Авторский блог Владимир Винников 00:15 Сегодня

Российский фольклорный союз: глубина традиции

в основе народной культуры — любовь и творчество

Сегодня, когда наше государство взяло курс на формирование отечественной гражданской идентичности и укрепление общности Русского Мира на основе традиционных духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, крайне важной представляется работа тех общественных организаций, которые укрепляют и развивают эти ценности, — таких как Российский фольклорный союз (РФС). Все годы своего существования он неизменно проводит курс на сохранение и освоение лучших достижений отечественной народной культуры. О деятельности этой организации рассказывают этномузыкант, председатель правления Российского фольклорного союза Сергей Старостин и заместитель председателя правления РФС Ольга Ключникова.

"ЗАВТРА". Уважаемые Сергей Николаевич и Ольга Александровна, вы — известные собиратели, хранители и пропагандисты такого бесценного и неисчерпаемого сокровища нашего народа, как фольклор, уже не один десяток лет не просто им профессионально занимаетесь, а, можно сказать, живёте его радостями и бедами. Что сейчас, на ваш взгляд, происходит в этой сфере?

Сергей СТАРОСТИН. Прежде всего, фольклор — это совокупность форм бытия народа во времени и пространстве, своего рода свидетельство его присутствия в мире не только "здесь и сейчас", но также "всегда и везде". Это касается любых народов, не только русского, — их исторического опыта и связанной с ним многовековой мудрости, которые были и остаются воплощены в самых разных явлениях и вещах: не только через слово или музыку, но и через одежду, жилища, обряды, танцы, игры, игрушки, ремёсла и так далее.

Не секрет, что и в ХХ веке, и тем более сейчас, в ХХI веке, все эти формы народного бытия, уникальные для каждого народа, подвергались и подвергаются весьма ощутимому давлению. Нередко, как это случилось, например, и в России, такое давление оказывалось сопряжено с масштабными изменениями всего уклада жизни, государственного и общественного. Тем не менее фольклор продолжает оставаться важнейшим фактором народной и национальной идентичности, источником традиционных ценностей, к которым сейчас, в условиях Специальной военной операции, обращаются власти нашей страны. Мы такое обращение всячески приветствуем и стремимся всеми силами его поддержать.

"ЗАВТРА". Насколько я понимаю, "мы" в данном контексте — это прежде всего Российский фольклорный союз. Что представляет собой ваша организация?

Ольга КЛЮЧНИКОВА. Её корни уходят к концу 60-х годов прошлого века, когда у значительной части советского общества появились сомнения в перспективах строительства светлого коммунистического будущего в нашей стране — особенно к назначенному при Хрущёве сроку. Усилился интерес к отечественной "старине", к своим корням и истокам, что проявилось и в создании знаменитого Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК), и в расцвете "деревенской" прозы, и в активизации "снизу" множества людей, которые любили нашу страну, наш народ, чувствовали себя неотъемлемой их частью. Это можно назвать движением сердца, выбором души, своего рода массовым откликом на зов предков…

"ЗАВТРА". Как раз к шестидесятым годам относится увлечение старинными, настоящими русскими народными песнями и недавнего выпускника Московского авиационного института Александра Проханова, ныне — известного писателя, главного редактора нашей газеты, Героя Труда Российской Федерации.

Ольга КЛЮЧНИКОВА. Для многих такое увлечение стало не просто хобби, а серьёзной частью, для некоторых — даже определяющим вектором всей жизни. Надо сказать, что в конце 60-х людям, родившимся, скажем, в 1907–1908 годах, было ещё около шестидесяти, и они очень хорошо, порой до мельчайших деталей, помнили ту жизнь, которую застали в своём детстве, перед революцией, и неотъемлемой частью которой было богатство русского фольклора во всех его проявлениях. Это были бесценные свидетели и свидетельства нашего прошлого, нередко — уже как профессиональный музыковед отмечу — весьма достойные носители высочайшей музыкальной культуры народа! Частично это удалось зафиксировать в рамках более 150 передач телепроекта Сергея Николаевича "Мировая деревня", выходящего с 1991 года по настоящее время.

Сергей СТАРОСТИН. В таком стихийном, неформальном статусе, как дело энтузиастов — чаще всего при институтах культуры, консерваториях, филологических факультетах и т. д. — движение отечественных фольклористов существовало около двух десятилетий, а когда в советском обществе начались "перестроечные" изменения, возникла возможность их объединения в общественную организацию — возможность, которая и была реализована в 1989 году. Огромную роль в этом сыграл профессор Санкт-Петербургской, тогда ещё Ленинградской, консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова Анатолий Михайлович Мехнецов, ставший с момента создания Российского фольклорного союза его первым президентом и идейным вдохновителем организации на протяжении почти двадцати лет. А поскольку это дело живое, можно сказать — такое дело, в основе которого лежат любовь и творчество, то оно продолжается и по сей день.

Все эти годы увлечение традиционной культурой росло: из десяти-двенадцати коллективов в начале 90-х фольклорное движение стало массовым. Сегодня в наш Союз входит около 50 региональных организаций и представительств, он объединяет сотни творческих коллективов, групп, инициатив, клубов примерно с пятью тысячами участников. А если взять сочувствующих, зрителей, регулярно посещающих мероприятия РФС по стране, то их десятки и сотни тысяч. Формы деятельности разнообразны: фольклорно-этнографические экспедиции, конгрессы и конференции, конкурсы, фестивали, концерты, видео- и аудиозаписи, различного рода издания и так далее.

"ЗАВТРА". Речь идёт только о русском фольклоре или обо всём многообразии фольклора нашей многонациональной страны?

Сергей СТАРОСТИН. Поскольку в населении Российской Федерации доля этнических русских, согласно переписи населения 2021 года, составляет более 70%, а русский народ признан государствообразующим, конечно, наша деятельность ориентирована в основном на русский фольклор, но им не ограничивается. Наши отделения в республиках Башкортостан, Карелия, Татарстан, Северная Осетия-Алания, в Ханты-Мансийском автономном округе занимаются и фольклором титульных этносов этих "национальных" субъектов Федерации. Конечно, в данном отношении нам есть куда расти и развиваться, но всё, что в наших силах как общественной организации, мы стараемся делать. В нашем Уставе одной из важнейших целей является "утверждение важнейшей роли фольклора в нравственно-эстетическом и патриотическом воспитании детей, молодёжи, укреплении института семьи и как универсального средства поддержки отношений доверия и взаимного уважения между народами". На молодёжь занятия фольклором и традиционной культурой влияют исключительно благотворно: она получает иммунитет против виртуальной агрессии, разных деструктивных влияний, учится распознавать позитивные и негативные ценности, обретает душевное здоровье, улучшаются навыки социализации. У детей горят глаза, когда они поют или водят хороводы.

"ЗАВТРА". А как сегодня строится взаимодействие Российского фольклорного союза с государственной властью?

Сергей СТАРОСТИН. В основном по линии Министерства культуры РФ и аналогичных структур в органах исполнительной власти "на местах". Поддержка проектов региональных отделений Союза осуществляется также и по грантовым программам. Важнейшую роль здесь играет Центр русского фольклора Государственного Российского Дома народного творчества имени В.Д. Поленова и его сайт, который наряду с сайтом Российского фольклорного союза, с их группами в соцсетях сегодня можно назвать основными информационными ресурсами по русской фольклористике, практической работе с фольклорным достоянием.

Ольга КЛЮЧНИКОВА. К сожалению, финансирования расходов на культуру за последние годы — тем более в той части, которая касается фольклора, — явно недостаточно. Например, огромный архив материалов, собранных отечественными фольклористами, в особенности преподавателями и студентами институтов культуры, творческих вузов с использованием средств записи своего времени, прежде всего магнитофонных кассет, постепенно ветшает, приходит в негодность или просто выбрасывается как никому не нужный мусор. Всё это богатство нуждается в правильном хранении с последующей оцифровкой, а сил и средств на такую работу категорически не хватает. Например, Санкт-Петербургской консерваторией завершена начатая ещё при профессоре Мехнецове полная интерактивная карта записей наигрышей на гуслях, сделанных в Псковской области. Эта работа заняла около четверти века и задаёт своего рода технический стандарт, которого сейчас в принципе возможно достичь и к которому необходимо стремиться. Разумеется, без соответствующей государственной поддержки — не только финансовой, но и организационной, в том числе идеологической, — достичь этой цели будет затруднительно, если вообще возможно.

Особенную боль у многих фольклористов вызывает состояние Фонограммархива Института русской литературы РАН, фондохранилище которого является большой национальной ценностью, требует комплексного подхода к его реставрации, оцифровке, обработке материалов и актуализации учёными и практиками. Это то, что по-хорошему могло бы и должно было бы получить статус национального проекта, а при имеющихся у нас сегодня ресурсах эту работу не потянуть… Не лучше положение и во многих других собраниях фольклорно-этнографических материалов гуманитарных вузов, которые являются результатом многолетней фольклорной собирательской практики, но при этом существуют только в статусе вспомогательного учебного фонда.

двойной клик - редактировать изображение

двойной клик - редактировать изображение

"ЗАВТРА". С государством нашим, только-только в последние три года отказавшимся от цели вхождения в глобальную "западную" цивилизацию, ситуация понятна — такой разворот не совершается сразу и вдруг, по команде, пусть даже она отдаётся с самого "верха". А каково отношение к традиционной народной культуре у Русской православной церкви?

Сергей СТАРОСТИН. Ещё раз повторю, что Российское государство — это не только православные, но и мусульмане, и буддисты, и иудеи, и атеисты, и язычники. А вопрос отношений с Русской православной церковью — вопрос очень сложный, и он остаётся таковым на протяжении уже более тысячи лет. Некоторые священнослужители считали, что традиционная народная культура корнями своими уходит в языческие верования, в язычество, а потому она неприемлема для Церкви. И сейчас многие в церковной иерархии считают, что раз для православия "нет ни Еллина, ни Иудея", то при чём здесь вообще может быть народная культура? Я в течение всей своей жизни на разных уровнях пытался и пытаюсь доказывать, что это не так, что наш народ — это, по своему глубинному существу, православный народ, народ, следующий светлым помыслам христианства, что Бог всегда присутствовал в душе русского человека и что в этом качестве нашему народу нельзя отказывать. Но вопрос о близости народной культуры, её ценностей и заветов Православной церкви до сих пор не проработан до конца. Хотя решение здесь, конечно, необходимо, и его придётся в любом случае принимать, тем более в условиях возрастающего цивилизационного давления на Россию. Наши изощрённые противники хотели бы отсечь Церковь от фольклора и традиционной культуры. Будет очень обидно и неправильно, если победит точка зрения, отсекающая от Церкви людей, увлечённых народной культурой и фольклором и, на самом деле, преданных христианским русским идеалам.

"ЗАВТРА". Мне кажется, никто не может отрицать тот факт — хотя трактовать его можно по-разному — что сегодня Россия остаётся единственной мировой державой, имеющей православные корни. Другие православные страны или имеют значительно меньшее значение на международной арене, или их народы вообще лишены государственности, а то и вовсе сошли на нет. Так что народная духовная матрица в этом отношении выглядит не менее значимой, чем собственно религиозная.

Ольга КЛЮЧНИКОВА. Касательно Российского фольклорного союза и русской традиционной культуры могу отметить, что с самого начала работы нашей организации и по настоящее время специалисты — члены Российского фольклорного союза рассматривали свою практическую работу с молодёжью в опоре на духовные основания православной веры, являющейся неотъемлемой частью культуры русского народа. В период с 2005-го по 2009 год мы участвовали в проведении одноимённой секции на Международных образовательных Рождественских чтениях. Наш Союз стремился всю свою деятельность выстроить в максимальном содружестве с Русской православной церковью, и мы всегда выступали против неоязычества во всех видах, в том числе когда оно маскируется под фольклор, против "родноверов", это видно и по нашим "круглым столам".

Через фольклор многие люди из числа молодёжи приходили в храм и даже становились священниками Русской православной церкви. Такова сила наших традиций, та живая среда и плодородная "почва", которые создают настоящих русских людей. Человек, занимающийся фольклором и традиционной культурой, по нашим наблюдениям, гораздо быстрее придёт к православной вере, чем какой-нибудь над всем иронизирующий городской космополит. Потому в конце прошлого века и поднялась такая мощная волна интереса к нашим народным традициям и к их духовной основе — православию, которая привела к созданию Российского фольклорного союза, определила фольклорно-этнографическое направление нашей работы.

С 2004 года Союз провёл 15 Всероссийских общественно-культурных форумов "Живая традиция", где была представлена работа региональных коллективов фольклорно-этнографического направления, методики, региональные проекты. На концертах звучала подлинная традиционная русская музыка, на конференциях и круглых столах поднимались злободневные темы, на традиционных вечёрках молодёжь знакомилась и обменивалась своими находками в области фольклора. На мой взгляд, необходимо нам всем, неравнодушным людям, любящим своё Отечество, включать в собственную жизнь фольклорное достояние. И это уже делается участниками фольклорно-этнографических студий: так, народные игры включаются в процесс воспитания детей, традиции свадебного обряда — в современные свадьбы, также проводятся традиционные хороводы в период весенне-летнего сезона, святочные обходы дворов с поздравлениями с Рождеством ("колядки"), масленичные гуляния и т. д. Такое включение традиций украшает жизнь, укрепляет семьи, устанавливает взаимопонимание и взаимоуважение между людьми и между народами России. Причастность к великому наследию, знание своей культуры, языка, истории, память предков — это подлинные ценности, которые лежат в основе патриотизма и процветания государства, они являются сутью работы и главной идеей Российского фольклорного союза.

Сейчас многие ориентируются на президентский Указ № 809 о традиционных ценностях, который сыграл большую роль в стимулировании деятельности различных патриотических организаций. Но, по мнению многих экспертов в сфере культуры, сложно будет выполнить этот Указ, если к традиционным ценностям не подключить такой мощнейший, веками проверенный ресурс, как традиционная народная культура. Уверена: народная музыка должна звучать везде — и на радио, и на ТВ, и в кафе, и в других общественных пространствах, которые сегодня заполнены западной примитивной музыкой различных направлений и отечественными подражаниями ей. Самое вредное здесь в том, что такая музыка "программирует" человека на расслабление и потребительство, в то время как она должна в наше время возвышать и мобилизовывать на высокие цели, на победу.

"ЗАВТРА". В ходе нашей беседы вы уже отмечали, что современная жизнь, мягко говоря, не способствует укреплению и развитию фольклора и традиционных ценностей — напротив, подавляет и разрушает их, особенно при помощи новейших средств массовой коммуникации, унифицирующих предпочтения сотен миллионов и даже миллиардов "пользователей". Есть ли тут какая-то перспектива или ситуация выглядит безвыходной?

Сергей СТАРОСТИН. Да, люди, живущие в современных мегаполисах, по большей части равнодушны к традиционной народной культуре, потому что эта культура, весь комплекс её проявлений, формировались в совершенно иных условиях. Сейчас же места и времени для проявлений этой культуры как образа жизни практически не осталось, её можно осуществлять по преимуществу либо в рамках профессиональной деятельности, как средства заработка, либо в рамках свободного времяпрепровождения, как вариант отдыха и релаксации. В этой связи хочу пожелать читателям газеты "Завтра", прежде всего, крепкого здоровья, а также чтобы они рассматривали традиционную народную культуру не как некое абстрактное явление, а как то, что относится лично, персонально к вам или к вашим родителям, дедушкам и бабушкам, ко всем предкам, вашему роду, который длится в вас и будет продолжаться в ваших детях, внуках и в более отдалённых потомках. Надо понимать, что всякая утрата своего наследия — это катастрофа для народа. Я очень надеюсь на то, что современные поколения, которым интересна традиционная культура, всё-таки будут гораздо глубже погружены в процессы её освоения, слияния с ней и наследования ей ради своего будущего, ради будущего своей страны. Фольклор — это не архаика, это не только наше прошлое, но и наше будущее!

"ЗАВТРА". Уважаемые Сергей Николаевич и Ольга Александровна, спасибо вам за эту беседу!

1.0x