Сообщество «Форум» 00:41 11 января 2023

Почему традиционные ценности сегодня не имеют смысла

будущее человечества неизбежно связано с гелиоцентрической философией

Практически повсеместно нам внушают, что единственная панацея от творящегося в мире беспредела — это традиционные ценности. Для того, чтобы сомнений на этот счет было меньше, был даже принят закон, где все эти ценности (на данный момент их 17) поименованы. На интуитивном уровне многие как бы разделяют эти спорные установки, но ясного понимания по этому вопросу ни у кого нет. Попробуем разобраться, в чём же тут дело.

За что мы боремся?

В последнее время вопрос о ценностях сделался одним из ключевых. В целом, это понятно: мы вдруг — против нашей воли — оказались втянутыми в реальное кровавое противостояние с жестоким, злым, подлым внешним врагом. И люди как никогда прежде хотят понимать, за что же, собственно, мы боремся.

Хорошо понятно, против чего мы боремся. У нас уже сложился вполне определённый образ врага: мы называем его “коллективный Запад”. И мы противостоим направленной в наш адрес агрессии этого врага.

Нет никаких сомнений, что большинство людей, кто так или иначе ассоциирует себя, свою судьбу с Россией — именно таких людей я в данном случае и называю местоимением “мы” — хорошо понимают, что нам объявлена война не на жизнь, а на смерть. Так или иначе, мы не можем избежать этой битвы.

Но ради чего? За что мы ведем эту нашу борьбу? Внятного ответа на данный вопрос пока что никто не озвучил. А это важно. Чего мы хотим добиться в итоге? Какой мы видим нашу победу?

“Традиционные ценности”

И вот тут-то и возникают эти самые “традиционные ценности”. А для того, чтобы ни у кого не возникало сомнений, они определяются законодательно. Их всего 17, и они закреплены Указом Президента:

Жизнь.
Достоинство.
Права и свободы человека.
Патриотизм.
Гражданственность.
Служение отечеству и ответственность за его судьбу.
Высокие нравственные идеалы.
Крепкая семья.
Созидательный труд.
Приоритет духовного над материальным.
Гуманизм.
Милосердие.
Справедливость.
Коллективизм.
Взаимопомощь и взаимоуважение.
Историческая память и преемственность поколений.
Единство народов России.

В целом все вроде бы правильно. Хотя многое из перечисленного вызывает вопросы, по ощущениям этот список приоритетов выглядит вполне оправданным. На интуитивном уровне мы хотим верить, что такой набор понятий мог бы служить ориентиром в нашей борьбе. Но так ли это на самом деле?

Всё это, во-первых, слишком общо. Тут нет никаких обязательств одних групп населения перед другими, и, прежде всего, “власти” перед “народом”. Сказать-то ведь можно всё, что угодно, и далее продолжать проводить свою политику в том же самом русле, как и прежде.

Во-вторых, в этом списке нет ничего особо традиционного. Тут перечислен ряд идеальных конструкций, который формирует у нас образ чего-то сугубо позитивного, правильного. Но этот образ условный, он напрочь оторван от реальности. Нигде и никогда прежде ничего подобного не было; ни в нашем обществе, ни в каком-либо ином нет соответствующих традиций, в которых данные “ценности” были бы реально зафиксированы. Скорее, наоборот. Вся история России указывает на то, что по крайней мере часть из указанного списка веками грубо попиралась. Многочисленные примеры приводить тут не буду.

В-третьих, нужно признать, что традиционные ценности возможны только в традиционном обществе. Наше общество сегодня трудно даже назвать таковым. Если взять за точку отсчёта, скажем, середину XIX века (хотя уже и эту эпоху едва ли можно назвать “традиционной”), то сегодня мы бесконечно далеки от идеалов, которым жило общество тех лет. Наше общество практически нереально изолировать от влияния даже нашего названного врага, коллективного Запада. А есть ведь ещё наши друзья и партнёры, с которыми мы стремимся придти к консенсусу, Китай, Индия, Бразилия, население которых никак не назовешь традиционным обществом. Разве, вот, Афганистан? — на наших глазах там предпринимается попытка формирования традиционного общества, от созерцания которой [попытки] нас с вами изрядно лихорадит. Нам такое точно не нужно.

В-четвёртых, даже если снять все указанные выше противоречия, в указанном списке слишком много спорного. Почему? По одной простой причине: в основании всей данной концепции нет единой философской базы. Предложенный набор понятий может быть истолкован как угодно в зависимости от ситуации и предпочтений трактователей, и всякое толкование придётся считать допустимым. И вот на этом моменте хотелось бы остановиться подробнее.

Философская база ценностей

Философия — это целостная структура смыслов, которая составляет основу мировоззрения личности.

Без философской базы мировоззрение фрагментарно: если смыслы отдельных явлений не определены совсем либо определены независимо друг от друга, понимание реальности сводится к процессу случайных интерпретаций, когда каждое явление истолковывается на основании личных предпочтений и собственного ограниченного понимания. Это чистый постмодернизм.

Иными словами, если мы не понимаем сути происходящего, то любое наше толкование не имеет значения. Чтобы “понимать”, нам необходима такая структура смыслов, в контексте которой всякое отдельное явление определено ясно и непротиворечиво. Для понимания нужна философская база.

Ценности же относятся к сфере идеологии. А идеология — это надстройка. Без философской базы идеология бессмысленна. На примере приведённого выше списка ценностей это можно проиллюстрировать.

Вот, номер 1, “жизнь”. Согласно общепринятой трактовке, жизнь есть явление чисто материальное:

…активная форма существования материи от рождения до смерти, которая в обязательном порядке содержит в себе «свойства живого»; совокупность физических и химических процессов, протекающих в организме, позволяющих осуществлять обмен веществ и деление его клеток или размножение… (взято из Википедии).
И тут встает вопрос, а возможна ли жизнь за пределами физического бытия? Не об этом ли, кстати сказать, говорит любая религия и, в частности, Православие? Если жизнь вообще и жизнь человека в частности выходит за рамки материального бытия, то как следует понимать пп. 2, 3, 4, 5 и др.?

Вообще в п. 10 говорится о “Приоритете духовного над материальным”. Как это следует понимать? Каким образом данное утверждение можно воплотить в жизнь, если жизнь есть физиологический процесс?

И если приоритетом является собственно физическая, плотская жизнь человека, то на каком основании “Милосердие” или “Высокие нравственные идеалы” следует считать ценностями вообще и тем более традиционными?

Что такое “Крепкая семья”? Это когда муж с женой не разводятся через 3 года совместной жизни? Или когда в семье никто не обижает детей? Означает ли это абсолютную терпимость в духе “Гуманизма” к любым проявлениям домочадцев? А что, если в воспитательных целях необходимо ребенку определить жёсткие границы, чтобы в дальнейшем он безусловно усвоил, что такое “Созидательный труд” и “Взаимопомощь и взаимоуважение”, и для этого требуется нарушить некоторые его “Права и свободы”? Не будет ли это отходом от традиционных ценностей? Кстати сказать, традиционно в воспитательных целях использовались розги. Не стоит ли и нам вернуться к этому действеннейшему методу?

И т.д.

Необходимо определиться с Богом

Для того, чтобы навести порядок в обществе, следует не ценности указами узаконивать, а философию утверждать. И прежде всего нужно ответить на главный вопрос: Бог есть или бога нет?

Это принципиальный момент.

Если бога нет, то на кой чёрт мне нужны все эти “традиционные ценности”? Живём один раз! И не надо ко мне лезть мне со своим долбанным “коллективизмом”: почему, на каком основании я должен подчиняться воле большинства? Зачем мне нужны какие-то “Высокие нравственные идеалы”, если они не делают мою жизнь удобной, комфортной? О каком “Служении Отечеству” вы мне будете говорить? Ради чего? Чтобы обеспечивать обогащение одних за счёт обнищания других?

А если Бог-таки есть, то, господа, давайте будем последовательны.

Давайте для начала уйдем от повсеместного материализма. Скажем честно — окружающий мир не ограничен рамками материи.

Прежде всего это касается науки. О какой эволюции “человека от обезьяны” идет речь? Какие там “большие взрывы” и “черные дыры”? Зачем все эти выдумки? Мир сотворён по образу и подобию, этот факт должен лежать в основании всего здания науки. А как иначе?

Давайте признаем, что исторический процесс — это не просто результат человеческих взаимодействий, но в некоторой — значительной, определяющей — степени есть результат проявления Высших законов бытия. Закона аналогии, закона свободной воли, закона причин и следствий и т.д.

Следует назвать вещи своими именами. Материализм есть нелепое заблуждение. Атеизм — это болезнь, для излечения от которой требуется духовная реабилитация, и т.д.

А то, получается, мы хотим сохранить некий статус кво с одной стороны, а с другой — мы хотим сохранить его “в одной отдельно взятой стране” в отрыве от всего “цивилизованного мира”. И даже жёстче — статус кво должен иметь отношения лишь к определённым общественным группам. Но — так не бывает.

Ценности — это клей общества. Это безусловная данность, которую невозможно навязать или узаконить. Мы либо — все вместе — придерживаемся их, либо нет. Если сегодня основные наши ценности в целом сводятся к понятию “бабло”, то чего бы там ни говорили нам по телевизору, это ничего не меняет.

Фактически мы видим, что “традиционные ценности” есть всего лишь очередной инструмент манипуляции обществом. Легко можно представить себе ситуацию, когда людей “закрывают” за “несоблюдение традиционных ценностей”. А массы с готовностью это всё поддерживают в рамках “Служения Отечеству и ответственности за его судьбу”. Думаете, до этого не дойдёт?

Гелиоцентрическя философия и ценности

Единственной альтернативой повсеместно преобладающему сегодня геоцентрическому материализму является гелиоцентрическая философия. Потому что это а) целостная система смыслов, и б) она непротиворечиво объясняет мироздание как иерархию, в основании которой лежит Единый Источник, и человек занимает своё строго определённое место.

Будущее человечества неизбежно связано с гелиоцентрической философией. И чем раньше мы это поймём, тем меньше сил и жертв нам потребуется на пути к нашему общему будущему.

Единая планетарная цивилизация — это объективная неизбежность.

Ни на планете, ни вообще в мироздании нет и не может быть никакой многополярности. Единственный полюс бытия — это Единый Источник Всего. Спорить с этим глупо, бессмысленно и даже вредно, потому что где ОН — и где мы…

Мы все либо изменимся, либо погибнем. Без вариантов.

Собственно говоря, измениться должно наше мировоззрение. Нам нужно понять, что наша картина мира и реальность — это не одно и то же. Картина мира — это операционная система нашего сознания. Её можно и нужно совершенствовать. Говоря простыми словами, нам нужен апгрейд сознания.

Обо всем этом я подробно говорю в своем блоге. Подписывайтесь, читайте, спорьте. Наша общая задача в том, чтобы из себя самих, из таких, какие мы есть сегодня, создать общество будущего, которое будет жить по другим законам. По-настоящему, а не на словах.

Оставить комментарий можно по ссылке

***

В пятницу, 13 января в 19.00 в книжной лавке "Листва" состоится презентация книги Тимофея Решетова «Время. Пространство. Космос. Введение в гелиоцентрику» — в формате антинаучной лекции

из которой вы узнаете:

▪️что такое пространство и время,
▪️ откуда берётся материя,
▪️как устроена жизнь звёзд,
▪️почему Луна не вращается вокруг Земли,
▪️что лежит в основе бытия и
▪️какое отношение всё это имеет к каждому конкретному человеку...

Вход свободный по регистрации

м. "Чистые пруды", ул. Жуковского 4с1.

1.0x