Авторский блог Владимир Винников 00:09 26 сентября 2024

Петрова

самоцветный голос России

Слова о Татьяне Юрьевне Петровой (урождённой Сысолятиной), наверное, сами по себе должны складываться в песню. Ведь в России она — духовная дочь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва) — заслуженная артистка с 1992 года, а вот певица — давно и по-настоящему народная. И не какого-то абстрактного народа, а того — выходившего на миллионные протесты против рыночных реформ в "лихие девяностые" и сражавшегося на баррикадах "чёрного октября"; того народа, который заполнял залы на боевых вечерах газет "День" и "Завтра"; народа, верующего в Бога и верящего, "как бы горько ни складывались обстоятельства", в свою Родину, в её прошлое, настоящее и будущее; того народа, который сегодня отстаивает единство большой России на фронтах Специальной военной операции. Татьяна Петрова всегда была истинной дочерью и голосом этого народа. Голосом, который за рубежом называют "серебряным" и "золотым", а в России — "самоцветным".

Для неё, уроженки Урала, этого опорного края и станового хребта нашей державы, патриотизм и православная вера — явления такие же естественные и наследственные, как её голос: среди уральских Сысолятиных — два Героя Советского Союза времён Великой Отечественной войны, в том числе двоюродный дед Татьяны Петровой Иван Матвеевич. Так что отваги в крови ей не занимать. Отправиться в неполные пятнадцать лет из своей деревни Лягушино в тогдашний Свердловск (исторически и ныне — Екатеринбург), чтобы пройти (и пройти!) конкурс в Уральский государственный академический русский народный хор, — для такого нужны в равной (очень немалой!) степени и талант, и характер. А ещё через четыре года уникальный "уральский самоцвет" ждала уже Москва, отделение сольного народного пения Московского государственного музыкального училища имени М.М. Ипполитова-Иванова (класс Нины Константиновны Мешко), которое Татьяна закончила в 1978 году, став по мужу Петровой. Параллельно с учёбой и воспитанием дочери Екатерины певица работала в Ансамбле народной музыки под управлением Дмитрия Покровского; в 1978 году стала солисткой "Москонцерта" и студенткой музыкального педагогического института имени Гнесиных (тогда для неё и ещё двух певиц-"народниц" открыли специальное экспериментальное отделение народного пения); в 1979-м победила (II премия) на Всероссийском конкурсе исполнителей народной песни; в 1986-м стала лауреатом премии Ленинского комсомола и поступила в аспирантуру "Гнесинки", где и ныне работает доцентом.

Такой редкий талант не мог остаться незамеченным, и многие известные люди: Ирина Архипова, Василий Белов, Николай Бурляев, Валерий Ганичев, Вадим Кожинов, Валентин Распутин и др. — поддержали Татьяну Петрову с самого начала её творческого пути.

Ирина Архипова: "Откуда такая стойкость, упорство, неутомимость, такая вера в русскую песню? Вопрос не праздный. Он заставляет задуматься о силе народного характера и русского духа. О неистребимости веры".

Вадим Кожинов: "Татьяна Петрова действительно певица, и для меня она стоит в таком ряду: Надежда Плевицкая, Лидия Русланова и вот она — третья. И что это прежде всего значит? Это значит, что она действительно поёт, что песня, когда бы она ни была исполнена, — это её песня; она не исполнитель, а действительно певица в высшем значении этого слова, а для этого, конечно, недостаточно одного желания петь — нужен высокий и воистину мощный дар, чтобы преодолевать время. И получается так, что, когда она поёт песни народные, давние, вековые, они звучат совершенно современно; и в то же время, когда она поёт песни, созданные современниками, — вот только тогда они становятся в этот ряд и присоединяются к той великой культуре".

В 1990 году Николай Бурляев пригласил Татьяну Петрову на роль Любови Медведевой, жены учёного-физика Дмитрия Медведева, главного героя фильма "Всё впереди!" по одноимённому роману Василия Белова.

Галина Ореханова в книге "Россия, Русь! Храни себя, храни…", посвящённой феномену Татьяны Петровой, отметила: "Художнику, который воспринимает своё творчество как народное служение, а именно так понимала певица своё назначение в искусстве, настала пора "встать под ружьё". Она без колебаний сделала это". Что в немалой степени сказалось на успешности её дальнейшей карьеры. Но не коммерческий успех стоял для певицы во главе угла. Концерты в воюющих Афганистане, Чечне, Сербии — это тоже страницы из её биографии…

В репертуаре Татьяны Петровой более тысячи народных песен, многие из которых были записаны лично ею в фольклорных экспедициях. И не только записаны, но (в том числе знаменитая версия "Встань за веру, Русская земля!" на музыку "Прощания славянки" Василия Агапкова) прежде всего осмыслены с позиций того, что "русская песня держит нравственный свод современности", что "она как свет, на который идёшь, как тепло, которым согреваешься".

Певица говорит: "Меня всю жизнь волнует разница между православием и народностью… Русское язычество — это ожидание Христа… У народа общая песня есть, а у населения — нет… Как видно из истории, неповторимое место в русской песенной традиции отведено сольному женскому пению", — и это действительно так, по крайней мере — с "плача" княжны Ярославны на крепостной стене Путивля в "Слове о полку Игореве". "То, что сейчас в целом происходит на нашем телевидении, я не могу назвать иначе, как террором, направленным против культуры…" Не случайно Татьяна Петрова с благословения патриарха Московского и всея Руси Алексия II стала инициатором проведения и участником благотворительных "Монастырских вечеров" при Свято-Даниловом монастыре, не случайно много лет вела концертную программу "Татьянин день", не случайно Александр Проханов посвятил ей памятные строки:

Пусть певица Танечка Петрова

Мне поёт до самого Покрова.

А потом поёт до Рождества.

Дуб зелёный, где твоя листва?

И не случайно девизом певицы стали слова: "Песня — свеча души". Будем надеяться — и больше того, есть уверенность, — что свеча, зажжённая Татьяной Петровой, не погаснет.

17 сентября 2024
1.0x