Авторский блог Елизавета Пашкова 12:54 5 мая 2015

Победа

У здания Центрального Дома художника на Крымском валу на высоких флагштоках реют пятнадцать алых полотнищ, а над ними еще одно – больше всех. Если бы на нем вдруг вспыхнули золотом серп и молот, загорелась пятиконечная звезда, то ожили бы и остальные флаги - голубыми, зелеными, белыми лентами, народными узорами – России и Украины, Белоруссии и Литвы, Грузии и Армении – всех пятнадцати советских республик-сестер. Ведь когда-то, в конце 70-х, огромное здание Центрального Дома художника было выстроено для Союза художников СССР, и на мощных, грандиозных выставках того времени представляли свои лучшие работы художники всего Советского Союза.

У здания Центрального Дома художника на Крымском валу на высоких флагштоках реют пятнадцать алых полотнищ, а над ними еще одно – больше всех. Если бы на нем вдруг вспыхнули золотом серп и молот, загорелась пятиконечная звезда, то ожили бы и остальные флаги - голубыми, зелеными, белыми лентами, народными узорами – России и Украины, Белоруссии и Литвы, Грузии и Армении – всех пятнадцати советских республик-сестер. Ведь когда-то, в конце 70-х, огромное здание Центрального Дома художника было выстроено для Союза художников СССР, и на мощных, грандиозных выставках того времени представляли свои лучшие работы художники всего Советского Союза.

Потом Советский Союз разрушили, но осталось то, что было свято для всех – наша общая Победа над фашизмом. Несмотря на все попытки вытравить это, память об общем прошлом жива. И не случайно выставка «Победа», открывшаяся недавно на Крымском валу, организована Союзом художников России вместе с Международной конфедерацией Союзов художников – в некотором смысле наследницей Союза художников СССР.

В самом начале экспозиции представлены три относительно небольших портрета: Уинстон Черчилль, Франклин Рузвельт и Иосиф Виссарионович Сталин. Все три работы выполнены в одинаковой желто-серой, несколько мертвенной гамме. Левее – та же тройка на Ялтинской конференции, только теперь – в бронзе, фигурки не более 30 см. Между лидерами государств-союзников – огромный, в рост, портрет В.В. Путина. Есть большое панно с изображением маршала Г.К. Жукова, а Сталина, изображенного так, чтобы всем пришедшим на выставку было понятно, что именно он – Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Советского Союза, – такого Сталина нет. Только на одном из плакатов времен Великой Отечественной войны есть Сталин рядом с Ворошиловым, и еще у двух современных художников можно обнаружить изображения Сталина – в многоликой композиции, собравшей исторических деятелей нашей страны с древности до современности, и на небольшом рисунке, на котором Сталин взирает с небес на Красную площадь, где при Ельцине устроили свой шабаш либерал-«демократы».

Зато на выставке есть огромный, во всю стену, насыщенный красками ковер, изображающий … Солженицына (!!!). Ковер создан руками азербайджанских мастеров. Прекрасно, что в Азербайджане сохранили традиции изготовления красочных ковров. Но почему Солженицын – на выставке, посвященной Победе Советского Союза, в разрушение которого его роман «Архипелаг ГУЛАГ» внес решающий вклад?

Ведь трудно себе представить, что те, кто разместил на выставке портрет Солженицына, забыли еще совсем недавнюю историю. Вспомним, что в начале 1960-х годов появилось диссидентское движение и его «печатный орган» – «самиздат». Так называли перепечатанные дома или втихаря на работе на обычных печатных машинках диссидентские произведения. Но, очевидно, «самиздат» не сыграл бы своей разрушительной роли, если бы не был подкреплен «тамиздатом» – мощными зарубежными издательствами, печатавшими миллионными тиражами статьи и книги диссидентов. Одним из таких издательств было YMCA-Press, созданное еще в 1920-х годах влиятельными американскими деятелями специально для русскоязычных читателей. В этом издательстве вышли «Раковый корпус», «В круге первом», «Август 14-го» А.И. Солженицына.

Руководитель издательства Н.А. Струве, потомок одного из лидеров русскоязычных белоэмигрантов, писал, что эти произведения были своеобразной подготовкой к главному удару: изданию по поручению Солженицына, в кратчайший срок и в полнейшей тайне, первого тома «Архипелага ГУЛАГ». «И хотя работа производилась в парижской большой и шумной типографии, тайна была соблюдена. Бомба разорвалась 28 декабря 1973 года» – писал Струве в книге «70 лет издательства «Ymca-Press», вышедшей в Париже в 1990 году. До гибели Советского Союза оставался еще год, но те, кто наносил ему смертельные раны, писали об этом ясно и недвусмысленно.

А ведь на выставке рядом с портретом Солженицына – фронтовые рисунки, на которых запечатлены те, кто за свою Родину – Советский Союз – боролся до последней капли крови. Бомбы и снаряды озверелых фашистов вырывали наших бойцов из жизни, но художники-фронтовики сохранили их светлые образы: простые русские лица – такие открытые, ясные! Зарисовки сделаны и на передовой, и в партизанских отрядах, и в госпиталях. Рисунки легкие, задушевные, никакой надуманности – сама жизнь: на фронте и в тылу, в осажденном Ленинграде и в спасительном московском метро... Все эти работы Союз художников России смог сохранить в хаосе 1990-х, что было не так-то просто.

В центре одного из залов картина Аркадия Александровича Пластова «Фашист пролетел», написанная в 1942 году. Эту картину Сталин взял с собой на Тегеранскую конференцию, а после войны не одно поколение советских школьников писало по этой картине сочинения, сквозь слезы глядя на пастушонка, который навеки остался лежать на родной опушке.

В залах много работ художников, чье детство пришлось на военные годы. Их картины сдержанны и правдивы, в них война неразрывно сплетена с жизнью. Есть работы и относительно молодых художников. Они пытаются выразить, передать нам свое представление о войне, и некоторые их графические листы приближаются к подлинности фронтовых зарисовок. Но где же современное ощущение Победы? Победы в жизни новых поколений?

Таких работ совсем мало, и в основном они посвящены памяти о Победе. Найти картину о дне сегодняшнем непросто. Иногда помогает Георгиевская ленточка – примета последнего десятилетия. Вот она, развевается на мотоцикле, мчащем куда-то в голубизну пространства девушку с облаком цветов, а вот та же ленточка, перевязавшая большой яркий букет, принесенный на могилу деда внуком-художником. Но холодный серо-серебристый фон верхней части картины заставляет забыть о Победе и задуматься о смерти. Несомненно, смерть на войне никто не отменял, но все же,

Бой идет святой и правый,

Смертный бой не ради славы –

Ради жизни на земле.

Ради того, чтобы жила Родина, жил великий, самый справедливый в мире Советский Союз, шли на смерть наши отцы, деды и прадеды. «Цветы для прадедушки» – так называется скульптура юной девушки в пилотке, с букетом в руках. Ради того, чтобы появилась на свет эта девочка, стоило воевать! И ее прадед сейчас счастлив – неважно, с небес или пока еще с земли смотрит он на эту русскую красавицу, свою правнучку, протянувшую ему этот букет – дар всех спасенных поколений.

1.0x