Сообщество «Форум» 08:12 16 июля 2021

Почему крокодил не ловится

жатвы много, а делателей мало
4

Кто-то из знакомых в сети недавно задался вопросом: «Отчего так мало художественной литературы, в которой бы серьёзно осмысливалось наше время — его основные черты, скрытые пружины, герои и злодеи?»

Можно, конечно, отделаться более-менее точной, но ничего не объясняющей остротой: «потому что к нашей действительности трудно подобрать литературные выражения». Можно посетовать, что разучились писать. Но это будет неправдой: хороших и очень хороших произведений в жанре исторической прозы (даже о недавнем прошлом), «магического реализма», фэнтези и фантастики создано немало. Но "Героя нашего времени", "Преступления и наказания", "Вишнёвого сада", "Прощания с Матёрой", "Пирамиды" нет, как нет.

А ответ на самом деле не так прост, если копнуть поглубже. И он не о литературе. Он — о самой нашей жизни, в которой исподволь воплотились и продолжают воплощаться самые странные писательские фантазии: от "Замка" Кафки и "Книги сновидений" Борхеса до оруэлловского ангсоца. Они толпятся, мешаясь друг с другом, поэтому и действительность ускользает, как медуза в руках. Но её требуется понять, для того чтобы адекватно описать и затем попытаться изменить.

Справедливости ради надо признать, что в основных своих контурах — несущих балках, стенах, фундаменте — мир остаётся таким, как и тысячи лет назад: добро и зло, виды страстей и грехов, небо и земля — те же, что и всегда. Разве что немного устали. По-прежнему растят зерно, куют железо, любят и враждуют, рожают и болеют. Так, казалось бы, о чём речь? Просто очередная смена «укладов», переходный, так сказать, промежуток с присущей ему суммой неопределённостей.

С личностных позиций всё как бы определилось ещё в 1990-е. Грубо: «виннеры» и «лузеры». Первые — сумевшие использовать новые каналы обогащения, нащупавшие кнопки лифтов наверх, освоившие новый порядок взаимоотношений. Вторые — «не вписавшиеся в рынок» и, как следствие, — обнищавшие, спившиеся, ушедшие в маргиналии, на обочину жизни или с трудом тянущие семьи каторжной работой, выживающие в крайне стеснённых обстоятельствах. На этом обычно и ставят точку классово-мыслящие. Мол, есть буржуи и «пролы», и между ними бездна. Игры в общество равных возможностей закончились повсеместно после падения СССР, «мидлов» везде изводят как класс, богатые становятся богаче, а бедные — беднее. Короче, сытый голодного не разумеет.

Чтобы нащупать то общее, что нас ещё соединяет, как в негативных эмоциях по отношению к происходящему ныне, так и в положительных по отношению к прошлому, надо трезво указать разделяющие линии. Кроме материального положения, это существовавшие всегда, но приглушённые в Союзе национально-цивилизационные различия. Есть усиленно раздуваемое идейно-архивное противоборство «белых» и «красных», но гораздо более значимым на сегодня представляется «поколенческий» разлом.

Опять же, грубо: рождённые и достигшие совершеннолетия в доперестроечном СССР и те, чьё взросление пришлось уже на постсоветскую эпоху. Внутри этих групп могут быть некоторые нюансы и довольно значительные отличия. «Шестидесятники» более идеологичны, но в то же время — романтичны и социально-активны, «семидесятники» — более отвлечённы, гедонистичны и асоциальны, «восьмидесятники» — более взвинченны, резки и переменчивы, «девяностники» — более меркантильны и циничны, «нулевики» — более инфантильны и «расфокусированы». Сам автор принадлежит к поколению, которому сейчас 50–60 лет, и может свидетельствовать, что в этом промежутке никаких различий вообще нет и они минимальны с поколением 60–70 — в отличие от предыдущих поколений 30–40 и 25–30 лет.

Безусловно, на мировосприятие влияют не только годы рождения, но семейные традиции, детский круг общения и чтения, воспитатели, но всё равно факт «советскости» или «постсоветскости» незримо довлеет. Вольно используя философско-литературоведческий термин Михаила Бахтина, это разные хронотопы — то есть пространственно-временные континуумы.

Наиболее серьёзные расхождения — между хронотопами детей, родившихся в 1950-е–1960-е годы и теми, кто появился на свет в восьмидесятых, девяностых. И не только потому, что это отцы и дети. Рубикон 1991 года создал совершенно новое мирочувствие и сумму реакций, сравнимых, наверное, только со сломом 1917-го. Несмотря на возрождение Церкви, чаемого многими культурно-духовного воссоединения РФ с дореволюционной Россией — не произошло. Сформировавшийся хронотоп при всей своей уродливости имел яркие отличительные черты нового времени: «новых русских», а также множество внешних опознавательных знаков — от музыки до лексики.

Это было чудовищное время, но оно не было безвременьем. Последнее подкралось во второй половине нулевых и продолжается до сих пор. Мы живём сейчас вне хронотопа — с «замороженными» признаками эпохи. При этом носители разных хронотопов — от военного-послевоенного поколения до «девяностников» — в значительной степени ещё и уже активны в общественном поле. Это рождает ощущение нескольких разных наций или даже жителей разных планет, обобщённых термином «россияне». Что, конечно, создаёт большие проблемы для госвласти в отдельных действиях и выборе пути страны в целом. «Подморозка» и разно-векторность в этом контексте были прагматично-оправданны, но они явно затянулись. «Крымский консенсус» и «Русская весна» в Донбассе поманили надеждой, но никуда не привели и не вывели. Полит-технологическими ухищрениями страну продолжают держать в двусмысленной «разножке», исторической неопределённости. Но историю нельзя остановить: если её не делать — она сделает вас, и так, как вы не рассчитывали. И здесь возникает весьма опасный и для власти, и для государства в целом эффект мультипликации недовольства общества: и разных социальных слоёв, и разных поколенческих хронотопов.

Власть понимает и играет на том, что мотивации недовольства сильно разнятся у разных сегментов недовольных. Бедняки-пенсионеры, мажоры-креативщики, леваки и патриоты-почвенники пока никак не сходятся в едином протестном порыве. Но это — пока. Новые партийные проекты, рождаемые в недрах АП, партийная выборная борьба для абсолютного большинства населения остаются чужой игрой, не имеющей к их жизни никакого отношения. А это значит, что при дальнейшем падении уровня жизни, ярких несправедливостях и каком-нибудь общем сильном раздражителе, вроде неумного прессинга обязательной вакцинации, может произойти серия взрывов, которые перейдут в обвал. Враги России на это, безусловно, умно и тонко работают. Только вот непонятно: зачем власть им в этом подыгрывает?

Однако предположим, что несмотря на растущие различия, пока остаются общие для всех соотечественников общественно-ментальный и подсознательный контуры бытия. Собственно, они — обязательное условие существования народа, политической нации, государства. Если у нас уже нет общего мирочувствия (как нас иногда хотят уверить), то и «нас» нет — есть набор индивидуумов и атомизированных группок «по интересам». В эту сторону, безусловно, работают — грамотно и давно, но до конца не преуспели: неуловимая русскость в широком смысле слова (даже с советским оттенком) никак не вытравливается. Даже в поколении 1990-х.

Так что же нас связывает ещё вместе на этом тонком уровне? Ответы вроде бы известны: язык, историческая память, иерархия ценностей, культура, обычаи. Хотелось бы добавить ещё — православие, но это, увы, уже не так: искренне верующие православные составляют ныне абсолютное меньшинство. Хотя, значительная часть соотечественников пока всё же хранит в сознании «православное ядро» жизненных установок и запретов, что при определённых условиях может обратиться в веру. В большей степени религиозные установки сохраняются (пока) у российских мусульман.

Мы видим, что эти общие черты менталитета подвергаются сильнейшим атакам и размываются временем, работающим против нас в ситуации амбивалентной позиции государства. Но нашим общим, пока ещё национальным чувством мы ощущаем несколько ключевых вещей, которые и мешают нам «ловить крокодила» — то есть жить и работать поступательно, осознанно, будучи уверенными и в завтрашнем, и в сегодняшнем дне.

Во-первых, это ощущение лицемерия и двусмысленности, пронизывающее нынешнюю нашу систему, а точнее уже несколько сменившихся систем. Отсюда устоявшееся недоверие к власти, даже когда она пытается или делает нормальные полезные вещи. «Мы» и «они», говорят люди.

Во-вторых, это размежевание «почвы и судьбы» страны: всё большее расхождение между «заветами предков» и непонятным путём, куда идёт, точнее, бредёт страна.

В-третьих, смысловой экзистенциальный тупик: эта власть не нравится, но то, что творится на Западе (а мы именно туда привыкли оглядываться) в смысле расчеловечивания, вызывает тихий ужас. Но самые шумные противники этой власти оказываются агентами того самого Запада. При этом сама власть инфильтрована симпатизантами, а то и агентурой того же Запада. То есть круг замыкается.

К этому стоит добавить, что сознание нескольких поколений до конца жизни травмировано «девяносто первым» и «девяносто третьим», которые ощущаются многими до сих пор как личная боль и личная вина. А ведь нынешнее государство выстроено именно на этом «фундаменте» и пока не собирается от него отказываться. Но однажды придётся: построенное на лжи и беззаконии обречено. Кстати, именно это мы и прошли уже в том же 1991-м, стоит ли повторять?

Для молодых людей, входящих ныне в самостоятельную жизнь, недавняя (как и давняя, впрочем) история уже не столь значима. Для них СССР — почти такая же историческая абстракция, как Российская империя и Великое княжество Московское. Они выросли с ощущением, что Украина — зарубежное недружественное государство, Таллин — далёкая Европа, а Китай давно обогнал Россию. У них фрустрации другого толка: они не видят своего будущего. Иногда добавляя «в этой стране». Речь не только о рабочих местах с заработком под тот уровень жизни, образ которого им навязали рекламщики и «развлекатели». Речь о перспективах профессионального и личностного роста в ситуации непонятного вектора движения страны, больше смахивающего на застой, где всё уже «схвачено» до них.

Да, государство в последние годы довольно активно взялось за устройство «социальных лифтов», чтобы, условно, генералом мог стать не только сын генерала — как до сих пор в основном и происходит. Есть понимание и в необходимости кардинального обновления управляющей элиты, и в прививании молодёжи патриотизма, знания своей истории. Но и то, и другое натыкается на отсутствие идеологии внеличностного успеха, идеологии общей судьбы.

Зачем нужно лучше управлять регионами и министерствами, зачем развивать Дальний Восток, зачем строить новые города, делать открытия в науке, писать глубокие тексты, изучать историю своего народа? Личное и семейное материальное благополучие — деньги, власть, тёплое место для своих детей, известность и слава, конвертируемые в вышеописанные блага, — с этим всё понятно. Но зияющая пустота на месте «сверхзадачи» по Станиславскому смазывает всю картину, размыкает «цепь электропитания» на отдельные звенья, маленькие корпоративные цепочки со своими локальными интересами.

Пробудившийся в последнее время в определённой части молодёжи альтруизм в виде волонтёрства, заботы о немощных, о природе — прекрасен. Государство пытается его вроде как поддержать, выделяет средства, тащит волонтёров в официозные политические организации с благими намерениями. Но грозит это формализацией, превращением в шоу, новые маленькие ручные «комсомолы» с возможностью, опять же, сделать личную карьеру.

Далеко не всех устраивают эти лукавые дорожки. Далеко не все из молодых хотят получить хорошее образование, совершить прорывы в науке и технике, чтобы потом уехать за бугор. Или написать книгу с целью получить за неё побольше премий. Заниматься общественной работой, чтобы занять депутатское место…

Но негласная система стимулов выстроена именно так: стань успешным и не очень важно каким путём. Стать успешным и при этом настоящим учёным, писателем, музыкантом, врачом всегда было непросто, а сегодня — особенно. Но молодым суют под нос успех другого рода. Вот вам пресловутая уже троица: Оля Бузова, Моргенштерн, Даня Милохин. И таких успешных бездарей вокруг немало.

У русского народа, в том числе у большинства молодёжи, слава Богу, не сформировалась пока доминанта, как у западных людей, «приятно пожить для себя». Молодые люди острее воспринимают несправедливость, ложь, фальшь, абсурд, густо разлитые в окружающем мире. В отличие от старших поколений, они чаще всего не могут артикулировать продуманные претензии к власти и легко ведутся на слоганы, которые им подсовывают рукопожатные ребята, кормящиеся из рук зарубежных врагов России. И выходят по их призывам бессмысленно бузить на улицы.

Скорее всего, руководители государства понимают эту проблему, но беда в том, что антисистема, выстроенная в 90-е, так и не смогла превратиться в систему и продолжает входить в жёсткое противоречие с национальным менталитетом. Государство уклоняется от идеологии, боится её, а с другой стороны, не в силах её сформировать. Предлагает паллиативы в виде «скреп», казённого отфильтрованного и лукавого «патриотизма».

В его установках «Днём России» именуется день, ставший важным шагом к распаду советской державы; в честь человека, непосредственно причастного к этому и другим преступлениям, возводят помпезные центры; другого виновника крушения СССР награждают высшими орденами государства, ставят о его жизни подобострастные спектакли. В рамках такого «патриотизма» предлагается болеть за спортсменов, выступающих без флага и гимна, или за фриков, выступающих от имени страны на Евровидении.

Чиновные «патриоты» по разнарядке устраивают помпезные народные гульбища, перемежая в них сакральные символы и фигуры России с пошлейшей попсой. Люди, у которых ещё осталось нравственное и эстетическое чутьё, ощущают, как от всего этого за версту несёт фальшью. И отдельные, действительно патриотические и объединяющие начинания, чаще поддержанные, чем инициированные властью, как, например, "Бессмертный полк", ряд кинофильмов, памятников, мероприятий, увы, не в силах перевесить в глазах народа «густой фальшак» официоза.

Кто-то считает, что эта фальшь, двусмысленность, а порой и прямая ложь — сознательный modus vivendi (образ жизни) нынешнего руководства страны по отношению к её населению. Но представляется, что ситуация сложнее. Кроме прожжённых циников: маккиавелистов, себялюбцев и западолюбцев — на разных этажах власти есть честные и порядочные люди, действительно любящие не «корпорацию РФ» с её дивидендами, а историческую Россию, её народ. Желающие улучшить (и в чём-то улучшающие) его жизнь, пытающиеся (и что-то делающие) для его будущего. Но эти усилия слишком часто тонут в болоте антисистемы, саботируются, а иногда прямо извращаются ею.

Возвращаясь к началу статьи, вновь констатируем сложность даже простого адекватного описания нашего сегодняшнего мира, не говоря уже о его скрытых пружинах. Перед писателем, художником, философом встаёт исключительно трудная задача. Если он хочет не просто диагностировать тяжёлую болезнь, а указать на какой-то путь, если не лечения, то преодоления её, то нужно представить фигуры людей, своей жизнью, поступками, образом мысли преодолевающих кафкианский абсурд нынешнего бытия. А такие люди и у нас, и в других странах, безусловно, есть и, возможно, живут с вами по соседству.

«Мир должен быть оправдан весь / Чтобы можно было жить!», — изрёк в начале прошлого века поэт Константин Бальмонт. Сегодня речь идёт уже не об оправдании, а о минимальном рассеивании кошмара, в который погружают мир его «кураторы», толкая на гиблый шлях.

Важно осознать: назад пути нет — ни в СССР, ни в имперскую Россию, ни в московскую или киевскую Русь. Ни в викторианскую Англию (если кому-то это больше импонирует), ни в трудолюбивую Америку изобретателей и набожных фермеров — вот Трамп попробовал, но безуспешно.

Стоять не месте дальше не получится: утонем в болоте, а внешние «партнёры» нас ещё и поглубже подтолкнут. Идти вперёд за Швабом и Гейтсом — в их дивный новый мир — значит потерять не только родину, но и душу.

Значит, необходимо выстраивать свои — индивидуальные и коллективные — дороги, перпендикулярные к нынешнему мэйнстриму, опираясь на те общие ментальные ценности, которые у нас ещё остались. Преодолевая противоречия поколений, социальных страт, национальностей. Городить их, как гати из болота, вопреки тому, что «днесь довлеет», находя неожиданных помощников в разных политических лагерях и структурах, включая, разумеется, провластные.

Такой алгоритм не предполагает умильного или покорного согласия со всем, что нам навязывается сверху нынешней властью, но и не требует прямого столкновения с «левиафаном» государства, поскольку столкновение это бессмысленно и обречено на поражение в любом случае.

Да, придётся шевелить мозгами, отказываться от каких-то жизненных благ и спокойствия, искать новые термины, вспоминать забытые слова. При этом, конечно, потребуется мужество называть ложь ложью, а лицемерие — лицемерием, трезво осознавая, что против тебя будет работать мощная машина разжижения мозгов, шельмования, а в крайнем случае — и подавления.

Предстоит непротиворечиво соединить традиционализм и консерватизм, здоровый национализм со всемирной соборностью добрых и умных землян; идеи «пламенных реакционеров» с мечтами визионеров справедливого общества. Разумеется, трезво отобрав и переосмыслив их применительно к современной действительности. Ничего невозможного нет.

И это не политическая борьба, замкнутая в матрице игрушечных партий или политучений прошлого. Это духовное действие, попытка расчистки полянок и вязания узелков новой реальности поперёк проторенных путей. Если таких «делателей» станет хотя бы столько, сколько нынешних «либеральных» разрушителей (а их не так уж и много); при этом хотя бы десятая часть нашего народа и — шире — народов Земли (поскольку у России есть все шансы стать центром притяжения подобных людей поверх границ) осознает, о чём идёт речь, то, может, нам удастся отклонить нынешний полёт человечества в бездну.

Не все выдержат этот путь, не все на нём выживут. Но нужно делать, ибо, как посетовал Господь: «жатвы много, а делателей мало». Русский же народ давно вывел формулу: «дорогу осилит идущий».

Спросят: а как же насчёт ловли крокодила? Да необязательно его ловить: пусть мирно сидит в затоне и лопает лягушек. Главное, нам самим не стать ни лягушками, ни крокодилом.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
16 июля 2021 в 20:51

"...действительность ускользает, как медуза в руках. Но ее требуется понять, для того чтобы адекватно описать и затем попытаться изменить."

Согласен с Вами!

Сначала следует разобраться в том, что происходит, построить адекватную действительности модель общественных отношений прежде, чем предлагать какие-либо действия, чтобы не получилось, как всегда: «За что боролись на то и напоролись!..»

17 июля 2021 в 01:50

Андрей, благодарю за статью, она интересная и по содержанию, и по неподдельной боли за Россию, за наш народ. Но есть и пожелание: если остался "порох в пороховнице" на следующую статью по этой теме, постарайтесь дать свои предложения "Что делать?".
Попробую высказать свои предложения всего в одной, но, по-моему, очень важной сфере: образовании.
У меня три внучки и два внука, я достаточно хорошо знаю суть нынешней системы общего и специального образования и могу дать ей оценку. Если очень коротко и максимально мягко: профанация. Если оставить всё как есть, то деградация основной массы подрастающего поколения, а вместе с ней и нашей страны будет продолжаться, причём ускоренными темпами.
Вот мои предложения, опять же коротко, тезисно.
Каждый юный гражданин нашей Державы должен получить:
На 1-ой ступени - 8-классное базовое образование (с 7 до 15 лет, девочки и мальчики в основном учатся вместе). Наполняемость классов 10-12 человек, применяется работа в группах по 5-6 человек, в том числе для выполнения коллективных заданий.
Основой содержания этой ступени, кроме навыков чтения, письма, счёта, должны быть законы мироздания, понимание Бога и воспитание веры Ему, предназначение
человека в иерархии Бога, роль человека на планете Земля в единстве с Природой.
Знания и умения по естественным наукам (географии, физике, химии, биологии), ОБЖ и математике должны обеспечивать способность выживания в природной среде самостоятельно и в группе в течение 2-3 недельного перехода по родному краю (под контролем наставников-экзаменаторов).
Знания по истории других стран должны даваться только через историю России (взаимоотношения с этими странами и цивилизациями), причём курс истории должен содержать комплексные знания по конкретному периоду жизни страны и народа, включая развитие хозяйства, науки и техники, культуры, максимально используя местный краеведческий материал.
После этой ступени выпускник должен:
уметь максимально обслуживать себя в любых условиях и оказывать помощь товарищам;
получить "вирус" любознательности, уметь самостоятельно находить нужную информацию и отличать её от дезинформации, понимать ценность знаний и умений для жизни;
иметь гордость за свою страну и свой народ, быть убеждённым в своей нужности для продолжения дела своих предков через создание собственной семьи и рождение детей, получение профессии для созидательной деятельности.
и комплексное начальное образование
На 2-ой ступени - 4-х годовое (с 15 до 19 лет) начальное профессиональное образование (НПО) и одновременно получение полного общего образования (аттестат зрелости для получения среднего профессионального и высшего профессионального образования). На 2-й ступени девушки и юноши обучаются раздельно.
НПО для юношей включает 5 профессий, нужными для жизни и позволяющими познакомиться с основными стихиями Земли: сантехник-водопроводчик (стихия Вода); электро-газосварщик (стихия Огонь); каменщик-бетонщик-штукатур-плиточник (стихия Камень); столяр-плотник (стихия Дерево); токарь-слесарь-фрезеровщик (стихия Металл).
НПО для девушек включает профессии: кулинария, бытовая техника (стихии Огонь, Вода); швейное дело (стихия Металл); гончарное дело для изготовления посуды, игрушек (стихия Камень); ландшафтный дизайн, садоводство-огородничество (стихия Дерево); санитарное дело, социальная работа, уход за детьми.
Обучение сопровождается практикой на реальных объектах поселений.
После получения НПО молодёжь практически готова своими руками зарабатывать себе "на хлеб", решать многие проблемы по хозяйству самообслуживанием.
Следующий этап становления молодёжи (как юношей, так и девушек, исключение по состоянию здоровья) - служба в Армии (ВС, МЧС, Росгвардия) в течение 1 года. Основные задачи: примерно то же, чему обучают в школе сержанта, серьёзная физподготовка и курс самообороны без оружия, навыки владения различным стрелковым оружием; защита от оружия массового поражения; автошкола и получение водительских прав категорий по выбору.
После Армии молодёжь становится достаточно зрелой для создания семьи и сознательного выбора дальнейшего профессионального образования, причём сначала обязательно получение 2-х летнего среднего профессионального образования, и только потом 4-х летнего высшего профессионального образования.

18 июля 2021 в 14:22

На самом деле магистральный путь развития известен: увеличение и упрочение общественных связей. Известен и путь противодействия: разделяй (на партии и партийки) и властвуй. Так что выбор ясен: или новое "вече", или заборы и решётки

19 июля 2021 в 07:30

Люди не равны, и в этом нет трагедии. Се ля ви.
Грубо говоря.
Способности даны не всем.
Если родители не заставляли учиться, знаний нет, человек пожизненно работает условным каменщиком или продавцом (при всём моём уважении к каменщикам и продавцам).
Если нет жгучей, всесокрушающей страсти к власти - не пройдёшь во власть.
Если нет страсти к деньгам - не будешь богатым.
Если нет могучего здоровья - не станешь качком.
И наоборот, если любишь железки - будешь хорошим автомехаником, или сварщиком, или конструктором.
Если любишь и умеешь руководить людьми - будешь начальником.
Говорят, что хорошие хирурги получают удовольствие от того, что держат в руках жизни людей.
Перестаньте, наконец, беспокоиться, и начинайте жить.
И научите читателей, как изменить то, что можешь изменить; смириться с тем, что не можешь изменить; и главное - как отличить первое от второго.

1.0x