Авторский блог Дмитрий Лазарев 09:29 6 июля 2022

Грехи Мау

На перемалывании советского высшего и среднего образования было освоено несчётное количество миллиардов рублей, за которые должен отвечать не один Владимир Мау

30 июня силовиками был задержан ректор РАНХиГС Владимир Мау. Занимавший высокие должности в 1990-е и имеющий множество наград, званий и регалий, он казался одним из главных столпов либерализма не только в системе образования, но и в российской политике и экономике. Однако следствие по делу Марины Раковой и Сергея Зуева, согласно материалам которого было установлено, что обвиняемые причастны ко крупным хищениям бюджетных средств, всё-таки вышло и на главу Академии. Пока Владимир Мау под домашним арестом до 7 августа, а по статье ему грозит до 10 лет лишения свободы.

О том, что правоохранительные органы будут иметь пристальный интерес к происходящему в РАНХиГС и ректорату вуза, стало понятно ещё летом 2021 года, когда взялись за Высшую школу экономики (старейшую кузницу либеральных кадров наравне с РАНХиГС), где сняли с должности ректора Ярослава Кузьминова, мужа главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной.

В последнее время и органы правопорядка, и общественность, и СМИ проявляют всё больше внимания к внутренней кухне Академии: чего только стоит интерес прокураторы к скандальному направлению обучения "Liberal arts". В английском так называются все гуманитарные науки, но ведь не просто же так в российском вузе английскими словами назвали учебную программу. Наделавшее шуму имя уже изменили на более нелепое "Широкий бакалавриат". И всё это в непрекращающемся потоке разговоров то ли об исключении, то ли о добровольном уходе России из болонского процесса и многострадальной реформе образования.

На этом фоне странно выглядит открытие осенью в вузе патриотического военно-учебного центра, как более продвинутого аналога традиционной военной кафедры.

Несомненно, у пока ещё ректора очень много влиятельных связей и контактов среди выпускников-топ менеджеров государственных и частных компаний, губернаторов, чиновников и главного острова либералов в лице Силуанова, Набиуллиной, Кудрина, Хуснуллина, а также будет поддержканельзя забывать и о поддержке части студентов, которые захотят вступиться за «свободного и незаконно репрессированного человека». В соцсетях уже начали разгонять кампании в поддержку «репрессированного» — отметилась даже пара хэштегов. Впрочем, полгода назад реакция всей этой общественности была бы куда ярче и яростней — тот факт, что «уважаемые люди» предпочли особо не отсвечивать, а кампании в соцсетях выполнены бессодержательно и кустарно, показывает страх, который у них в сердцах породили последствия февраля.

То, что подобные по масштабу Мау и его защитникам фигуры — а Ракова и Зуев не были пешками или людьми с улицы — уже оказались в списке подозреваемых, намекает на бессмысленность такой поддержки. Силовики добрались бы до ректора в любом случае, просто начало СВО ускорило этот процесс. Дело в том, что в знаменитом письме ректоров вузов в поддержку спецоперации изначально не было подписи от имени Мау: только потом, когда обнаружили в этом отсутствии вполне очевидное выражение позиции руководителя крупного московского вуза, подпись магическим образом появилась. Впрочем, Мау мог и не выражать никаких позиций, — его репутация стала причиной того, что слухи об отъезде ректора стали ходить раньше слухов о бегстве Чубайса.

Казалось бы, Владимиру Мау можно вменить и некоторые достижения. Действительно, с момента слияния Академии народного хозяйства и Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации качество инфраструктуры вуза заметно выросло, было приведено в соответствие со стандартами западных учебных заведений и теперь находится на уровне ведущих московских университетов, а в чём-то их и превосходит. Но это и не удивительно, ведь статус академии при президенте даёт преимущество в получении государственных ассигнований на развитие, пропорционально объёмам которых и производится ремонт и модернизация. Не стоит забывать и о достаточно прибыльной системе филиалов Академии, которых по всей России насчитывается аж 52, что делает университет самым крупным в стране по суммарному количеству обучающихся студентов и позволяет зарабатывать огромные деньги на приёмных кампаниях.

Но вместе с западной инфраструктурой и схожими масштабами финансированием РАНХиГС переняла и пороки западного образования. Та же программа "Liberal arts" хоть и берёт начало в средневековых университетах времён Каролингов и Фомы Аквинского, но целиком и полностью скопирована с иностранных аналогов, что не могло не сказаться на качестве преподавания и наполнении учебных программ.

В программе международного партнёрства РАНХиГС есть как неплохие университеты Италии, Испании и Франции, так и образцы классического экспортного либерализма из США и Великобритании (университет Пенсильвании, Бригама Янга, вузы Манчестера, Ковентри и Солфорда). Соответственно и часть преподавателей имеет международный диплом или степень повышения квалификации. В минувшем мае пример подготовки такого рода кадров вся страна увидела в лице теперь уже экс-преподавателя курса "Критическое мышление" Дениса Грекова и его высказываний о Дне Победы и ненавистном ему режиме. «Критически мыслящий», руководствуясь знанием истории уровня «польский чиновник», сравнил как явления одного уровня Третий рейх и Советский Союз, причём не в пользу последнего. Здраво мыслящему человеку не нужно проходить курс критического мышления чтобы оценить уровень таких высказываний.

Несмотря на звонкие названия институтов и подразделений, таких как Институт права и национальной безопасности, Институт государственной службы и управления, Институт отраслевого менеджмента, Высшая школа государственного управления, с Президентом России Академию связывает разве что приписка к названию, потому как уже несколько лет чувствуется внешне слабо заметное противостояние РАНХиГС, которая олицетворяет либералов 90-х и правительства. Так, летом 2021 года Михаил Мишустин, будучи выпускником академии, отказался войти в учёный совет вуза. С началом многочисленных уголовных разбирательств и скандалов в прессе это противостояние перешло в открытую фазу.

Чувство вседозволенности и ощущение, что «все везде свои», подтвердилось на абсолютно пустом по наполнению Гайдаровском форуме в январе 2022 года, где не было и намёка на то, что чиновники и бизнесмены понимают политические и экономические изменения, происходящие в мире. Даже подвергаемый серьёзной критике прошедший в Петербурге экономический форум был намного полезнее и содержательнее проводимого в стенах Академии мероприятия.

Несмотря на все усилия следствия, из-за своего статуса Мау вполне может избежать полноценного тюремного срока и может быть помещён под домашний арест, или просто смещён с должности. С большой долей вероятности он и его команда будут отстранены от оперативного управления, как это было в случае с Кузьминовым и ВШЭ, однако это не поможет в моменте изменить политику РАНХиГС и систему образования в целом. Криво и косо построенная на основе болонского процесса структура высшего образования, вновь, как после 1991 года, подвергается слому. Будет ли следствие над теми, кто организовал демонтаж советского специалитета? Кто будет отвечать за катастрофическое падение качества образования в гуманитарных и технических направлениях?

На перемалывании советского высшего и среднего образования было освоено несчётное количество миллиардов рублей, за которые должен отвечать не один Владимир Мау. Всё это накладывается на новую поспешную перестройку образования, на которую опять нужны десятилетия и огромные суммы и которая отнюдь не гарантирует повышение количества знаний, умений и навыков у школьников и студентов.

1.0x