Влиятельная британская газета The Gardian вышла на днях со статьей под резонансным названием: "Берлинская выставка поднимает вопрос о влиянии ЦРУ на международную художественную среду". Речь идет о выставке "Параполитика: свобода сферы культуры и холодная война", центральная часть которой представляет экспозицию художественно оформленных журналов, таких, как немецкий Der Monat, японский Jiyu, ливанский Hiwar (всего — двадцать журналов). Автор статьи рассказывает на этих примерах о том, как "Конгресс за свободу культуры" — один из инструментов "мягкой силы" — вовлекал искусство по всему миру в пропагандистскую войну двух систем, двух идеологий и тем самым девальвировал само понятие — "свобода". Больше того, срывает маски с целей и задач экспансии, продвижения по всему миру искусственно созданных в тайных лабораториях ЦРУ образчиков американского искусства, будь то "абстрактный экспрессионизм" Джексона Поллока или "живопись цветового поля" Марко Ротко. Выставка проходит в модернистском с "безбашенно изогнутой крышей" "Доме всех культур", известном как подарок Западному Берлину от США "в ответ на строительство советского бульвара Сталиналлее на противоположной стороне города". "Светлый маяк, светящий своими лучами на восток" — назвала этот "Дом" Элеонора Даллас, сестра небезызвестного главы ЦРУ.
И это — так. Лучи маяка продолжают светить на восток, трансформируя "современное искусство" в России в "священную корову". Паутина его центров, музеев, галерей, лекториев с миллиардным государственным финансированием сковала территорию России от Калининграда до Владивостока; его лоббисты — влиятельные всё люди: Михаил Швыдкой, Михаил Пиотровский, Дмитрий Медведев…
В своих публикациях в газете и на сайте "Завтра" я не раз рассказывала о феномене "современного искусства". Продолжая традицию, представляю читателю интервью с Кириллом Шамановым. Художник, куратор, искусствовед, писатель, медиа-активист из Санкт-Петербурга, он прошел через горнила — мастер‑классы ведущих игроков на поле "современного искусства" в России, его работы представлены в музеях Москвы и Петербурга, Лондона и Фрайбурга. И вот сейчас он готов поделиться секретом Полишинеля.
"ЗАВТРА". Кирилл, сегодня мы наблюдаем еще одну попытку гальванизировать труп "современного искусства", я имею в виду десант Марата Гельмана энд Ко в лондонскую галерею Саатчи. И, начиная беседу, хотела бы спросить: как так получилось, что вы, громко заявив о себе на телеканале "Дождь", вдруг оказались автором книги-альбома "Образ Владимир Владимировича Путина в мировой художественной культуре"?
Кирилл ШАМАНОВ. Больше скажу: я ведь и на Селигер ездил! Господи, чего мне только не пришлось за этот Селигер выслушать! И это при том, что туда приезжали Антон Белов — директор "Гаража", Елена Селина — директор галереи XL, Саша Обухова — главная оппозиционерка "нашистов", масса каких-то совершенно удивительных людей! А "современным искусством" я начинал заниматься в конце 90-х. И был тогда, в общем-то, — левак, но я был искренний левак и патриотичный. И когда устроил акцию "Макдональдс" — разбил его стекла — то я искренне ненавидел всю эту американскую забегаловку, где никогда и не ел, кстати. Со временем в левацкой идее разочаровался. Понял, что люди, которые обслуживают "левый" дискурс суть те же самые люди, что обслуживают и дискурс "либеральный".
"ЗАВТРА". Чем был вызван ваш интерес к проекту "Путин — Джоконда"?
Кирилл ШАМАНОВ. Мне было интересно сравнить "карьеры" образа Джоконды и образа Путина. Ведь образ Джоконды в одночасье стал знаменитым, пошли его миллионные тиражи, после кражи картины из Лувра. А что произошло с Путиным? Был никому неизвестным чиновником, бывшим кагэбэшником, и вдруг — взрыв происходит! "Ху з мистер Путин"? В одночасье на всех обложках журналов, газет его фотографии. И вот когда вышел первый официальный портрет Владимира Путина, то он был просто в том же ракурсе, с такой же иронической улыбкой — то ли он улыбается, то ли серьёзный, то ли злой, то ли добрый, — что и Джоконда. И я пририсовал к портрету усики.
"ЗАВТРА". Влияние дадаизма?
Кирилл ШАМАНОВ. Ну как бы оммаж и Дюшану и да Винчи. Ну а потом, к юбилею Владимира Путина, группа креативных людей — мои ровесники — решила издать каталог "Образ Владимира Владимировича Путина в мировой художественной культуре". К тому времени уже было невероятное количество работ, посвященных нашему президенту. И пригласили меня к сотрудничеству. Процентов восемьдесят текста книги я, собственно говоря, и написал.
"ЗАВТРА". Ваш опыт и как художника и как искусствоведа интересен. Ведь вы учились в институте от фонда Сороса, не так ли?
Кирилл ШАМАНОВ. Да, я учился в Институте ПРО-АРТЕ, что на Петропавловке, c 1999 года по 2004 год, искусствовед по образованию. И на самом деле, я благодарен Соросу, он многому меня научил. Да, он работал против нас, против России, но мы же не дебилы… Зачем нам учиться у дураков-друзей? Лучше будем учиться у врагов-умных.
"ЗАВТРА". И чему научились?
Кирилл ШАМАНОВ. Во-первых, я пришел к абсолютно однозначному пониманию: искусство — это оружие. И оружие гораздо более мощное, чем можно было бы представить. Во-вторых, художник в современном искусстве — никто. Вот тебе кость, сделай скандал и отвали. Если проект успешный, получил медиа-взрыв, можешь съесть половину. А кому не нравится, кто ругает, что-то гонит, тот просто дурак, ничего не понимает в современном искусстве. И еще я услышал в институте то, о чем нигде больше не рассказывали.
"ЗАВТРА". Заинтриговали.
Кирилл ШАМАНОВ. Просто к нам приезжали с лекциями разные люди, в том числе, группа "За анонимное и бесплатное искусство", ваша московская. Гении совершенно, культовые люди, действительно "леваки". Из этой группы, кстати, вышли "Свои 2000", снявшие фильм "Пыль". И вот они классную вещь нам преподавали, курс про "проходимничество", такой они современный термин придумали. В одном абзаце объяснили, как стать успешным в мире этого прекрасного капитализма.
"ЗАВТРА". Поделитесь секретом?
Кирилл ШАМАНОВ. Сидишь, значит, ты тупо дома, денег у тебя нет, и не будет. Либо иди работай, либо займись искусством. Не надо стесняться! — говорили они. Начинаешь сканировать информацию. Видишь: фонд Сороса даёт грант на поездку в США. Естественно, если ты напишешь, что ты любишь русское искусство, хочешь создать его новый виток, гранта тебе никто не даст. И что ты должен написать? Что ты российский угнетаемый гомосексуалист, хотел бы увидеть светоч демократии, сменить пол, стать первым русским художником-трансгендером… тогда тебе двери открыты! Ты едешь в Америку на этот трэвел-грант, гуляешь и понимаешь: что-то как-то домой не охота, хочется ещё куда-нибудь съездить. Сканируешь информацию: китайцы грант предлагают! Отлично! Что там в Китае? Конечно, никакого трансгендера. И ты внаглую пишешь о желании узнать про коммунизм, аутизм, троцкизм… Дальше, Франция гранты выделяет. Что там? О! антиглобалисты собираются. Снова "перекрашиваешься", и так, в общем, целый год и проживаешь.
"ЗАВТРА". Хорош алгоритм, но для художников-инфантилов. Тогда как главное происходит в весьма узком кругу революционеров: галеристов, кураторов, критиков… что это за публика?
Кирилл ШАМАНОВ. Тусовка идиотов и подонков. Пишут друг про друга статьи, дают сами себе премии. Этому "хороводу" в России уже лет двадцать пять-тридцать. Во главе стоят такие известные личности как Гельман, Ерофеев, Дёготь, Бакштейн, Мизиано. Вот эта вся гвардия с идеей-фикс — встроиться в международный арт-рынок.
"ЗАВТРА". Как будто бы они уже на задворках цивилизации?
Кирилл ШАМАНОВ. Нет-нет, они и сегодня влиятельны. Верно, появилась еще прошивка, родом из гламурных нефтяных 90-х. Люди, пришедшие из бизнеса, из бандитов, которые уже заработали бабки и им хочется светской жизни. Менее идеологизированная, в принципе, тусовка. Им может и пофиг на Россию, но им интересно какое-то классное искусство.
"ЗАВТРА". Кроме того, очевидны попытки и государства придать "современному искусству" патриотизм. Верно, без результата. Почему — на ваш взгляд?
Кирилл ШАМАНОВ. Это проблема кадровая, прежде всего. Патриотических художников умных, интеллектуальных, таких как Тимур Новиков и его Новая академия изящных искусств, что с 90-х годов продвигали патриотическую идею, таких художников мало. И кадры, которые искренне хотят поддерживать патриотические тренды, они зачастую не имеют достаточного управленческого опыта. В результате, государство обращается к той самой тусовке, что обслуживает либеральный тренд. К тому же, с либералами удобно "пилить", они же барыги.
"ЗАВТРА". Что немаловажно. Цена — единственный критерий качества работы на сегодняшнем арт-рынке. Хотелось бы узнать, каковы требования к художнику, стремящемуся в этот рынок?
Кирилл ШАМАНОВ. Прежде всего, нужно иметь правильную национальность, правильную сексуальную ориентацию и говорить: "Рашка дерьмо", "Рашка — это алкоголики в трениках". Ни в коем случае никакого умного русского искусства, игры со смыслами, ни в коем случае. Второе что нужно — правильное происхождение. Хорошая семья, желательно еврейская, либо такая очень интеллигентная, с хорошими традициями советская семья, желательно, чтобы папа, дедушка был какой-нибудь известный советский писатель или, как у Кати Дёготь, например, — красный комиссар, кто в революционные годы Одессу кошмарил. И главное при этом, понимать: ты — дно. Ты — художник-обслуга для менеджера, который обслуга для чиновника или для какого-то олигарха, то есть ты обслуга обслуги. Будь чучелом, будь просто шутом гороховым. И вот тогда ты действительно в эту тусовку попадаешь. Есть вариант и для нищих мальчиков. Если есть глазки, губки, то тогда, пожалуйста, вот тебе помада, вперёд, гомосексуализируйся. Если будешь с правильными людьми, так сказать, ночевать, то тогда хоть какая-то поддержка возможна.
"ЗАВТРА". И может быть, даже, Хиллари Клинтон поделится в Белом доме рецептом пирога.
Кирилл ШАМАНОВ. У Толокно, Алёхиной всё нормально, купили себе дома в Лос-Анджелесе. Гельман, правда, в Хорватию в гости не зовёт, но они по Америке гастролируют. Сейчас у них проект "Театр", сомнительный, в театриках второго плана перебиваются. В "Пусси Райот" другой персонаж важен, Петя Верзилов, муж Толокна. Это довольно-таки молодой парень с невероятным продюсерским талантом, злой, в хорошем смысле злой, он-то и раскрутил всю эту дребедень. Мотается по всему миру, хорошо знает английский, он с детства жил в Канаде, теперь "Медузу" продюсирует. Весь это проект "Пусси Райот" с той целью затевался, чтобы Вор (Олег Воротников) и Лёня **** (Леонид Николаев) сели в Кресты. В Питере у нас была попытка сделать искусство по "чёрной" масти, по воровским понятиям, по пацанским, по дворовым и ничего политического. После акции "Дворцовый переворот", когда они милицейские машины перевернули, Вора и Лёню **** в Кресты и посадили. Я видел, какие они заезжали, пробомжованные ребята, а вышли — такие ряхи! Особенно Лёня. Эти ребята из "Войны", они русские народные персонажи. Они не побоялись пройти огонь, воду и медные трубы.
"ЗАВТРА". И бежать, как запахло жареным, раны в Европе зализывать. В свое время заявление Воротникова "Крымнаш" переполошило общественность. Домой хочет?
Кирилл ШАМАНОВ. Вор, конечно, очень сложный человек. Но он — трезвый и честный, он отчаянно-честный. Он такой идейный человек. Он и его жена живут только ворованным. Это реально так, с ними в магазин лучше не ходить. Это их социальный такой опыт, они приключениями живут. "Левый", как Вор говорит, не может быть модернистом, тем более капиталистом.
"ЗАВТРА". Почему бы таким художникам-акционистам и гражданским активистам дом не построить, целину не вспахать?
Кирилл ШАМАНОВ. Ну, во-первых, все эти люди — философы, это всё тусовка вашего МГУ, философского факультета. В свое время их изгнали из Музея кино, из их уютного местечка. Они сидели там, смотрели свой французский арт-хаус, и всё было хорошо. Учились на отлично. А потом Музей кино разогнали, пришли какие-то люди из управы, начали права качать. Ну и они сбежали к нам.
"ЗАВТРА". У вас в Питере просто рассадник. И ваш Павленский — снова на передовой. Скрутили бедолагу в Париже, не дали банк сжечь, так теперь его "соратницу", мать его детей, таскают по эфирам.
Кирилл ШАМАНОВ. Я знаю Павленского. Он посещал мои лекции, в которых я рассказывал о технологиях современного искусства, о таком понятии как медиа-активизм. Весь акционизм, в сущности, к медаи-активизму и привязан. Между прочим, он "Муху" (Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной, в настоящее время — Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица, — М.А.) окончил, станковую живопись, это к вопросу: умеет ли он рисовать? Но потом сознательно отказался от рисунка. Он действительно идейный, он не проплаченный. Болван, может, но идейный. Я честность, искренность люблю. Поэтому многим патриотам вот этой бы отчаянности у Пети поучиться.
"ЗАВТРА". Может он тяжело больной просто?
Кирилл ШАМАНОВ. Он больной, он бывший наркоман, у него гепатит. Он лечился два года самыми жёсткими интерферонами, антибиотиками, у него выпали все волосы, если вы видели, как он выглядит.
"ЗАВТРА". Исчерпывающий портрет представителя "современного искусства".
Кирилл ШАМАНОВ. Кстати, после акции Павленского на Красной площади, я ему прямым текстом сказал: Петенька, родной, а что ты взял так мелко? К Уолл-Стриту тебе надо было бы, родной, свои яйца прибивать. И посмотреть потом: не оставишь ли их прямо там? Будешь ли ты вообще живой, качая права.
"ЗАВТРА". Кирилл, не пора ли само слово "искусство" вывести за рамки художественного процесса? Не пора ли сказать: современного искусства нет, есть — опыты самовыражения.
Кирилл ШАМАНОВ. Вы знаете, в живописи есть несколько уровней. Есть станковая живопись — высшая форма, есть графика и есть нижний уровень — это карикатура, то есть как бы уже и не живопись. Акционизм, ориентация на скандал — очевидно, это самый нижний уровень. Но если брать действительно интересные дискурсы современного искусства, того же Бэнкси, то в его месседже — и игра ума, и красота тоже.
"ЗАВТРА". Граффити Моны Лизы с гранатометом изящны.
Кирилл ШАМАНОВ. Вы кстати не заметили, что Бэнкси не сделал ни одного проекта против России?
"ЗАВТРА". Может быть, он и есть — "русский хакер"?