Сообщество «Посольский приказ» 00:19 4 февраля 2021

По рукам

о продлении СНВ-3

27 января Россия и США приняли решение продлить Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). «Достигнута договоренность на наших условиях: на 5 лет без предварительных условий, без любых дополнений и каких бы то ни было «довесков», — заявил МИД РФ.

Накануне этого между президентом России Владимиром Путиным и вступившим в должность президента США Джо Байденом состоялся первый телефонный разговор, в ходе которого президенты обсудили продление соглашения, предусматривающее взаимное сокращение ядерных вооружений. Сообщается, что разговор состоялся по инициативе американского лидера. Вскоре после беседы президент России внёс законопроект о продлении соглашения в Государственную думу. Дума, как и Совет Федерации, оперативно ратифицировала соглашение. В Соединённых Штатах для ратификации поддержка законодателей не требуется.

США и Россия заключили договор СНВ-3 в 2010 году в Праге, договор вступил в силу 5 февраля 2011 года. Документ обязал обе страны ограничить число ядерных боезарядов и их носителей. При этом каждая из сторон договора получила право самостоятельно определять состав и структуру своих ядерных сил, равно как и модернизировать вооружения. Срок действия договора истекает в феврале 2021 года. Предыдущая американская администрация настаивала на своих условиях для перезагрузки имеющихся договорённостей, требуя включить в договор Китай, а Москве рекомендовала отказаться от разработки новейшего вооружения. Многие эксперты считали, что СНВ-3 — фактически первый равноправный договор между РФ и США. Предыдущие соглашения по СНВ были более выгодны Штатам. Сейчас же всё продлевается на условиях Москвы.

Некоторые эксперты объясняют решение администрации США о продлении договора СНВ-3 тем, что Байдена и его команду никто не может обвинить в «потворстве Путину», и это развязывает им руки в нормализации отношений с Россией. «Но отсутствие дополнительных требований всё равно удивляет — не в американских это правилах. А продление сразу на максимально возможные 5 лет в позитивном смысле «закрывает» вопрос на весь срок президентства Байдена. И даже с точки зрения поддержания «лица»: принять российское предложение как есть, без торга? Что за «жест доброй воли»? Или это часть другой большей «сделки»? Ясно, что внутренних и внешних проблем у США предостаточно, но обычно это не мешало им строить проблемы России. Продолжаем наблюдать», - прокомментировала новость Генеральный директор «Института внешнеполитических исследований и инициатив» Вероника Крашенинникова.

Кто-то называет продление договора одним из самых важных событий в 2021 году, однако большинство экспертов не питают иллюзий: гонка вооружений будет раскручиваться в любом случае, но теперь можно говорить, что она будет идти в более сдерживающих условиях. Кроме того, продление договора – не панацея в отношениях США и РФ. Вашингтон может ужесточить подходы в отношении Москвы на других направлениях. По мнению гендиректора РСМД Андрея Кортунова, продлению ДСНВ напрасно приписывают способность вытащить отношения РФ и США из тяжёлого состояния: «Есть иллюзия, что договор сможет каким-то образом переломить нынешние негативные тенденции в двухсторонних отношениях. Думаю, что этого не произойдет. Скорее всего, произойдет обратное – Байден постарается компенсировать эту договоренность ужесточением своего подхода к России на других направлениях».

О том, почему новая администрация в Вашингтоне решительно изменила курс предыдущего президента, рассказал доктор военных наук Константин Сивков: «В Соединённых Штатах существуют два подхода к вопросу стратегического ядерного сдерживания.

Первый подход свойственен республиканцам и трампистам. Он ориентирован на достижение полного ядерного превосходства над всем миром: Соединённые Штаты должны быть свободны от каких-либо ограничений в сфере ядерных вооружений и обеспечивать неограниченное их наращивание с целью достижения абсолютного количественного и качественного превосходства над всеми странами. Очевидно, что в этом случае и Россия будет играть в гонку ядерных вооружений, но это для них не важно. Согласно этому подходу – Россия не конкурент США в сфере ядерных вооружений. Главный противник – это Китай. Особенно учитывая, что данные о китайских ядерных вооружениях чрезвычайно закрыты. Согласно некоторым сведениям, система ядерных вооружений КНР может достигать показателей в несколько тысяч боеголовок стратегического радиуса действия. Поэтому гонка ядерных вооружений последние годы развёртывалась против Китая, а не против России.

Здесь может возникнуть вопрос: почему же предыдущие республиканцы не противились договорам СНВ так, как Трамп? Причина очень простая, и заключается она в том, что США исчерпали все рычаги обеспечения своего мирового доминирования – кроме ядерного шантажа. В экономическом отношении они уступают Китаю, и шансов догнать уже нет никаких. В военно-стратегическом отношении в части обычных вооружений американская армия и флот уже не конкурентноспособны с тем же Китаем, а учитывая темпы роста Китая – догнать их, восполнив технологическое превосходство, почти нет возможности. А в идеологическом отношении – тот «культурный» рычаг, который США когда-то имели, то идейное лидерство – после выборов 2020 года утрачено. У них остался один рабочий инструмент – ядерный шантаж.

Другой подход у Байдена и компании. Как и все транснационалы, они не считают Китай противником. Россию же они считают не главным противником, а скорее главной жертвой, которая обеспечит им возможность достижения мирового доминирования. Эти силы в качестве своего главного инструмента рассматривают не прямое ядерное противостояние с Россией или шантаж (которые в случае успеха возвысили бы Америку, и фактически бы лишили транснационалов возможности уничтожить американскую государственность). На первый план они выводят методы гибридных войн. И здесь ядерное оружие становится не особо актуальным. В этих условиях для Байдена и его команды важно исключить возможность ядерного удара по США, а для этого надо ограничить ядерный потенциал и наращивать свою систему ПРО.

Обама, у которого Байден был вице-президентом, всерьёз предлагал вообще ликвидировать стратегические ядерные силы. Но с тех пор их обычные вооружения потеряли в конкуренции, поэтому ни о каком «ядерном нуле» администрация Байдена, думаю, теперь заикаться не будет. Для них сейчас на первое место выходит другое: с помощью договора СНВ-3 понизить потенциал или не дать ему развиться до того уровня, когда развивающиеся у них системы ПРО не смогут парировать ответный удар.

Главный вопрос в том, почему мы идём на это продление. Даже во время подписания СНВ-3 при Медведеве в договоре был пункт, что в случае, если США продолжат развивать системы ПРО – Россия из него выйдет. Как мы видим, американцы эффективно продолжают этим заниматься. А Россия не только не ставит вопрос о выходе, но наоборот добивается продления этого договора. Продление СНВ-3 выгодно исключительно Вашингтону и работает на его стратегические интересы. Стратегическую безопасность России это не обеспечивает. И более того, Россия сейчас как раз нуждается в резком наращивании ядерного потенциала».

В итоге, можно сказать следующее – продление СНВ-3 практически не меняет отношения между США и Россией.

5 апреля 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
20 марта 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
11 апреля 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x