Авторский блог Вячеслав Аргенберг 19:24 17 октября 2017

Перенасыщение информационного поля планеты / Рост энтропии в интернете

О взрывном росте энтропии в интернете за последние десять лет, замене реальности вымыслом, обесценивании слова, манипуляторах мнений, и когнитивных воздействиях.

О взрывном росте энтропии в интернете за последние десять лет, о виртуальной реальности, замене реальности вымыслом, обесценивании слова, манипуляторах мнений, и когнитивных воздействиях... Давайте разовьем тему, поднятую ранее, обострим ее, выявим и обозначим контуры и узлы проблемы, добавим важной сущностной аргументации, сделаем так, чтобы она зазвучала остро и по возможности неумолимо в своей убедительности.

Многое изменилось в интернете за последние десять лет. Интернет стал в сотни тысяч раз больше, в основном за счет разного рода информационного мусора и цифрового балласта, многократно повторяющего и воспроизводящего себя. С одной стороны всего стало многократно больше, а с другой стороны – все стало многократно хуже. Закон сохранения энергии в действии. Я иногда захожу на поисковые системы и диву даюсь – какой результат они выдают! В большинстве случаев они показывают набор каких-то нерелевантных, перегруженных, отвлекающих, кричащих «попугайных» сайтов, заполоненных рекламой, которые хочется сразу закрыть и никогда больше не открывать. Если десять лет назад такого типа цифрового мусора было около 80%, то сейчас уже близко к 99%. Поисковые машины уже сами не знают что показывать. Относительно длинных, низкочастотных и специфичных запросов выдача еще остается относительно адекватной и минимально релевантной, а вот многие общие, среднечастотные запросы дают просто катастрофически неадекватную выдачу во многих случаях – для всех поисковых машин без исключения. Интернет превратился в огромный концентрированный клубок хаоса и энтропии, если смотреть на него издалека.

Кажется, все идет к тому, что в недалеком будущем в интернете будет только несколько сотен или несколько тысяч сайтов (по типу каналов телевидения), а все остальное – будет просто кучей слабоструктурированного информационного балласта, к которому не будет смысла обращаться даже единожды или которое, в каком-то смысле, вообще будет статистически не доступно. Да что говорить, уже сейчас в головах многих вполне продвинутых пользователей есть представление, что есть Википедия, есть сайты социальных сетей, есть новостные сайты, и есть сайты брендов и крупных компаний. И все. Все остальное – можно считать просто энтропийным мусором и даже не заходить туда. Констатируя это, я не подразумеваю что это хорошо, как раз наоборот – считаю, что это плохо, и это – катастрофа нашего времени. Интернет из времен ранней романтики превратился в обычный водопровод, или, лучше сказать, канализационную систему, по которой гонится хаотическое, энтропийное содержимое весьма сомнительного качества с редким вкраплением чего-то ценного, осмысленного и структурированного. Поисковые машины не могут отделить хорошие сайты от плохих, даже с активным использованием ручной человеческой модерации и взвешивания. Может это потому, что взвешивание производится низкоквалифицированной рабочей силой. Иными словами, кто занимается авторанжированием и присвоением оценок сайтам и страницам в полуавтоматическом режиме – тот и формирует текущий образ и картину интернета, которую мы видим на страницах выдачи поисковых систем, а занимается таким авторанжированием, в большинстве случаев, нищий гастарбайтер третьего мира с плоской картиной мира. И картина выдачи получается, надо сказать, удручающая.

Да уже сейчас огромная масса народа пользуется только «ВКонтакте». Это огромная платформа, приютившая в себе почти весь наш интернет и большую часть активности русскоязычного интернета. Там развернулась целая жизнь, которая очень удобно и интересно повторяет и отражает обычную, реальную нашу жизнь – в виде групп, встреч, мероприятий, обсуждений, сообщений, диалогов, продуктов, фотографий, персональных страниц, и многого другого. Интернета за пределами «ВКонтакте», «Одноклассников» и «Инстаграма» для подавляющего большинства нашего населения просто не существует. Относительно небольшая, но активная столичная прослойка использует еще «Фейсбук». Люди также начинают смотреть YouTube по нарастающей.

Вот поэтому раскрутить хороший сайт сейчас практически невозможно, а может и не нужно – такой новый сайт просто утонет в океане мусора и сотен других таких же точно «хороших» сайтов. Он не «поднимется», только если не вкладывать в него большие рекламные бюджеты. А если и поднимется, то сразу же и приземлится, как только такие вливания прекратятся. Десять, а тем более двадцать лет назад все еще было по-другому. Были надежды. Тогда еще был смысл создавать хорошие сайты общей направленности. Сейчас же можно создавать только что-то экстремально уникальное и нишевое. В любом другом случае – это будет заведомо мертвый проект. Об исчезновении огромного количества сайтов и страниц в интернете за последние двадцать лет можно судить по эрозии ссылочной массы в самом крупном и самом значимом контентном проекте в интернете за все время его существования – Wikipedia. «Википедия» – это уже не просто самая крупная интернет-энциклопедия, а новая форма культурной коммуникации между пользователями, странами, народами: порядка двухсот миллионов посетителей в сутки. У Google – миллиард, у YouTube – порядка 700 миллионов, примерно столько же у китайского Baidu, у Facebook – опять миллиард. Первая двадцатка сайтов в интернете аккумулирует на себя больше 99% всего интернет-трафика. Десять и двадцать лет назад все было по-другому. Все эти данные предопределят будущую смерть интернета как децентрализованной распределенной структуры, и ее последующее вероятное «вырождение» и «схлопывание».

С другой стороны, помимо белого шума и спама огромное число реальных денег и реальной активности ушло в интернет за последние десять лет. Возникла целая цифровая онлайн-экономика, грандиозная по своим масштабам, и это, с другой стороны, нельзя не приветствовать. Помимо того, что интернет многократно увеличился и усложнился, в нем многократно выросла конкуренция. Если десять лет назад можно еще было как-то выкатить на энтузиазме, то сейчас, во многих сферах уже практически нереально – нужен бизнес-проект и инвестиции.

Сейчас, в конце 2010-х годов, обычное телевидение, похоже, окончательно потеряло контроль над молодым поколением. Такое ощущение, что основная масса людей в возрасте от 12 и до почти 30 лет не смотрит телевизор. Телевизор продолжает смотреть только старшее поколение. Не знаю, понимают и осознают это наверху или нет, но через телеканалы и телевидение больше нельзя полноценно контролировать сознание молодых. Сознание молодежи, по крайней мере, ее пассионарной, самой активной части, управляется и формируется сейчас, в основном бесструктурно, сетевым методом без централизованного управления, из внешних по отношению к нашей стране источников, через следующие каналы воздействия: YouTube, «Инстаграм», «Фейсбук», «ВКонтакте», а также посредством продукции Голливуда. Продолжается перманентная, непрекращающаяся борьба за сознания и души наших людей. Необязательно даже окучивать всех подряд – достаточно контролировать содержание мозгов, нервных систем и мотиваций тонкой трендообразующей активной прослойки, которая незримо формирует моду на все и задает повестку дня, а от этой небольшой пассионарной группы влияние и управление бесструктурно транслируется уже вниз – во все слои общества.

Сейчас интернет – это место, где ведутся широкомасштабные когнитивные, смысловые, семантические, психические и информационные войны, призванные манипулировать эмоциями, настроениями, идеями, душами и сознанием огромных масс людей, и где может быть очень небезопасно для развивающегося сознания в период его становления. Обкатываются технологии управления эволюцией ментальных и когнитивных установок в обществе, производятся попытки даже самого направления культурной эволюции, посредством внедрения в общественное сознание и подсознание. Огромную направленную нагрузку могут испытывать национальные языки, для которых создаются инородные, вирусные смысловые семантические поля в попытке внедрения их в широкие народные массы через словоформы и мыслеформы.

Одна из серьезных проблем с современным интернетом, о которой мало кто задумывается – это замена реальности вымыслом. Это приводит к появлению большого числа людей и сообществ, буквально вываливающихся из контекста реальности. С одной стороны, это естественный процесс, потому что само понятие реальности относительно даже на физическом уровне, а интернет стал неотъемлемой интегральной частью реальности, которая живет своей жизнью, и на которую запитано и закольцовано огромное количество энергии на всех уровнях – от простого электричества до энергии и ресурсов, задействованных при производстве и эксплуатации интернет-инфраструктуры: больших дата-центров, серверов, маршрутизаторов, каналов связи, инфраструктуры космической и наземной связи. И, наконец, до энергии самого содержимого интернета и сути и существа всех процессов, которые в нем происходят, на разных уровнях – в разрезе того, как люди влияют на интернет, и как интернет влияет на людей. То есть интернет – это такой базовый, неотъемлемый, органически присущий элемент «инфраструктуры» ноосферы XXI века, который развился естественным образом, а значит, он оправдан и имеет все шансы существовать и эволюционировать дальше.

И все же, при всем при этом, на каком-то базовом уровне рассмотрения, с какой-то определенной, но очень сильной точки зрения, интернет – это огромная фикция и иллюзия, держащаяся на тонком волоске. Содержимое интернета с определенной точки рассмотрения – это индуцированный суррогат действительности, или метареальность. Интернет на определенном уровне даже играет роль обратного эволюционного отбора. То есть те, кто попадают в его сети – имеют серьезные предпосылки выключаться из эволюции. Подобно тому, как в безуспешной попытке выстоять, выжить, осилить изменения укладов жизни в эпоху смены общественных формаций происходит вытеснение сограждан из реальности на ее обочину, в виртуальные миры, в психологизирование. Подобным образом формируются и состояния сознания, в которых мнимые вещи кажутся истинными.

Человек, теряя себя в медиапространстве и в различных тонких, духовных материях, отдавая себя чему-то новому и современному, забывает о чем-то важном, базисном – о реальной жизни из плоти и крови, и – безвозвратно погибает. Он бросает себя в топку культурного и научного прогресса, в мимолетность влияний моды, в поветрия временного – и новое и мимолетное сжигает его. Подобно тому, как крупные города поглощают энергию сильных людей и делают их слабыми... Значит, есть что-то неоптимальное и неправильное в излишнем увлечении всем новым и потере себя в нем. В каком-то смысле интернет не оправдывает себя. Значит что-то с ним не так, или не то...

Если раньше люди хотя бы погружались в бездонные миры авторов классической русской, советской и лучшей общемировой литературы, то сейчас их внимание в значительной степени занято просмотром роликов, вирусных картинок, пустых кричащих текстов, которые огромными потоками вываливают на них социальные сети и интернет, формируя в них клиповое, фрагментарное и невротичное мышление. Собственно, тем сильным мира сего, кто пытается седлать эти процессы и управлять этими потоками, кто содержит администраторов всех самых крупных групп и форумов, не важно даже что именно держит и занимает внимание человека, что удерживает фокус его внимания и мотиваций. Достаточно того, что его мотивации и жизненные энергии выведены из контуров потребностей реального мира, что он находится в коконе виртуальности, в мире психологизирования, галлюцинаций и бесплодных поисков чего-то. В мире иллюзорных целей. Таким образом, его энергии и мотивации замыкаются, закольцовываются, заземляются сами на себя, и уводятся из контуров и узлов взаимодействий очень сложного, но реального мира. Люди как бы частично или полностью выключаются из актуального мира реальности, из сложных сетей общественных взаимодействий, и выпадают из «валового внутреннего продукта» общества. Это снижает конкурентоспособность такого общества в общемировом масштабе.

Значительная часть людей, включенная в такие коконы виртуальности, находится на инфантильном, эгоистичном уровне развития – не имеет семей, детей, какой-либо ответственности, и в лучшем случае отвечает только за себя. Даже в тридцать-сорок лет на многих контурах и слоях психического устройства их души они могут иметь уровень развития восемнадцатилетнего ребенка, замкнутого на себя и на своем собственном мире, фиксированного исключительно на эгоистическом интересе к себе и своим удовольствиям. С помощью этой огромной машины интернет-виртуализации, групп и форумов, дневников – в буквальном смысле останавливается развитие человека, его вовлеченность в реальную жизнь. Мы получаем массу недоразвитых великовозрастных людей, которым за тридцать и за сорок, погруженных в себя, внимание которых в значительной степени выведено из контуров и потребностей реального внешнего мира.

В общем, у интернета есть серьезные, очень мощные потенциальные возможности подменять реальность вымыслом. Это факт. Они присущи ему. Интернет стал очень мощным инструментом воздействия на сознание больших масс людей. Интернет – это своего рода очередной масштабный слой иллюзии внутри наслоений большой иллюзии, называемой майей в индуизме. А по-другому на это можно смотреть как на создание новой реальности (ибо, как известно, нет ничего кроме реальности). Путем формирования зависимостей и бесконечных расстройств, интернет может индуцировать широкие массы бредовой настроенностью и выводить их из контекста реальности, сметать на обочину социальных перераспределений, и просто даже быть орудием эволюционного отбора. Собственно, чем он сейчас и является, если смотреть на все это с очень широкой перспективы. Люди, становясь рабами «Фейсбука» и «Инстаграма», рабами мод и сетей ранговых взаимодействий, неосознанно отдаваясь манипуляциям, подхватывая чужие, ничем необоснованные установки, мнения, ментальные вирусы, не замечают, как социальные сети в буквальном смысле убивают их, особенно молодое поколение, как эти взаимодействия всецело поглощают их внимание, отнимая огромное количество энергии, которую приходится расходовать буквально впустую.

А у человека, живущего в городе, даже научились убивать его основной инстинкт – инстинкт продолжения и сохранения рода. Собственно, город – это и есть место для переработки и расходования энергии значительных масс таких людей без будущего и без продолжения. «Вот ты говорил, город – сила, а здесь слабые все. Город – это злая сила. Сильный приезжает – становится слабым. Город забирает силу. Вот и ты пропал...», – голосом Юрия Кузнецова говорит «немец» Гофман в фильме «Брат». Люди индуцируются всеми этими влияниями, и начинают доказывать себе и другим что-то неясное, эфемерное, что они сами с трудом себе представляют, однако, в конце концов, это отнимает много ресурсов и времени их бесценной жизни. Они просто становятся пылинками в какой-то большой игре глобальных течений и потоков, теряют свою индивидуальность, и погибают. И финальный, итоговый результат в этой кажущейся увлекательной игре, по крайней мере, для отдельного человека, для его индивидуальности, для его личности и его личной жизни – ноль, зеро.

Но хочется верить, пробуждение все равно рано или поздно должно наступить... Богу станет не интересно в каких-то значительных областях интернета, Он «выдохнет», так же как Он когда-то «вдохнул», и люди просто уйдут оттуда. Уйдут гулять на улицу – без фотоаппарата, без интернета и без планшета. Уйдут гулять, чтобы просто погулять и подышать свежим воздухом, а не «запостить фоточку в Инстаграм». Все будет, как поется в той песне: «Звонкой пеленой наполнит небо майский дождь». Откроется окно, и веселый ветер разметет все на столе – все глупые стихи, что писали люди в душной и унылой пустоте. И превратившись в пар, с ветром, все они полетят к неизведанным мирам. Собственно, это уже сейчас происходит, в этот самый момент. Самые лучшие и самые интересные люди перестают пользоваться интернетом вообще.

И это показатель и повод задуматься для тех, кто стоит на самом верху – у рубильников самых посещаемых сайтов в интернете, в научных и аналитических лабораториях самых крупных поисковых систем, в высшем руководстве самых главных социальных сетей. И топ-менеджменту крупнейших поисковых систем тоже стоит задуматься, почему в интернете исчезают и закрываются хорошие сайты, а страницы поиска наводняются мусорными спамовыми сайтами, обвешанными рекламой, с пустым содержанием и бездарным дизайном. И к чему это все может привести в конце концов. Это приведет к тепловой (энтропийной) смерти интернета, как экстраполяции второго начала термодинамики на интернет. Система придет в состояние информационного термодинамического равновесия, и люди просто перестанут ходить в сеть, так же как они сейчас отказываются от средств массовой информации.

Как мне кажется, интернет и все интернет-системы остро нуждаются в системах модерации и новых, совершенных системах оценки и взвешивания. Я думаю, в этом будет тенденция следующих десятилетий – не в накоплении контента, а, наоборот, в развитии технологий чистки, модерации, фильтрации, взвешивания, оценки этого контента, как автоматической, так и ручной. Вместе с накоплением информации в интернете также сильно выросла и энтропия этой информации, ее неструктуированность, смешанность, повторяемость, нерелевантность.

Почему «Инстаграм» стал таким популярным, и обогнал по размеру аудитории «ВКонтакте» и «Фейсбук»? Потому что в нем встроены совершенные средства защиты от спама. Туда и фотографию залить не так-то просто – она должна быть полностью уникальной, так же как в один день нельзя загружать больше нескольких фотографий. Спамовых, фейковых, рекламных аккаунтов на «Инстаграме» очень мало. Основная его аудитория – живые, реальные, хотя и зачастую экзальтированные люди. И это, кстати, предполагает его особое положение в задаче направления и управления эволюцией, культурой, ментальными, психическими, когнитивными установками широких народных масс, в сфере рассмотрения ведущихся информационных, психологических, культурных и когнитивных войн, в сфере бесструктурного управления людьми и социальными процессами в обществах на всех уровнях.

Это будет основной темой будущих десятилетий – удаление, чистка, фильтрация и модерация всего чего угодно. На эту тему будут повсеместно проводиться исследования, писаться диссертации, выделяться бюджеты, готовиться кадры, создаваться отделы в корпорациях. Таково предсказание на будущее интернета. Все виды цензуры на всех уровнях станут неотъемлемой его частью. И там где будет больше хорошей и эффективной цензуры – там будет больше реальной жизни и больше влияния. А все остальное будет исчезать в воронке хаоса и нарастающей энтропии.

Информационная энтропия – это мера неопределенности или непредсказуемости или неупорядоченности некоторой системы. В классической термодинамике энтропия – это мера необратимого рассеивания энергии, мера отклонения реального процесса от идеального. Вот эта мера отклонения интернет-реальности от обычной реальности, мера расхождения его содержимого с реальной жизнью и определяет энтропийные процессы, проходящие в интернете, накопление в нем хаотического, неструктурированного содержания, и его вероятную «тепловую смерть» в будущем.

А сейчас мы живем в море случайных флуктуаций и неструктурированного цифрового хаоса, на выжженных полях информационных и когнитивных войн, на пространствах троллей, агентов влияния, пропагандистов, провокаторов, маркетологов и маркетинговых сект, нейромаркетологов-когнитивистов, профессиональных спамеров, комментаторов на зарплате, манипуляторов мнений, завербованных писателей и видеоблогеров, купленных ссылок и ссылочных ферм, спама, неряшливой рекламы, оплаченных форумов и заказных групп. Мы делим с ними пространство для жизни. Они наполняют интернет информационным и когнитивным мусором по цене доллара за страницу текста и десяти центов за фотографию или минуту видео, и конкурировать с ними очень сложно, и уже практически невозможно. Они делают это без перерыва на обед и сон. Их продукт – эксабайты энтропии хаоса. Имя им – легион. Nomen illis legio. И спросили их: как ваше имя? И они сказали в ответ: легион имя нам, потому что нас много.

В выдачах поисковых систем больше не осталось места для живых людей. Деньги и политика испортили интернет. Нам нужен Интернет 3.0, в котором не будет места для ничего оплаченного, в котором все будет создаваться с предельной честностью, искренностью, ясностью, и на чистом энтузиазме, как это было в 1990-х. Там не должно быть места троллям, манипуляторам, провокаторам, проповедникам, сектантам, спамерам, оплаченным авторам, маркетологам, видеоблогерам, и всем остальным генераторам энтропии по три копейки за мегабайт. Только живые люди, только на собственном энтузиазме.

Некоторые исследования показывают, что человечеству потребовалось триста тысяч лет для того, чтобы создать первые 12 эксабайт информации, зато следующие 12 эксабайт были созданы всего за два года! А в данный момент общее чисто накопленных данных в мире по некоторым оценкам превышает 10 зеттабайт (примерно 10000 эксабайт или 10 миллиардов терабайт). И после этого кто-то еще может продолжать полагать, что слово священно? Может быть, оно было священным три и четыре тысячи лет назад, в Вавилонии и Шумере на юге Месапотамии, в Древнем Египте, Древней Греции, в Иудеи и Израильском царстве, в Древней Индии и Древнем Китае. Да даже в России XIX и XX веков оно еще оставалось священным, животворящим. Но сейчас, по доллару за страницу, на бирже фрилансеров... плюс три миллиарда терабайт новых данных в мире каждый год? Увольте. Я хочу в интернет 1990-х и 2000-х годов – светлое и ясное время, когда все еще только начиналось, росло полным цветом, а не захлебывалось в энтропии, как сейчас, в конце 2010-х.

Наступило тотальное перенасыщение информационного поля планеты. Люди перестают смотреть телевизионные каналы и новости, которые больше не являются адекватным отражением действительности. Хорошее начало. Теперь нужно делать следующий шаг: отказывайтесь от интернета. Вы своим вниманием даете ему жизнь. Без вас он перестанет существовать уже на следующее утро. Когда вы заходите в сеть, вы больше не являетесь творцом, как это было десять и тем более двадцать лет назад. Вы становитесь субъектом и объектом целой массы технологичных, оплаченных, многоплановых информационных, психических и когнитивных воздействий, которые незримо пытаются «навесить вам лапши» на уши, голову и нервную систему, перековать и изменить вас по своему лекалу, внедрить в вас массу того, что в вас до этого не было, подсадить на различные ментальные и эмоциональные крючки. А вам это надо?

Есть хороший совет. Для начала удаляйте из списков своих друзей всех у кого больше нескольких сотен друзей или подписчиков, и сообщения или фотографии или ролики которых собирают больше сотни «лайков». Удаляйтесь из всех групп. Так вы освободитесь от значительной массы негативного вирусного влияния. А лучше сразу действуйте радикально. Удаляйте свои страницы в соцсетях, закрывайте сайты, если они есть, выбрасывайте планшеты и смартфоны – весь этот цифровой мусор больше никому не нужен. И идите гулять на улицу с настоящими друзьями и близкими. Вы не пожалеете. Если вы пока не готовы полностью удаляться из соцсетей, используйте их, по крайней мере, по назначению – только для контактов с теми, кого вы лично знаете, и видели хотя бы один раз за последний год.

Человек – это канат, натянутый между интернет-животным и сверхчеловеком, – канат над пропастью. «Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен взор, обращенный назад, опасны страх и остановка. В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель. Я люблю тех, кто не умеет жить иначе, как чтобы погибнуть, ибо идут они по мосту. Я люблю того, кто стыдится, когда игральная кость выпадает ему на счастье, и кто тогда спрашивает: неужели я игрок-обманщик? – ибо он хочет гибели. Я люблю того, кто карает своего Бога, так как он любит своего Бога: ибо он должен погибнуть от гнева своего Бога. Я люблю того, чья душа переполнена, так что он забывает самого себя, и все вещи содержатся в нем: так становятся все вещи его гибелью». Мы с вами станем тяжелыми каплями, падающими одна за другой из темной тучи, нависшей над человечеством. Смотрите, я провозвестник молнии и тяжелая капля из тучи, – но эта молния называется сверхчеловек.

Каким образом человечество накопило эти 10 зеттабайт информации, таким же быстрым, но еще более стремительным и драматичным способом оно должно будет освободиться от всего этого накопленного, и по большому счету никому не нужного, мусора. Иными словами, интернет в том виде, в котором он существует сейчас, должен умереть. И это не шутка, а вполне серьезное заявление, которое я делаю сейчас в добром уме и совершенном здравии. Это станет самоисполняющимся пророчеством. Прямо или косвенно, то, что я сейчас сказал, в конце концов, повлияет на реальность таким образом, что в итоге это неизбежно окажется верным. Интернет умрет, и почти все, что в нем было создано – будет уничтожено. Я, стоявший у его истоков, говорю это сейчас. От всего этого не останется и следа... Если человек определяет ситуацию как реальную, она – реальна по своим последствиям. Второе начало термодинамики никто не отменял. Задумайтесь об этом – все сидящие в своих «ВКонтактиках», «Одноклассниках», «Фейсбучиках», «Инстаграмах», «Вордпрессах», что там еще у вас есть? Интернету, чтобы продолжить существовать хоть в какой-то форме, нужно будет всецело трансформироваться, и эта коренная трансформация будет подобна смерти.

Похожие процессы прежде всего начались в сегменте мировых средств массовой информации. Практически все новостные медиаконгломераты сильно деградировали. Их качество, объективность, влияние на аудиторию, способность адекватно отражать действительность, способность удерживать внимание значительных масс людей снизились существенным образом в последнее время. Одновременно с этим, доверие к источникам новостной и аналитической информации в мире также постепенно растворяется. Фокус внимания у людей все больше рассеивается. Они больше не верят телеканалам, газетам, журналам – воспринимают их больше как развлечение, а не как источник серьезной и объективной информации. Так произошло, потому что СМИ из средств массовой информации незаметно и необратимо трансформировались в средства массовой манипуляции, агитации, пропаганды и дезинформации. И в США и Западной Европе этот вопрос стоит еще более остро, чем у нас, в России. Даже британские СМИ, традиционный образец профессионализма и объективности – заметно деградировали и «пожелтели» в последнее время.

Информационная энтропия – это мера неопределенности или непредсказуемости или неупорядоченности некоторой системы. В классической термодинамике энтропия – это мера необратимого рассеивания энергии, мера отклонения реального процесса от идеального. Вот эта мера отклонения интернет-реальности от обычной реальности, мера расхождения его содержимого с реальной жизнью и определяет энтропийные процессы, проходящие в интернете, накопление в нем хаотического, неструктурированного содержания, и его вероятную «тепловую смерть» в будущем. Рано или поздно наступит тепловая (энтропийная) смерть интернета, как экстраполяция второго начала термодинамики на интернет. Система придет в состояние информационного термодинамического равновесия, и люди просто перестанут ходить в сеть, так же как они сейчас отказываются от средств массовой информации. Все закончится хорошо. Коллективный, совокупный фокус внимания человечества переместится в какие-то другие области.

И будет вечер, и будет утро: день восьмой.

1.0x