Сообщество «Салон» 00:00 22 октября 2015

По ту сторону границ

С 1980 по 1984-й годы Рябов был занят исключительно работой над другим коллосом советского кинематографа, гордо носящем объёмное название "Государственная граница". Но это сторона внешняя. С середины 70-х годов Рябова стала интересовать другая, очень волнующая его тема. Как вспоминал сам герой статьи: "Давным-​давно, еще студентом 2-го курса Московского юридического института, я увидел принесенные одной из моих сокурсниц фотографии (переснятые, как это стало понятно мне позднее, из труда Соколова "Убийство Царской Семьи") — приказ Войкова о выдаче серной кислоты, "расстрельную" комнату в доме Ипатьева. Это осталось во мне, потому что увиденное поразило до глубины души: я, в числе прочих миллионов, ничего не знал о гибели Семьи. Ни​чего. Только о самом факте".

Кинодраматург, режиссёр, литератор, следователь, — личность выдающаяся и противоречивая, окутанная разнообразными домыслами и мифами.

Родился Гелий Трофимович 1 февраля 1932 года в семье комиссара. Окончил в 1954 году Московский юридический институт и пошел служить в милицию. Работал следователем. Впоследствии стал помощником министра внутренних дел СССР Николая Щелокова. Но не только сыскное дело привлекало Рябова в его странной, наполненной удивительными смыслами, жизни. Вместе с писателем и сценаристом Алексеем Нагорным он выпускает повесть "Я из контрразведки" и активно участвует в кинопроцессе страны. В 1964-м году выходит первый фильм по его сценарию (совместно с Нагорным и Алексеем Ходановым) — "Казнены на рассвете". В фильме рассказана история старшего брата Ленина — Александра Ульянова. Затем следует стереоскопическая лента "Таинственный монах" (1967), придуманная в соавторстве с Нагорным — история проникновения в 1920-м году чекистов в монастырь, в котором под прикрытием готовят контрреволюционный заговор уцелевшие на Украине врангелевцы. Дальше — больше. В 1970-м году Геннадий Полока снимает выдающийся шпионский детектив "Один из нас". Из-за плохих отношений режиссёра с властью, фильм шёл в ограниченном прокате. В качестве сценаристов — всё те же Рябов и Нагорный.

В том же году выходит двухсерийный телефильм "Кража" (не путать с одноименной постановкой по Джеку Лондону). Процесс пошел. Приключенческий сериал "Тайник у красных камней" (1972) стал разбежкой перед грандиозной по замыслу киноэпопеей "Рождённая революцией", к которой Рябов написал сценарий первых двух серий. И сделал затем интересную и нетипичную для его творчества передышку в революционной теме — сценарий к молдавско-прибалтийской картине "Фаворит", снятой по известному детективному роману Дика Френсиса. В 1978 году он получает Государственную премию СССР за "Рождённую революцией".

С 1980 по 1984-й годы Рябов был занят исключительно работой над другим коллосом советского кинематографа, гордо носящем объёмное название "Государственная граница". Но это сторона внешняя. С середины 70-х годов Рябова стала интересовать другая, очень волнующая его тема. Как вспоминал сам герой статьи: "Давным-​давно, еще студентом 2-го курса Московского юридического института, я увидел принесенные одной из моих сокурсниц фотографии (переснятые, как это стало понятно мне позднее, из труда Соколова "Убийство Царской Семьи") — приказ Войкова о выдаче серной кислоты, "расстрельную" комнату в доме Ипатьева. Это осталось во мне, потому что увиденное поразило до глубины души: я, в числе прочих миллионов, ничего не знал о гибели Семьи. Ни​чего. Только о самом факте".

И вот, оказавшись в Свердловске, Рябов всерьёз задумался о месте захоронения останков убиенных Романовых. Он обращается за помощью к генералу Щелокову и получает доступ к засекреченным архивам. Подключая к процессу инстинкт опытной ищейки и опыт свердловского геолога Александра Авдонина, Рябов, втайне от всех, начинает изучение некоего странного и, возможно, сфабрикованного документа — записку цареубийцы Якова Юровского. И что совершенно невероятно, в 1979-м году, в болоте под Свердловском, они обнаруживают то, что искали. Это было захоронение 9-ти человек (из земли кости и черепа были извлечены только в 1991-м году), которое, вследствие последующей экспертизы, долгое время безоговорочно считалось могилой почти всех лиц, расстрелянных в Ипатьевском доме.

Сомнения высказала в 2004-м году группа международных ученых из России и Америки, которые усомнились в верном толковании исследования ДНК, проведя свои работы в данной области. Русская православная церковь также подвергает сомнению подлинность останков царской семьи. Недостающие тела царевича Алексея и великой княжны Марии геологи обнаружили только в 2007 году и ситуация с ними и по сей день остается столь же сложной.

Рябов же не сомневался в подлинности находки и, несмотря на приписываемые ему попытки фальсифицировать историю, был целиком и полностью поглощён своей миссией. Более того, был одержим ею. В 1993-м году он экранизирует свой роман "Конь белый", вновь обращаясь к России времён Гражданской войны и её страшным трагедиям. Десятисерийный сериал рассказывает о Колчаке и его попытках расследовать гибель царской семьи. После этого Рябов уходит из кинематографа. Но продолжает активное участие в расследовании тайны захоронения Романовых.

Похороны самого Гелия Трофимовича прошли очень скромно. Ни представители полиции, ни пограничники, ни кинематографисты не пришли попрощаться с человеком, который, несомненно, заслуживал и признания,и уважения за всё, сделанное и созданное им. Странная жизнь, странная судьба. И бесконечные вопросы, на которые мы еще очень не скоро узнаем ответ.

Cообщество
«Салон»
14 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x