Авторский блог Галина Иванкина 09:15 14 апреля 2021

Почему взволновала смерть консорта?

монархия – это особая эстетическая парадигма, важная для человека – и в XVIII столетии, и в XXI веке

Смерть Филиппа Маунтбеттена, герцога Эдинбургского вызвала ажиотаж в социальных сетях. Пожилой – почти столетний - муж королевы Англии после своей кончины вдруг сделался наиболее обсуждаемой персоной в европейских, в том числе – российских блогах, причём, у нас это «прощание с дедушкой Филей», как пошутил один знакомый, приобрело странный характер – на первый взгляд странный.

Одни блогеры и журналисты писали восторженные эпитафии, другие – возмущались, что они (эпитафии) имеют место быть. Мол, с какого краю этот дряхленький консорт, всего лишь супруг Елизаветы, относится к России? Либерально-скроенные господа живенько припомнили, что милорд Филипп «нетолерантно» высмеивал Меган Маркл, не был чужд любовных похождений, а, будучи подростком, учился в фашистской Германии – целых два года с 1933 по 1935 год.

Почему же уход Филиппа Маунтбеттена спровоцировал волну хайпа, как теперь это называют? Не так уж и чужд России оказался принц! Он – прямой потомок императора Николая I, чья внучка Ольга Константиновна – как раз бабушка Филиппа. Кроме того, он был крещён по православному обряду, так как являлся сыном короля Греции – Андрея, но потом принял англиканство, дабы сочетаться браком с юной Елизаветой Английской.

Деталь! Россия и Англия, хотя слывут геополитическими противницами, гораздо ближе друг к другу, чем Россия и Франция, например или Россия и Польша, Италия, Болгария, etc. Два имперских народа, издавна влияющих на европейскую жизнь и при этом – постоянно отрицающих свою «европейскость». Только в России и Англии концепция «Мы – не Европа!», а вернее «Мы – анти-Европа!» заимела политическое и социокультурное развитие.

Лондон общался с Московией в те времена, когда иные страны и не думали соваться в экзотическую боярскую державу. А Иван Грозный принимал ещё посланцев Кровавой Мэри, а с её сестрой – Рыжей Бэсс вёл увлекательную переписку и даже намеревался взять дочку Генриха VIII в жёны. Ещё одна деталь! Два народа, сделавшие чаепитие – настоящей философией. В остальной Европе чай не имеет столь грандиозного успеха – во всяком случае, такого, как в России и Англии.

Маунтбеттен всегда хотел увидеть Россию и в 1973 году посетил Советский Союз - в архиве ТАСС хранятся памятные фото: встреча в аэропорту Внуково, прогулка по Красной площади, беседа на московском Ипподроме в павильоне «Коневодство» на ВДНХ. Визит неслучаен – принц много лет занимал должность президента Международной федерации конного спорта, а в СССР не было недостатка в отменных лошадях.

Но это – слабые оправдания. Мало ли, кто бывал в советской Москве? От рок-музыкантов, вроде Дэвида Боуи - до знаменитых писателей. На мой взгляд, взрыв эмоций по поводу смерти Филиппа – это своеобразная …зависть к обществу, где всё ещё есть монархия. Царь, король, аристократия – это не только природная элита, но и многовековой феномен, скрепляющий нацию. Это пресловутая «скрепа», которую не надо сочинять и конструировать. Она выкристаллизовалась по ходу истории.

Монархия – это особая эстетическая парадигма, важная для человека – и в XVIII столетии, и в XXI веке. Созерцание коронаций, монарших свадеб, крестин, выходов – это рождает непередаваемое чувство единения, поэтому выставки, посвящённые быту и церемониям двора, имеют огромный успех.

Звучит дико, но если общество долгое время живёт «без царя в голове» - в прямом смысле этой поговорки, то на пустующее свято-место начинают вползать поп-звездуны, топовые блогеры, фотомодели, спортсмены и телеведущие. Конечно, это происходит не враз, но процесс именно таков. Можете возразить: в 1930-х героями дня были «сталинские соколы», а в 1960-х – физики с лириками, однако, в 1980-х, когда идеология полиняла, тут же на пьедестал запрыгнули банкиры с рэкетирами и победительницы конкурсов «Мисс Кривые Колодези» и ещё какие-нибудь мурки из подтанцовки.

Я не предлагаю найти какого-нибудь Романова и тут же его короновать – я всего лишь объясняю, где причина заинтересованности в чужих дворцовых событиях. Не так давно российская блогосфера перемывала косточки Меган Маркл, а смерть Маунтбеттена – лишь продолжение волнующей темы. У нас нет – обсудим то, где есть. Впрочем, не только россияне откликнулись – болгары, немцы, австрийцы, поляки… Тоже без царевичей да королевичей. Сироты. В общем, соболезнования Её Величеству – 73 года брака это вам не сходы-расходы всяческих яхто-владельцев.

Фото: Принц Филипп (в центре) в Москве на Выставке достижений народного хозяйства СССР в павильоне "Коневодство".

1.0x