Сообщество «Ельцин-центр» 08:07 24 августа 2021

Почему мы так ужасно одевались в 1990-х?

постсоветские люди, глав-потребители Версаче-стайла, оказались подростками, блуждавшими среди развалин цивилизации
5

В ностальгических блогах и соцсетях постоянно возникает вопрос: почему в 1990-х годах мы так …омерзительно и смешно одевались? Люди выкладывают свои и чужие фото, сделанные Полароидом, где мальчики в мешковатых спортивных брючках и свитерах «с орлом» придерживают за талии девочек в джинсовых микро-юбках, из-под которых торчат ножки в малиновых леггинсах. Всё это на фоне чьей-нибудь «крутой тачки» (подержанного немецкого рыдвана 1980-х) и не менее волшебной торговой точки с гордыми буквами Marlboro по фасаду. А ещё кругом – грязь, рытвины и свобода.

Лучше всего об этом сказал Виктор Пелевин, припечатавший моё поколение клеймом Generation П: «Сказать, что мир стал иным по своей сущности, тоже было нельзя, потому что никакой сущности у него теперь не было. Во всем царила страшноватая неопределенность. Несмотря на это, по улицам неслись потоки «мерседесов» и «тойот», в которых сидели абсолютно уверенные в себе и происходящем крепыши, и даже была, если верить газетам, какая-то внешняя политика».

1990-е в российской моде – это всеохватное торжество безвкусицы, замешанной на лейблах – чаще всего липовых; и на сокрушительном (sic!) праве выбора. Да. Впервые за долгие годы здешнему человеку дали возможность выбирать какую-нибудь яркую пакость – в широком смысле этого слова – а он радостно, как дикарь метнулся навешивать стеклянные бусы поверх дырявой шкуры. Мода всего советского периода была сдержанной и лапидарной. Соцлагерь во главе с элегантной Польшей – извечной, ещё со времён Галантного века, модницей – потреблял скромно и осторожно. Если проследить все тенденции, можно заметить – у нас было всё то же, что и на Западе, но с некоторыми изъятиями.

Если мини 1960-х, то 5 см выше колена, а не все 15, как у них в Лондоне. Если макси 1970-х – то на концерт или в театр, а не как в хиппующем Сан-Франциско - с утра до вечера. Существовал, конечно, и дефицит – о нём писали в журналах "Крокодил" (с издёвкой) и "Работница" (с печалью и надеждой, что это когда-нибудь закончится). С шиком носили то, что умудрялись достать у спекулянта, как героини фильма "Самая обаятельная и привлекательная" или отстрадать в длинной очереди, как Верочка из "Служебного романа", полушёпотом сообщавшая, что «в ГУМе выбросили батники». Молодые, вы не поймёте – выбросили – это не на помойку, а на прилавок. Торговля – кидала, народ – хватал.

Но есть нюанс – импорт, закупаемый для советских граждан, был великолепен. Если уж финские сапоги, то – красивые, удобные, ноские, модного фасона. Если французское платье, то сидевшее на любой корове, как на газели. Если уж вельветовые брюки, то настоящие, родные, мейд-ин-ФРГ. А не та дрянь, что хлынула в массы после превращения стадионов и ДК в неопрятные барахолки. Народ столь проникся идеей, что заграничное = это великолепное, что десять лет не мог остановиться, покупая серебристые босоножки на картонных подошвах и упоительно-фисташкового цвета блузочки, линяющие при первом соприкосновении с ужасной химией – Н2O. Туалетные столики пестрели сладкими вонючками с криво поставленной биркой Paris. К французским духам, что покупал Ипполит своей Наде оно не имело никакого отношения. Где это всё разливали – до сих пор неясно. Вероятно, всё на той же Малой Арнаутской, воспетой Ильфом и Петровым.

Преклонение перед иноземными товарами вызвала к жизни настоящую индустрию подделок – население скупало убожественные тряпки с якобы-фирменными знаками известных домов, не пытаясь даже внимательно прочитать буквы на лейблах. Abidas и Naik, Diore и Versache заполонили прилавки стихийных рынков. На этой любви к чужеземным наименованиям сыграли некоторые отечественные производители.

Так, в середине 1990-х большой популярностью пользовались дамские костюмы от Tom Klaim. За англоязычным псевдонимом скрывался россиянин Анатолий Климин, очень хорошо понимавший психологию тогдашнего потребителя. Возник неповторимый стиль от Tom Klaim – сильно приталенные костюмы кричащих расцветок. Поначалу не возникало сомнений в западном происхождении фирмы, ибо для большинства россиян отечественный пошив был неразрывно связан с тёткиным покроем и невразумительными расцветками.

Яркость и блёстки прочно ассоциировались с манящим буржуазным миром, с вечной дискотекой и такой же нескончаемой игрой в казино. Вы помните, что начали открывать первым делом? Ну, помимо ларьков со "Сникерсами", Херши-Колой (которая «вкус победы») и оранжевыми лосинами? Игорные точки, ночные клубы и дискотеки. Запад не рисовался как мир протестантской этики и веками культивируемого трудоголизма. Это скучно. Будем торговать старыми принтерами да проматывать весёлое бабло в рулетку. Девочки-отличницы и симпатичные парни мечтали о работе крупье.

Такая сиюминутная life, когда в любой момент всё схлопывается, а шеф с долгоногой Лялечкой уже валяется лихо простреленный, в луже крови, …так вот жизнь в 90-х не подразумевала долгосрочных перспектив – сегодня есть, а завтра нет. Пришли в родной офис, а он уж разграблен. Или начальство сбежало с деньгами на Кипр. Жить здесь и сейчас. Поэтому надо срочно купить нечто запредельное и выйти в люди. А люди – ровно такие же. В лосинах и стразах.

У пацанов откуда-то взялся и своеобразный «гангстерский стиль» - спортивный костюм, кроссовки, короткая кожаная куртка. Так одевались не только бандиты, но и вполне мирные юноши, читавшие Лосева, Лосского и газету "Русский порядок". Мужики – те, что хмуро-серьёзные и могли позволить себе аж целую златую цепь (только ленивый тогда не шутил про «на дубе том») – эти уважали лейбл Версаче - малиновые, бордовые и зелёные пиджаки с эффектными пуговицами. Кому не доставалось Versace – тот, как уже говорилось выше, не гнушался и косо пошитым, но столько же броским Versache. Да-да. Экипировку для «новых русских», не желая того, придумал Джанни Версаче, любивший барочную пышность и бьющий по глазам супер-моветон. Кутюрье говорил, что он в душе всё ещё тот мальчик, завороженный блеском послевоенного кино с Джиной Лоллобриджидой и дворцами итальянской знати в журналах по искусству, а потому выплёскивает свои детские грёзы на бумагу. Его эскизы – царство фигуристых женщин в оперениях и шёлке и широкоплечих мужчин – в чём-то ренессансно-алом. Вот ключевое слово – детские. Грёзы.

Постсоветские люди, глав-потребители Версаче-стайла, оказались подростками, блуждавшими среди развалин цивилизации. Подросток хочет бунта. Подросток выберет самое глупое сочетание цветов и наиболее дурацкую вещь в качестве культовой. А тут вся страна – подросток. Маяковский был неправ, именуя так СовДеп 1920-х – тогда была динамичная младость, а не подростковый бунт. Адовы 1990-е – вот тинейджер-пати. А что можно ждать от незрелых умов, которые никто больше не направлял, а сами ещё не горазды? Лишь уморительный вздор, подаваемый как свободный выбор.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Cообщество
«Ельцин-центр»
17
27 сентября 2021
Cообщество
«Ельцин-центр»
4
Комментарии Написать свой комментарий
24 августа 2021 в 11:10

Да и может так быть, что эстетический аспект в созерцании реальности может оказаться главным, раскрывающим важнейшие закономерности совершенства природы, скрытые от людей с плохим вкусом. Истина прекрасна и благие мысли прекрасны, и добро - это всего лишь высшая красота. Потому не всё так смешно в житейском правиле "главное чтобы костюмчик сидел ". Хотя, конечно, Христос, например , в своём размышлении об одежде, лилиях и Соломоне во всей славе его намекал на иной смысл. Однако надо понимать, что мода тогда была другая. И если бы его тогда одеть в хорошие джинсы, кроссовки, надушить классным парфюмом, то и история могла бы пойти более красиво. А если бы Ленин круче одевался, то мож и не было бы Гражданской войны? А если бы Дзержинского одевали хорошие кютюрье, то либеры не снесли бы памятник ему. А вот Путин нормально вроде одевается, хотя не разбираюсь, но держится-то давно. В этом смысле стоило бы подсказать Миронову и Прилепину новую спасительную национальную идею - одеть народ ещё круче. Чем одевают его власти уже лет тридцать. Ну, в принципе, на то оно и похоже.)

24 августа 2021 в 11:17

Мы одевались со своего советского шкафа.
У меня до сих пор есть такая одежда и даже пара вещей с первого курса!

24 августа 2021 в 14:47

“Постсоветские люди, глав-потребители Версаче-стайла, оказались подростками, блуждавшими среди развалин цивилизации”.

Сегодня, пост90-е люди, наконец забрались, в драных штанах на вершину цивилизации.
Кто Вы доктор Зорге?

24 августа 2021 в 15:28

О, эти женщины!
А сейчас лучше одеваются? Эти драные штаны, майки с дурацкими надписями и рисунками. кроссовки на все случаи жизни. На товарах, разве что этикетки ровнее наклеены. Чтобы купить подлинную фирму нужно знать места и иметь много денег. Товаров - полки ломятся, а потребуется купить приличную вещь - не найдёшь, а найдёшь - не по карману.

25 августа 2021 в 09:03

Вот заголовок из британской газеты The Telegraph, материал взят из интернета —

«Slob nation: the British used to be stylish, but now we’re a bunch of scruffs». Кто немного знает английский сам переведет. Мой перевод — «Нация нерях. Британцам был присущ элегантный стиль, но сейчас мы стадо грязнуль». Подобные статьи есть и в американской прессе. Неряшливость и неопрятность в одежде это общемировая тенденция
По сравнению с 90 ми, а уж про 70 е и говорить нечего, сейчас случилось то, о чем было в миниатюре у Райкина - "давайте снизим потребности и всем будет хорошо". Я просто немею, когда слышу о том как ужасно одевались раньше, про дефицит и т. п. Удивительно, каким чудодейственным способом людям внушили так одеться, как мы раньше и в колхоз не одевались. И попробуй скажи об этом, так тебе сразу - ты отстал на сорок лет. Эта дешевка, "быстрая мода" удивительно унылая и однообразная и плебейская заполонила все и вся, к ней к комплект явно недостает тоже современных пластиковых гробов. Впечатление словно попал в "дивный новый мир" Хаксли. Все пластиковое - еда, одежда, обувь и музыка и мысли. Униформа во всем, унылая и казарменная. Посмотрите на эти стеганые вездесущие пластиковые телогрейки преимущественно синего и черного цвета - Архипелаг Гулаг. Это дурновкусие, убожество словно сшитое из того что раньше называли семейными трусами, а сейчас почему то называемые джинсами. А ведь раньше Москва была самым пижонским городом на свете. Да неужели это было?

1.0x