кормы размещается рулевой пост. Здесь к многочисленным вентилям, рукояткам и переключателям добавлены картушки компасов, табло отображения глубины, скорости, ещё каких-то неведомых нам цифр.
— А разве нельзя управлять всем этим с ЦП?
— Разумеется, можно. Основное управление так и происходит. Но на боевом корабле, особенно подводном, нужно быть готовыми к любому развитию ситуации, иметь резервные и дублирующие каналы. Полностью доверить свои жизни электронике — очень рискованно.
Главный корабельный старшина Тихонов служит в подводном флоте 15 лет, с 2003 года.
"Я родом из Нижнего Новгорода. После призыва меня направили для прохождения службы на нашу подшефную лодку "Горьковский комсомолец". В семье у нас моряков не было, и связывать свою жизнь с морем я до службы не планировал. А потом, наверное, нашёл своё призвание, понравилось… После "срочной" написал рапорт с просьбой принять на службу по контракту, командир одобрил. Вот и прошло уже почти полтора десятка лет, — улыбается Сергей. — Чем привлекательна служба на подводной лодке? Для меня в первую очередь тем, что здесь отношения между сослуживцами товарищеские, даже дружеские. Конечно, если виноват, то взыщут по полной, но бестолковой солдафонщины нет. "Нам экипаж — семья" — для нас не просто строчка из песни, это в самом деле так. Идти на месяцы в море, под воду с теми, кому не доверяешь, в ком не уверен, нельзя. У нас от каждого зависит даже не здоровье, жизнь всего экипажа. Случайных людей тут не бывает. И подводником сразу не становятся. Вот вы удивляетесь огромному количеству рукояток, вентилей, механизмов. А подводник должен всё о них знать. Знать, что будет, если открыть или закрыть вентиль. Знать, в каком случае их нужно крутить, а в каком категорически запрещается. И самое главное — научиться правильно управляться с оборудованием своего отсека, со своим заведованием на уровне рефлексов. На это уходит не один месяц".
"Случайные, безответственные, неумные отсеиваются", — говорит Тихонов, сопровождая нас вновь в ЦП. Где уже ожидает командир.
"Ну как? — улыбается Табачный. — Всё увидели?"
Что-то увидели, поняли ещё меньше. А как же главная "фишка", оружие?
"Оружие? — прищуривается командир, — Расскажу и про оружие. Только не обессудьте, всё вам знать не положено. "Новороссийск" имеет шесть торпедных аппаратов, может нести 18 торпед или 24 мины. Палуба оружейная как раз сейчас над нашими головами, над ЦП. Да-да, знаю, о чём вам интересно узнать. Часть боезапаса — это знаменитые "Калибры-ПЛ". Этими чудо-ракетами мы можем стрелять в том числе и из-под воды, при этом поражать цели подводные, надводные и даже береговые. В 2017 году наша лодка впервые выполнила такие стрельбы из подводного положения по цели на сухопутном полигоне. Поражение стопроцентное! Ну а с помощью минного оружия мы, находясь в подводном положении, можем скрытно заминировать указанный квадрат и доставить противнику большие неприятности на его коммуникациях. Не зря по итогам учений "Новороссийску" было присвоено почётное звание "ударный". Постараемся не опустить планку и в этом году!"
…Разнообразие выполняемых задач и видов поражаемых целей делает лодки проекта 636.3 многофункциональными. Напомню, что в командовании ВМФ сообщили, что такие субмарины могут охранять военно-морские базы, береговые и морские коммуникации, бороться с подводными лодками и кораблями противника, а также вести разведывательную и патрульную деятельность на морских коммуникациях.
Черноморская дивизия подводных лодок, которой командует капитан 1 ранга Олег Михолап, сегодня включает в себя шесть субмарин проекта 636.3: "Ростов-на-Дону", "Краснодар", "Старый Оскол", "Великий Новгород", "Колпино" и уже знакомая нам подлодка "Новороссийск", — шесть грозных подводных кораблей, несущих самое современное оружие, уже отлично зарекомендовавшее себя как при испытаниях, так и в условиях вооружённых конфликтов.
Время работы у подводников истекло. Прощаюсь с командиром, с членами экипажа, с которыми успели познакомиться. Отличные ребята, отзывчивые и простые. Обычные люди, выполняющие необычную, сложную и опасную работу. Хотя… Обычные ли? Ведь случайных среди них не бывает. Только настоящие моряки-подводники, влюблённые в своё рисковое дело.
Причалы севастопольской Южной бухты дождались своих постояльцев, новые лодки заняли свои места, и экипажи уже выполняют поставленные задачи. Да как выполняют! Аж кое-где за морями и океанами зубами скрипят!
Скрипите, господа… Флот России набирает силу!
Фото В.Пасякина