В этой работе мы рассмотрим несколько высказываний об уме, душе и плоти.
Апостол Силуан говорит:
«Но прежде всего познай свое рождение. Познай Себя, Что Ты Есть, из Какой Ты Сущности, или из какого рода, или из какого колена. Знай, что ты произошел из трех родов: из земли, из сформированного и из созданного. Тело произошло из земли, из земной сущности, а сформированное произошло ради Души из Божественной Мысли. Созданное же — это Ум, который произошел по Образу Бога. Божественный Ум имеет Сущность от Божественного. А Душа это То, Что Он сформировал в Их Собственных Сердцах. Ибо я думаю, что Она является Женой Того, Кто произошел по Образу. А тело, которое произошло из земли, его сущность — материя. Если ты смешаешься, ты обретешь себе три части, поскольку ты упал из Добродетели в неполноценность.
Живи, следуя уму. Не думай о плотском. Приобретай себе Силу, так как Ум — это Сила. Если ты отпал от Неё, ты стал двуполым. Сущность же Ума, т.е. Мышление, если ты отбросил Её от себя, ты отрезал Мужское и обратился к женскому. Ты стал душевным, так как ты принял сущность сформированного. Если ты отбросил еще малость этого, так что ты не приобрел себе какой-либо человеческой части, но взял себе мысль и подобие скота, ты стал плотским, так как ты принял скотскую природу. Ибо трудно найти душевного, насколько труднее найти Господа.
Я же сказал, что Бог Духовный. Человек принял Образ от Сущности Бога. Божественная Душа имеет общение частью с Ним; с другой стороны, душа имеет общение частью с плотью. Глупая душа обычно шатается из стороны в сторону, [...] и это она считает истиной.
Лучше тебе, о человек, обратится к человеку, чем к скотской природе, я имею в виду плотскую. Ты примешь подобие той стороны, куда ты обратишься. Еще я скажу тебе нечто. Снова для чего ты будешь усердствовать? Ты пожелала стать скотом, когда ты оказалась именно в этой природе. Лучше же общайся с Истинной Природой Жизни. Скотство будет направлять тебя в род земли, а Умная природа будет направлять тебя к умным образам. Обратись к умной природе и отбрось от себя рожденную землей природу. О упрямица душа, отрезвей и сбрось опьянение свое, которое является действием незнания. Если ты будешь упорствовать и жить в теле, ты будешь жить в грубости. Когда Ты вошла в Телесное Рождение, Ты Была Рождена. Ты оказалась внутри Брачного Чертога и осветилась Умом».
(Раннехристианский текст. Поучения Силуана.)
Скажем далее, что хороший и счастливый человек — это справедливый человек.
В диалоге «Государство» Сократ говорит:
«...Справедливым ...бывает человек таким же образом, каким осуществляется справедливость в государстве».
«...Каждый из нас только тогда может быть справедливым и выполнять своё дело, когда каждое из имеющихся в нас начал выполняет своё».
«...В душе каждого отдельного человека можно различить три начала». (Разумное Начало, яростное начало и вожделеющее начало.)
«...В государстве и в душе каждого отдельного человека имеются одни и те же начала и число их одинаково».
(Платон. «Государство». Книга 4.)
Каждое из трёх начал будет выполнять своё дело тогда, когда Разумное Начало будет править, яростное начало будет его защищать и следовать за ним, а вожделеющее начало будет подвергаться контролю со стороны обоих этих начал.
1 Первое высказывание.
Апостол Филипп говорит:
«Не бойся плоти и не люби ее. Если ты боишься ее, она будет господствовать над тобой. Если ты полюбишь ее, она поглотит тебя, она подавит тебя». (Флп. 62.)
Плоть, о которой идёт речь в этом высказывании, соответствует вожделеющему началу.
Сократ говорит:
– «Оба этих начала (Разумное и яростное), воспитанные таким образом, обученные и подлинно понявшие свое назначение, будут управлять началом вожделеющим – а оно составляет большую часть души каждого человека и по своей природе жаждет богатства. За ним надо следить, чтобы оно не умножилось и не усилилось за счет так называемых телесных удовольствий и не перестало бы выполнять свое назначение: иначе оно может попытаться поработить и подчинить себе то, что ему не родственно, и таким образом извратить жизнедеятельность всех начал.
– Безусловно.
– Оба начала превосходно оберегали бы и всю душу в целом, и тело от внешних врагов: одно из них – своими советами, другое – вооруженной защитой; оно будет следовать за Господствующим Началом и мужественно выполнять его решения.
– Это так».
(Платон. «Государство». Книга 4, 442 А-Б.)
Это справедливо будет сказать и в отношении психики отдельного человека и в отношении государства.
2 Второе высказывание.
Исус сказал:
«Несчастно тело, которое зависит от тела, и несчастна душа, которая зависит от них обоих». (Фм. 91.)
Телу соответствует вожделеющее начало, душе — яростное начало. Поэтому здесь оказывается либо яростное, либо вожделеющее начало во главе психики человека, тогда как править в душе справедливого человека и в справедливом государстве должно Разумное Начало.
Главенствующее Разумное Начало правит в душе философа.
Главенствующее яростное начало правит в душе честолюбца.
Главенствующее вожделеющее начало правит в душе сребролюбца.
(Ср. Платон. «Государство». Книга 9, 581 С.)
3 Третье высказывание.
«Исус сказал: «Горе той плоти которая зависит от души; горе той душе, которая зависит от плоти». (Фм. 116.)
В этом высказывании речь идёт о том, что надо отличать Истинную Плоть и не Истинную плоть. (Евангелие от Филиппа, Флп. 72.)
Истинная Плоть есть Логос (Разум) (Флп. 23.).
Не Истинная Плоть — это грубая физическая плоть.
В Евангелии от Иоанна Исус делает противопоставление между плотью и Духом: «рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть Дух». (Ин. 3, 6.)
Те, Кто сумеет, благодаря познанию Истины (Флп. 123), одержать победу над своей плотью, станут Духовными Людьми, и смогут войти в Царство Небесное. (Фм. 118, Флп. 107; 62; 97.)
Апостол Филипп говорит:
«[И следует], чтобы стали мы [Людьми Духовными], пока мы не вышли [из мира]. Тот, кто получил все, [не будучи господином] в этих местах, не сможет быть [господином) в Том Месте. Только Исус знает конец этого. Но он [пойдет в] Середину, как несовершенный». (Флп. 107.)
При этом речь идёт о Воскресении.
«Или в мире, или в Воскресении, или в местах Середины — да не оказаться мне в них! В этом мире есть и хорошее, есть и плохое. То, что в нем хорошее, — не хорошее, и то, что в нем плохое, не плохое. Но есть плохое за этим миром, что воистину плохо, что называют Серединой. Это — смерть. Пока мы в этом мире, нам следует приобрести себе Воскресение, чтобы, если мы снимем с себя плоть, мы оказались бы в Покое и не бродили в Середине. Ибо многие сбиваются с Пути (ср. Флп. 89; 64). Ибо хорошо уйти из мира прежде, чем человек сотворит грех». (Флп. 63. Ср. Флп. 90.)
Апостол Павел говорит:
40 «Есть Тела Небесные и тела Земные; но иная Слава Небесных, иная Земных.
41 Иная Слава Солнца, иная Слава Луны, иная Звезд; и Звезда от Звезды разнится в Славе.
42 Так и при Воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в Нетлении;
43 сеется в уничижении, восстает в Славе; сеется в немощи, восстает в Силе;
44 сеется тело душевное, восстает Тело Духовное. Есть тело душевное, есть Тело и Духовное.
45 Так и написано: «первый человек Адам стал душею живущею»; а последний Адам есть Дух Животворящий.
46 Но не Духовное прежде, а душевное, потом Духовное.
47 Первый человек — из земли, перстный; второй Человек — Господь с Неба.
48 Каков перстный, таковы и перстные; и Каков Небесный, Таковы и Небесные.
49 И как мы носили образ перстного, будем носить и Образ Небесного».
(1 Посл. кор. Глава 15. Ср. Евангелие от Филиппа, Флп. 28.)
Апостол Филипп говорит:
«[Господь восстал] из мертвых. [Он явился Таким, Каким] Он Был. (Ср. Флп. 57, Посл. евр. 13, 8.) Но [Тело Его] Было Совершенным. [Ибо у Него Была] Плоть. Но Эта [Плоть — Плоть] Истинная. [Наша же плоть — ] не Истинная, но [мы обладаем] Образом Истинной». (Флп. 72.)
«Какова Его Плоть? (Его Плоть) — Логос (т.е. Разум), а Его Кровь — Дух Святой. Тот, кто получил Это, имеет еду, и питье, и одежду. ...Надо Воскреснуть в Этой Плоти, ибо Всё в Ней». (Флп. 23.)
Логос (Разум) Был в Начале Всего.
«Всё через Него Начало Быть, и без Него ничто не Начало Быть, что Начало Быть. В Нем Была Жизнь, и Жизнь Была Свет Человеков. И Свет во Тьме Светит, и Тьма не объяла Его. ...Был Свет Истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в Мир. В мире был, и Мир через Него Начал Быть, и мир Его не познал». (Евангелие от Иоанна. Глава 1.)
4 Четвёртое высказывание.
Исус сказал:
«Если Плоть (Логос) произошла ради Духа, это — Чудо. Если же Дух ради Тела, это — Чудо из Чудес. Но Я, Я удивляюсь тому, как такое Большое Богатство заключено в такой бедности». (Фм. 34.)
Плоть — это Логос (Разум) (Евангелие от Филиппа, Флп. 23.)
Дух — это То, Что Направляет и Наделяет Жизнью Всё, Что Есть во Вселенной.
Под Телом понимается Тело Космоса. (Ср. Платон. «Тимей», 32 С.)
Гермес говорит:
«Что касается Духа, то Он Направляет и Наделяет Жизнью Всё, Что есть в Мире (и) ...служит как Орудие или Приспособление, применяемое Волею Всевышнего Бога. Сего объяснения достаточно.
Возвращение к теме: три Причины
16б. Постигаемый только умом Бог, которого мы называем Всевышний, управляет Сим Иным Богом Чувственным, который содержит в Себе Все Места, Всё Вещество, Материю Всего, что рождается и сотворяется, все возможные качество и количество.
17а. Что касается Духа, то Он приводит в Движение и Направляет Все Виды, которые суть в Мире, сообразно Природе, которую Им определил Бог. Материя, Гиле, или Мир, есть Вместилище Всех Вещей, которые пребывают в Движении и повторяются (Фестюжьер: ...формируя плотную массу). Всем Этим правит Бог, давая каждой из них то, что ей необходимо, наполняя их Духом согласно их качествам» (Фестюжьер: естественному объему).
(Трактат «Асклепий».)
Тимей говорит:
«Невозможно ныне и было невозможно издревле, чтобы Тот, Кто есть Высшее Благо, произвел Нечто, Что не было бы Прекраснейшим;
b
между тем размышление явило Ему, что из Всех Вещей, по Природе своей Видимых, ни одно творение, лишенное Ума, не может быть Прекраснее Такого, которое наделено Умом, если сравнивать то и другое как Целое; а Ум отдельно от Души ни в ком обитать не может. Руководясь этим рассуждением, Он устроил Ум в Душе, а Душу в Теле и таким образом построил Вселенную, имея в виду создать Творение Прекраснейшее и по Природе Своей Наилучшее. Итак, согласно Правдоподобному рассуждению, следует признать, что Наш Космос есть Живое Существо, наделенное Душой и Умом, и родился Он поистине с помощью Божественного Провидения.
c
Коль скоро это так, мы сейчас же должны поставить другой вопрос: что же это за Живое Существо, по Образцу которого Устроитель Устроил Космос? Мы не должны унижать Космос, полагая, что дело идет о Существе некоего частного вида, ибо подражание неполному никоим образом не может быть Прекрасным. Но предположим, что было Такое [Живое Существо], которое Объемлет Все Остальное Живое по Особям и Родам как Свои Части, и что Оно было Тем Образцом, которому более всего уподобляется Космос, ведь как Оно вмещает в Себе Все Умопостигаемые Живые Существа, так Космос дает в Себе Место Нам и Всем прочим Видимым Существам.
d
Ведь Бог, пожелавши возможно более уподобить Мир Прекраснейшему и вполне Совершенному среди Мыслимых Предметов, Устроил Его как Единое Видимое Живое Существо, содержащее Все Сродные Ему по Природе Живые Существа в Себе Самом».
(Платон. «Тимей», 30.)
Поэтому Исус говорит:
«...Я удивляюсь тому, как Такое Большое Богатство заключено в Такой Бедности». (Евангелие от Фомы, Фм. 34.)
Это Богатство пребывает в Истинном Я Человека.
* * *
5 Пятое высказывание:
Исус сказал:
«Может быть, люди думают, что Я пришел бросить (этот) мир в Космос, и они не знают, что Я пришел бросить на Землю разделения, Огонь, Меч, войну. Ибо пятеро будут в Доме: Трое будут против Двоих и Двое против Троих. Отец против Сына и Сын против Отца; и Они будут стоять как Единственные». (Евангелие от Фомы, Фм. 17. Ср. Евангелие от Филиппа, Флп. 96. Ср. Евангелие от Иоанна, Ин. 14, 20; 17, 21-24, Платон. «Государство». Книга 5, 462.)
Трое — это ум, душа и тело (смертная плоть).
Двое — это Разум (Логос) и Душа (Истинная Плоть и Кровь).
Апостол Филипп говорит:
«Есть некоторые, кто боится воскреснуть обнаженным. Это потому, что они желают воскреснуть во плоти, и они не знают, что те, кто носит [плоть, — те] обнаженные. Те, кто [разденется}, чтобы быть обнаженным,— [те] не обнаженные. Ни плоть, [ни кровь не могут] наследовать [Царство] Божие. (Ср. 1 Посл. кор. 15, 50.) Каково же то, что не будет наследовать? Это то, что на нас. А Каково То, Что будет Наследовать? Это То, Что принадлежит Исусу и Его Крови. Поэтому Он сказал: «Тот, кто не будет есть Моей Плоти и пить Моей Крови, не имеет Жизни в себе. Какова Его Плоть? (Его Плоть) — Логос (т.е. Разум), а Его Кровь — Дух Святой. Тот, кто получил Это, имеет еду, и питье, и одежду. Я же, я осуждаю иных, которые говорят, что Эта Плоть не Воскреснет. Итак, оба они ошибаются. Ты говоришь, что Плоть не Воскреснет. Но скажи мне, что же Воскреснет, чтобы мы почитали тебя. Ты говоришь, что Дух во Плоти, и также Свет Сей есть во Плоти. Логос — Сей Другой, который есть во Плоти, ибо, что бы ты ни сказал, — ты ничего не говоришь помимо Плоти. Надо Воскреснуть в Этой Плоти, ибо Всё в Ней». (Евангелие от Филиппа, Флп. 23. Ср. Флп. 63; 90.)