30 января Тедрос Адханом, генеральный директор Всемирной организации здравоохранения ООН, объявил чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение (PHIEC) в связи с распространением нового коронавируса. На вопрос, почему ВОЗ не объявила пандемию, представитель ВОЗ Тарик Язаревич заявил: «Официальной категории (для пандемии) нет… ВОЗ не использует старую систему из 6 фаз, которые варьировались от фазы 1 (нет сообщений о том, что грипп от животных передается к человеку) до фазы 6 (пандемия), которая может быть знакома некоторым по H1N1 в 2009 году».
Затем, 11 марта, Тедрос Адханом впервые объявил, что ВОЗ называет новую коронавирусную болезнь, уже переименованную в COVID-19, «глобальной пандемией». На тот момент ВОЗ заявила, что в 114 странах было зарегистрировано более 118 000 случаев заболевания COVID-19 со смертельным исходом в 4291 случае.
Фальшивая пандемия ВОЗ 2009 года
После фиаско и скандала, произошедшего с ВОЗ в 2009 году, из-за объявления глобальной пандемии «свиного гриппа» или H1N1, как его называли, ВОЗ решила отказаться от использования термина «пандемия». Причина является показателем коррупции, присущей ВОЗ.
Всего за несколько недель до того, как в 2009 году появились первые сообщения о том, что маленький ребенок из Мексики заразился новым вирусом H1N1 «свиного гриппа» в Веракрусе, ВОЗ незаметно изменила традиционное определение пандемии. Больше не было необходимости в том, чтобы заболевание было широко распространено во многих странах и являлось чрезвычайно смертельным или тяжело протекающим. Оно должно быть просто широко распространенным, как сезонный грипп на тот случай, если «эксперты» ВОЗ захотят объявить о пандемии. Симптомы H1N1 были такими же, как при сильной простуде.
Когда тогдашний Генеральный директор ВОЗ доктор Маргарет Чэнь официально объявила о чрезвычайной ситуации, связанной с глобальной пандемией в фазе 6, это привело к запуску чрезвычайных государственных программ, включающих выделение миллиардов долларов на госзакупки будущих вакцин против гриппа H1N1. В конце сезона гриппа 2009 года оказалось, что смертность от H1N1 была мизерной по сравнению с обычным сезонным гриппом. Доктор Вольфганг Водарг, немецкий врач, специализирующийся на пульмонологии, был тогда председателем Парламентской ассамблеи Совета Европы. В 2009 году он призвал провести расследование предполагаемых конфликтов интересов, связанных с реакцией ЕС на пандемию свиного гриппа. Парламент Нидерландов также обнаружил, что профессор Альберт Остерхаус из Университета Эразма в Роттердаме, ключевой советник ВОЗ по гриппу, имел личную выгоду от миллиардов евро, выделенных на вакцину против H1N1.