Сообщество «Салон» 00:00 5 сентября 2013

Подглядывание

Возможно, самыми отстранёнными и завершёнными в изобразительном плане являются как раз работы Маяковского. Именно поэтому тексты в "окнах РОСТА" не кажутся излишними добавлениями. Остальные рисунки выставки буквально нашпигованы разнообразными смыслами, а чаще всего — некими историями. Авторы будто предлагают зрителю сыграть в игру, цель которой — распутать повествовательную нитку и "проникнуться"

В доме Остроухова, который является отделением Литературного музея, открылась выставка "Рисунки поэтов". Она будет идти до 15 сентября, но, в зависимости от посещаемости, дату закрытия могут передвинуть на более поздний срок. В рамках выставки представлено более двухсот живописных и графических работ. Поэты ХХ века оставили после себя немало изобразительных материалов.
Дом Остроухова находится между Новым Арбатом и Центральным домом литератора, из окон видны здания-книжки, совсем недалеко расположен один из крупнейших московских книжных магазинов. Прямо сейчас решается его судьба, возможно, ему суждено стать бакалейной лавкой или колбасным супермаркетом. Судьба печатной книги в России попадает в зону неопределённости. Возможно, через несколько лет мы вернёмся в эру самиздата и хождения рукописей по рукам. Текстов в физическом обличье будет немного, основная масса удовлетворится Интернетом и цифровыми копиями. Но книжки останутся. Они могут стать художественными манифестами автора. Я подумал так, после того, как посетил выставку "Рисунки поэтов", где видел стих, написанный на белой рубашке, видел как раз и художественную рукописную книгу со старательно выведенными буквами, цветными чернилами и скрупулёзно выполненными рисунками.
Смотреть на рисунки поэтов — почти то же самое, что читать тайные, никогда не изданные дневники. Это утверждение касается даже общепринятых и общеизвестных многостаночников, таких, как Владимир Маяковский. Ему отводится отдельный зал, где висят эскизы к "окнам РОСТА", плакаты его руки, серия рисунков, посвящённых постановке "Мистерии Буфф". При одном упоминании фамилии Маяковский в сознании выстраивается ряд характерных визуальных образов. Вспоминаются официальные работы одного из главных дизайнеров только-только народившегося социалистического государства. Но мало кто догадывается о существовании рисунков, которые Маяковский делал "для себя" и, вероятно, никогда не планировал никому демонстрировать. Так, в его официозной художественной ипостаси сожительствуют плакаты времён Первой мировой со стихами, такими, как:

"Немец рыжий и шершавый
Разлетался над Варшавой,
Да казак Данило Дикiй
Продырявил его пикой
И ему жена Полина
Шьёт штаны из цеппелина",

и образы "окон РОСТА", обрамлённые фразами, ставшими крылатыми. Но на небольших листах простым карандашом поэт-задира выполнял портреты современников в разных стилях рисовки. Уверенный штрих, осмысленное наложение линий, глубокая созерцательная вдумчивость.
У рисунков поэтов, у всех, что я видел на выставке, есть определённая черта — в них присутствует повествовательность. Даже горный или прибрежный пейзаж будто бы сопровождается невидимыми строками из пухлого писательского дневника. Возможно, самыми отстранёнными и завершёнными в изобразительном плане являются как раз работы Маяковского. Именно поэтому тексты в "окнах РОСТА" не кажутся излишними добавлениями. Остальные рисунки выставки буквально нашпигованы разнообразными смыслами, а чаще всего — некими историями. Авторы будто предлагают зрителю сыграть в игру, цель которой — распутать повествовательную нитку и "проникнуться". Да, рисунок не обязательно должен быть лишён нарратива, но всё же основная сила этого формата кроется в визуальных изобразительных средствах.
Иосиф Бродский на рисунках, датированных шестидесятыми, изображал котов с якорями на хвосте, что несколько не вяжется с официальной историей, в которой участвуют злые должностные лица из ОВИРа, обещавшие в 1972 г., в случае отказа от эмиграции, устроить поэту-диссиденту постоянные вызовы на допросы и поездки в психбольницы. Есть у Бродского изображённые простыми линиями "дальние берега" и подписи, касающиеся далёких путешествий.
Для поэта Серебряного века увлечение изобразительностью не было необычным, скорее можно было сказать, что отсутствие такового — это девиация. На выставке очень много работ начала двадцатого столетия, среди них есть рисунки Есенина.
Восьмидесятые годы очень мрачны. И это мне приходилось наблюдать не только на данной выставке, почему-то многих тянуло на беспросветную бытовую чернуху. Девяностые — попытка актуализироваться, и здесь, наверное, центральным экспонатом является работа Андрея Вознесенского "Схема разделки говядины". Если остальные рисунки поэтов — личные линии, практически записки на полях любимой книги, то плакат, отождествляющий постперестроечную Россию с телячьей тушей, явно делался в расчёте на зрителя. Но то был уже 1997 год, и данный образ, мягко говоря, потерял первую свежесть. Да и кого можно было удивить тем, в чём каждый и так находился по самые уши. Актуализация провалилась, но сейчас перед нами произведение, напрямую сопряжённое с эпохой. Пусть оно излишне запутано (я так и не понял значения многих элементов этого плаката), но обладает несомненной исторической ценностью.
Кое-кто вышел за рамки ХХ века. Есть несколько современных рисунков Эдуарда Лимонова. Они сопровождаются детальной припиской, объясняющей суть художественного метода. Изображены Гитлер, Че Гевара и другие. В этих работах нет огромной, неподъёмной претензии, а вся повествовательность вылилась в сопроводительной записке. Из всех экспонатов (кроме, конечно же, работ Маяковского) Лимонов ближе всех подошёл к чистому искусству, которое можно воспринимать не только в рамках выставки рисунков поэтов.
В целом выставка "Рисунки поэтов" больше сопряжена с историей литературы, чем с историей изобразительности. Большинство работ воспринимается лишь в контексте сотворившего их автора. И, тем не менее, заглядывать туда, куда никто никогда не должен был заглянуть, всегда увлекательно.

Cообщество
«Салон»
21 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
14 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
1.0x