Специальная военная операция по демилитаризации и денацификации Украины всё-таки сильно изменила идейно-политический ландшафт внутри России. Кем до начала СВО был для российской властной вертикали Олег Анатольевич Платонов (р. 11 января 1950 г.)? Монархист, ультранационалист, отрицатель холокоста и, следовательно, чуть ли не антисемит, чьи книги в судебном порядке были признаны экстремистскими и внесены в Федеральный список экстремистских материалов: "Загадка сионских протоколов" (п. 4347), "Сионские протоколы в мировой политике" (п. 4413), "Россия и мировое зло" (п. 5076), "Ритуальные убийства" (п. 5077), "Терновый венец России" (п. 5078), "Тайна беззакония" (п. 5079), "Иудаизм и масонство" (п. 5080), — а их автор в декабре 2020 года получил 4 года лишения свободы условно с испытательным сроком в три года по ст. 282 УК РФ. Иными словами, человек маргинальных убеждений, балансирующий "на флажке" силовых санкций, который своей деятельностью явно препятствует чаемому вхождению России в "сообщество цивилизованных стран" современного мира.
Но после начала СВО очень быстро выяснилось, что наше государство вместе с его властями в этом самом мировом сообществе если и ждут, то разве что с целью использования в своих непотребных "цивилизованных" интересах — соответственно, с российской стороны необходимость быть приятными и толерантными по отношению к недавним "партнёрам" если не полностью отпала, то подувяла, а потому "сверху" сейчас идёт нарратив, который ещё три-четыре года назад вполне мог быть квалифицирован как "экстремистский". "Tempora mutatur et nos mutamur in illis" ("Времена меняются, и мы меняемся с ними"), — говорили об этом древние римляне. Но Олег Платонов, чьими трудами увидели свет Большая энциклопедия Русского народа и книжная серия "Классика русской мысли", доктор экономических наук, специалист по трудовой деятельности, создатель и бессменный руководитель Института русской цивилизации, главный редактор газеты "Русский вестник", постоянный член Изборского клуба, ни своей позиции, ни своих взглядов не меняет, и отрекаться от того, что считает истиной, не собирается (ведь "Если Бог с нами, то кто против нас?"), оставаясь проповедником Святой Руси, что даже для нынешних времён, когда патриотизм ощутимо укрепляется в качестве доминанты нашего общественного сознания, выглядит если не по-прежнему экстремизмом, то более чем радикально.
В одной из бесед с Александром Прохановым он так передавал понимание этого термина своим духовным наставником, митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном (Снычёвым): "Святая Русь — особое благодатное свойство русского народа, делающее нас особенной общностью в составе человечества. Но… это "избранничество" — не в смысле права на мировое господство, а в смысле жертвенного служения в борьбе против мирового зла, в созидательном пафосе жизни на основах добра, правды и справедливости". Разумеется, такая Россия — святая Русь любым претендентам на мировое господство: прошлым, настоящим и будущим, — только помеха, а потому всегда "цель номер один". "До сих пор Россия является одним из главных удерживающих факторов для всех современных мировых агрессоров, прежде всего — США и их сателлитов по НАТО", — говорит об этом Олег Платонов. И по той же причине, утверждает он, "история нашей страны начиная с XIX века (впрочем, похоже, гораздо ранее того. — Авт.), была соткана из враждебных мифов".
Как легко убедиться даже на собственном ограниченном опыте, сеть антирусских, русофобских мифов (не только исторических, но и политических, экономических, культурных и так далее) постоянно расширяется и укрепляется, что указывает на постоянное присутствие в мире заинтересованных и мотивированных субъектов такого мифотворчества: заказчиков, организаторов и исполнителей. И если представители последней категории, в общем-то, на виду, то реальные организаторы и тем более заказчики всегда стремятся оставаться неизвестными и неузнанными. На примере конкретного мифа украинства с его лейтмотивом "Убивать москалей!", поддержанного всем "альянсом демократий", многие особенности антирусской мифологии проявились в достаточно полной мере.
Как представляется, одним из важнейших качеств многолетней и, можно сказать, подвижнической деятельности Олега Платонова является то, что он не ограничивается попытками разоблачить русофобскую кухню с её "суммой технологий" — так сказать, сорвать покровы с "тайны беззакония", а направляет свои главные усилия на утверждение и тем самым на дальнейшее развитие русской и, шире, славянской, европейской и мировой культуры, как будто очерчивая, подобно Хоме Бруту из гоголевской повести "Вий", меловой круг, внутрь которого нет доступа нечистой силе.
Может быть, кому-то со стороны этот круг может показаться не вполне ровным, выверенным и правильным, но, как говорили римские консулы при передаче своих полномочий преемникам: "Я сделал всё что мог, и если сможешь, сделай лучше меня".
Опора на традиционные, и прежде всего православные, ценности определяет взгляды Олега Платонова на текущие события и его видение будущего: "Современный Евросоюз является главным орудием депопуляции, денационализации и деградации коренных народов западной Европы. Тем же самым путём депопуляции, денационализации и деградации Запад пытается направить Россию и русский народ…" Когда-то Эрнест Ренан дал парадоксальное определение, которое повторил Хосе Ортега-и- Гассет в "Восстании масс": "Общая слава в прошлом, общая воля в настоящем; воспоминание о великих делах и готовность к ним — вот существенные условия для создания народа… Позади — наследие славы и раскаяния, впереди — общая программа действий… Жизнь нации — это повседневный плебисцит". В этом повседневном плебисците голос Олега Платонова за Россию и русский народ, за русскую культуру и русскую цивилизацию отчётливо слышим и узнаваем.