пнвтсрчтптсбвс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Сегодня 07 апреля 2025
Авторский блог Сергей Угольников 00:13 6 марта 2025

Перефестивальный недопрокат

от «Вечной зимы» - к «Кончится лето»

Так фишка легла, что предыдущий просмотренный фильм в «Октябре» назывался «Вечная зима», а нынешний «Кончится лето», поэтому рецензию логично совместить, чтобы два раза не вставать, благо и названия рифмуются. И конечно, потому, что сама жизнь подталкивает. Первый смотрели в 11-м зале, где по проектору ползают мухи, а второй – во 2-м зале, на IMAXе, что не простое совпадение. В период проведения ММКФ (которым лично я манкирую, он выпадает на Страстную, опять подставили нашего благочестивого Никиту Сергеевича организаторки) конура 11-го зала превращается в пристанище неликвидного отстоя, который с закрытыми глазами отбирают неликвидные отборщицы, а шикарный зал номер два становится прибежищем документалистов. И первый фильм снимал человек, более известный как продюсер, а сорежиссёром второго стал, естественно, документалист. Всюду знаки.

Оба фильма сделаны в стилистике «студийного инди», что, с одной стороны, мейнстрим, а с другой выдаёт кино как скукоживающегося медиа вообще, и российскую разновидность этой сомнительной деятельности – в частности. Мало было напасти интернета, вертикального видеоконтента и «платформ», выбивающего целые жанровые сектора кино, так тут ещё и «Искусственный Интеллект» тихой сапой отгрызает куски от торжества былого высокобюджетного «компьютерного моделирования». «Уход в лес» как вынужденная ролевая модель для прогрессистов.

Объединяющим стало и то, что оба фильма являются чьим-то бенефисом. «Вечная зима» - бенефис почётного скуфа всея Руси Александра Робака, а «Кончится лето» - Юры Борисова, который стал настолько популярен, что выдающийся кинокритик и музыкальный обозреватель Геннадий Авраменко, в своём ТГ-канале посвятил ему целый фотомарафон. Из того же ряда – проблемы с финалом киноповествования. Хотя нет, в «Вечной зиме» такой проблемы нет. Там просто нет финала. Режиссёр Николай Ларионов незатейливо, как в анекдоте, бросает снимать и как бы говорит зрителям «сами придумайте что-нибудь, недотыкомки, а я устал, у меня фантазия кончилась. Заодно придумайте себе оправдание, зачем вы пришли этим любоваться». Владимир Мункуев и Максим Арбугаев обходятся без такого хамства, но в их фильме есть проблемы как этического порядка, так и финальной песни в исполнении Виктора Робертовича.

В общем, про фильм Ларионова хватит, это фантазии на тему, почему из букв П, А, Ж, О – не складывается у зимнего Кая слово «Вечность», а вот про фильм Мункуева и Арбугаева поговорить можно. Наверное, я «заклёпочник», и поэтому как сразу бросилась в глаза слишком хорошая для глуши стрижка Макара Хлебникова (в принципе, хорошо сыграл второго брата), так и поглядывал на неё до финала. Предчувствия не обманули, за весь Анабасис она практически не изменилась. Да и щетина у Юры Борисова не отросла. Не знаю, кто отвечает за это мелкое недоразумение, но, предположим, художник и гримёр. Но вот кто отвечает за то, что никаких мух до момента выстрелов из ружья слышно не было, а как отстрелялись, так они и приступили – установить легко. Это точно в минус режиссёрам, и как бы не пытались они откреститься от наследия Балабанова, но мерная поступь «Груза 200» всё равно настигнет, даже в такой ерунде.

Сравнение с «Братом» по определению будет догонять фильм всегда, и тут уж так себе констатация того, что тандем Борисова и сына Хлебникова – не дотягивают до Сухорукова и сына Бодрова. Но и другие параллели – тоже сложные. «Отсчёт утопленников», когда герой номинанта на «Оскар» превращается в подобие жидкого «Терминатора» вроде неплох. Но, как ни крути, до братьев Коэнов творческий дуэт не дотягивает. Вроде и тренировались, и действительно переросли как фестивальное, так и этническое гетто, и всё хорошо, можно и в прокат, но чего-то не хватает.

Наверное, отчуждённого, холодного юмора. Без вопросов, в фильме прекрасен и уморительно смешон момент, когда якуты (точнее, якутка) спаивают русских. Отличный гэг, красиво сделан, при этом не выглядит чем-то нарочитым, плотно вливается в ткань, и юмор доходит на миллисекунду позднее, чем эпизод закончен. Прекрасно. Вот ещё бы пяток таких. Ну ладно, не пяток, пару-троечку, и отлично могло бы быть. Но нет, на столько – не хватило, жаль. Поэтому бегут до финала, на последнем дыхании, тоже, согласно анекдоту, на северо-восток. И в фильме, несмотря на частый повтор фразы «время сейчас непростое», не проговаривается, а хочется добавить чего-то этакого. «На Юго-Запад тебе нужно, брат. Там сейчас вся сила».

А как самая главная примета переходного времени видна и самая исчезающая её часть. Мужики. Сейчас в кино, как кажется, не может быть сильных брутальных лысых, таскающих миллионы сумками. «Схватка» на сегодняшний день это что-то устаревшее, для бумеров. Новое поколение выбирает не пепси, а криптовалюты и мутные сделки, которые тоже требуют «снежинок» и невыразительных лиц. И то, что создатели «Кончится лето» нашли зазор, в котором можно обойтись без актуальных технологических ограничителей - уже хорошо. А то, что не очень хорошо – можно к следующему разу поправить.

1.0x