410 лет назад, 21 июля (по старому стилю – 11 июля) 1613 года, произошло одно из важнейших событий в истории российского государства – венчание на царство Михаила Фёдоровича Романова, ознаменовавшее основание новой династии, правившей Россией в течение 304 лет.
Венчание на царство Михаила Фёдоровича проходило в Успенском соборе Московского Кремля в воскресный день, накануне 17-го дня рождения юного государя. Ранним утром толпы празднично одетых людей самых разных сословий стали заполнять улицы и площади Кремля, чтобы стать свидетелями торжественного события. Тех, кто был допущен в Успенский собор, окольничие просили стоять «с молчанием, кротостью и вниманием».
Собор был устлан коврами и бархатами, перед алтарем было устроено «великое место» – площадка, обитая красным сукном, куда вели 12 ступеней. С неё Михаил Фёдорович произнёс речь. В отличие от предшественников, Михаил Романов не просто объявлял о своей воле венчаться на царство. Он подробно обосновывал законность своего намерения: «Волею Божией Царь Феодор Иоаннович преставился и бесчаден оставил земное Царство. Избранные Цари Борис Феодорович скончался, а Василий отрекся от Царства...» и подчеркивал, что его избрание «в Цари» – это решение жителей «всенародного множества городов всего великаго Российского Царства».
Митрополит Ефрем, совершавший обряд царского венчания, в своей ответной речи также обосновывал права новой династии на престол и благословлял на царство первого из династии Романовых: «Да процветёт нам от вашего царского, прекрасно цветущего корня прекрасная ветвь в надежду и в наследие всем великим государствам Российского Царства!».
Венчание Михаила Фёдоровича Романова началось с возложения на него митрополитом регалий: животворящего креста, барм, царского венца – шапки Мономаха; вручения скипетра и державы. Во время литургии на царя была возложена золотая цепь, а затем совершено миропомазание. После причащения царя осыпали «золотыми деньгами и серебряными».
В тот же день в Грановитой палате Московского Кремля состоялся пир, на котором по желанию царя приказано было всем «быть без мест», то есть приглашенные должны были садиться произвольно, а не в соответствии с иерархией, установившейся при царском дворе по традиции так называемого «местничества», когда преимущество места зависело от древности и знатности рода.
На другой день, 22 июля, праздновались царские именины. Молодому государю исполнялось 17 лет. Как пишет С. Рождественский в книге «Воцарение Михаила Феодоровича Романова и его венчание на царство» (1913) «ради своего дня Ангела Михаил Фёдорович пожаловал Кузьме Минину сан думного дворянина и подарил дом в Н.Новгороде и вотчину село Богородицкое» за то, что «он с боярами, воеводами и ратными людьми пришёл под Москву и Московское государство очистил». Не была забыта и семья Ивана Сусанина: мужу единственной дочери Сусанина «за службу и за кровь тестя его» была пожалована половина деревни с освобождением его и его потомства от всяких податей «на вечные времена». Днём раньше в боярское достоинство был возведен Дмитрий Пожарский. «Так милостями спасителям Отечества началось новое царствование, а с ним началось и правление новой династии Романовых!» – пишет Рождественский.
Некоторые историки считают, что венчание Михаила Фёдоровича на царство было более важным событием, чем его официальное избрание, которое произошло 3 марта (по старому стилю – 21 февраля) 1613 года. Помазанник Божий — это уже не просто избранный государь. Его нельзя оклеветать, оттеснить, переизбрать. Страна стала «не безгосударна», а обрела самодержца, законного царя. «„Сам Бог предъизбрал и помазал Михаила на царство“, – говорил народ. С воцарением Михаила Фёдоровича Романова окончилась и „великая смута“ в Русском государстве. Точка опоры для русских людей была найдена…. Да будет же бессмертная слава первому представителю царственного дома Романовых! Он принял на себя „великое дело“ царского правления в такие тяжелые для Русского государства минуты – бремя, выше меры возлагаемое», – писал Алексей Бельковский в книге «Избрание на царство первого царя из дома Романовых Михаила Фёдоровича» (1913).
Бремя было действительно нелёгкое. Как рассказывается в историческом очерке Николая Королькова «События Смутного времени на Руси» (1912): «Беда следовала за бедой, одна другой злее. <…> Разрывалась на части, опустошалась Русская земля. Казалось, близок был конец Московскому государству, оставшемуся без государя». Надо было собирать воедино истерзанную страну, и первым шагом на этом пути стало изгнание в 1612 году поляков из Москвы народным ополчением под предводительством нижегородского купца Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского.
Второй по сложности задачей оказалось избрание нового русского царя. В январе 1613 года в Москве открылся Земский собор, который «заседал долго и неспокойно». Только 3 марта (21 февраля) «советом всей земли» «после тщательного обдумывания и размышления, после трёхдневного всеобщего поста и усерднейшего Богу молебствия: слишком великое дело свершалось! … царь был избран единогласно». Им должен был стать боярин Михаил Фёдорович Романов. Собор постановил отправить к нему и к матери его, инокине Марфе, которые тогда жили в Ипатьевском монастыре, «посольство для умоления вновь избранного царя принять престол. <…> Михаил, услышав „моление“, „отрицашеся со многими слезами и рыданием и гневом“; мать, плача, также отказывалась благословить сына. <…> Только через 6 часов инокиня Марфа „царское своё сердце на милость преложи“ и сказала, что „ради многих молений всего православнаго христианства она даёт сына своего, света очей своих, на царство“. Согласие матери понудило и Михаила дать своё согласие», – говорил профессор Евгений Трифильев в своей речи «Избрание Михаила Феодоровича Романова на царство» (1913).
«Страшно было шестнадцатилетнему юноше взять на свою совесть и ответ перед Богом опозоренную родную землю и измученный Русский народ», – так говорится о состоянии будущего правителя в издании 1871 года «Русские государи. Царь Михаил Феодорович», электронная копия которого хранится в фонде Президентской библиотеки. – «Отказаться от венца – значит оставить Царство Русское на погром и расхищение врагам; взять на себя заботы Царя – значит спасти родную Русь от беды, горя и напастей. И порешил боярин – взять на себя Царское звание». У русского государства появился царь, который не только успешно правил страной 32 года, но и положил начало новой династии.
«Венчанием Царя Михаила Фёдоровича Романова на Царство завершилось незабвенное историческое событие – воцарение на Руси Династии Романовых. Густая тьма, висевшая над Русской Землей после смерти последнего Царя из Дома Рюрика, исчезла: вновь появилось солнце. Разоренное долголетней смутой и почти прекратившее свое существование, Русское Государство ожило, как оживает весною природа после суровой зимы», – пишет Владимир Голубев в книге «Трёхсотлетие великого воспоминания» (1913).
С этим и другими изданиями, рассказывающими о правлении и личности Михаила Фёдоровича, первого царя из династии Романовых, можно ознакомиться в коллекции Президентской библиотеки «Земский собор 1613 года. Воцарение новой династии».
-
Александр
18 июля 2023 в 11:43Прокофьев
Всем царям российским надо сказать спасибо за их тяжкий труд - думать и действовать за многих двуногих...
-
Борис
18 июля 2023 в 12:17Сорокин
А через 305 лет - 17 июля 1918 года- был убит последний царь из династии Романовых.
-
Виктор
18 июля 2023 в 13:04Степанов
Нужно вернуться к обсуждению статьи "Нам нужен государь!"Андрей Фефелов 11:20 4 июня 2023
Это жизненно важно для сохранения государства. Там автор говорит, что тема никак не связана с монархией, а комментаторы, все 202 человека, ударились в обсуждение темы о монархии."Чертовы индейцы все испортили". И уже автор статьи невольно стал монархом и к нему обратились с претензией "И, господин Фефелов, какого ляха Вы лишили меня возможности писать статьи ?
Что я нарушил ? Поясните."
Нужно бы было обратиться со словами: "Уважаемый государь, разрешите нам, бедным блогерам, писать статьи на Вашем сайте".
Собственно дело вот в чём, не в звучании слова "президент", в котором присутствует некое дребезжание, как будто металлическую линейку уронили на кафельный пол, а в слове ВЫБОРНОСТЬ. Вместо выборности откровенное мошенничество правящей партии во главе с Медведевым, как на Украине была партия власти у Януковича, а с его падением и партия испарилась. Мошенничество налицо.
-
Александр
18 июля 2023 в 19:57Прокофьев
Собственно дело вот в чём, не в звучании слова "президент"
---------------------------------------------------------------------------
Звучание тоже аргумент. "Президент" - не русское слово и одного этого достаточно чтобы отказаться от него. "Государь" - если это избранный глава государства более подходит для русского государства. Проблема в другом: для чего избирать и кто имеет на это право? Имеет ли право один человек определять судьбы миллионов других граждан при том, что право избирать граждане получают только по достижению конкретного возраста - других критериев нет. Но они важны и потому должны быть. Выводы: 1. Страной должен управлять коллективный орган, участники которого через споры и компромиссы будут вырабатывать приемлемые решения. При наличии в этом органе персоны с убедительными аргументами и внешней привлекательностью его можно назначать специальным представителем власти (государства) в различным мероприятиях. Главное же - нужны четкие критерии для получения права избирать: добровольность, возраст 40 -50 лет, добросовестный труд, законопослушность, нравственное поведение и др.
-
Михаил-125
19 июля 2023 в 11:45Шталь-866
А чем плох "Председатель", " Голова Собрания" ? Понятное дело, что не в названии дело. Наши деды говаривали - назови хоть горшком, только в печь не ставь. Не зря ведь регулярно повторяются мантры о том, что "русский мужик" "кушать не может" без царя-государя. То что было эффективным в средние века, сословная, вертикальная конструкция власти в XXI веке сетевых горизонтальных связей не работает, как мы видим на нынешнем примере. Казнокрадство, коррупция, не исполнительность, не компетентность (требуется преданность персоне, а не деловые качества). Директор и министр тоже не русские слова. Может начать снизу ? Переименовать министров в "дьяков" соответствующих "приказов", директоров в "голову", акционеров в "артельщиков" и посмотреть на сколько вырастит эффективность той или иной структуры. А потом уж и о "государе" принимать решение. А то ведь как обычно бывает - примут "государя", а в результате "пшик"! Ничего лучше не стало. И что ?