Терминология меметики и мемов была введена эволюционным биологом Ричардом Докинзом в 1976 году. Мем (англ. meme) в этой терминологии – единица культурной информации. Мемом может считаться любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, ритуалов, жестов и т. д. Подобно генам, мемы – это репликаторы (replicators), то есть объекты, которые для размножения копируют сами себя. Мемы могут размножаться по воле или помимо воли своего носителя. Мемы – это информация, но их функционирование может иметь заметные поведенческие проявления.
Между тем, еще в 1898-м году русский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, Бехтерев Владимир Михайлович, в своей работе «Роль внушения в общественной жизни» предложил концепцию «ментальных микробов», которые «подобно настоящим физическим микробам, действуют везде и всюду и передаются через слова и жесты окружающих лиц, через книги, газеты и прочее, словом, где бы мы ни находились, в окружающем нас обществе мы подвергаемся уже действию психических микробов».
В. М. Бехтерев: «Внушение, понимаемое в широком смысле слова, является одним из способов воздействия одного лица на другое даже при обыденных условиях жизни. Под внушением понимается большой класс явлений, типическим представителем которых служит внезапное вторжение в сознание извне идеи или образа, становящихся частью потока мысли и стремящихся вызвать мышечные и волевые усилия. Внушение сводится к непосредственному прививанию тех или других психических состояний от одного лица к другому, прививанию, происходящему без участия воли (и внимания) воспринимающего лица и нередко даже без ясного с его стороны сознания».
В феврале 1916 года в самый разгар Первой мировой войны на торжественном заседании Психоневрологического Института в Петербурге Бехтеревым была произнесена речь «Бессмертие человеческой личности как научная проблема», где снова была затронута эта проблематика. «Если нервно-психическая деятельность должна быть сведена на энергию, то нужно признать, что закон сохранения энергии, теперь являющийся общепризнанным, должен получить свое полное применение и по отношению к нервно-психической, или соотносительной деятельности. Этот закон по отношению к данному предмету может быть выражен так: ни одно человеческое действие, ни один шаг, ни одна мысль, выраженная словами или даже простым взглядом, жестом, вообще мимикой, не исчезают бесследно».
«Отсюда мы имеем основание говорить о том, что «духовная» личность человека, имея самодовлеющую ценность, никогда не исчезает бесследно, а продолжает его в полной мере во всех тех существах, которые с ней хотя бы косвенно соприкасались во время ее жизни, и таким образом живет в них и в потомстве как бы разлитой, но зато живет вечно, пока существует вообще жизнь на земле. Мы приходим, таким образом, к идее социального бессмертия всякого вообще человека... Дело в том, что если человеческая личность бессмертна и остается жить в будущем как частица духовной общечеловеческой культуры, то она же живет и в прошедшем, ибо она есть прямой продукт прошедшего, продукт всего того, что она восприняла из прошлой общечеловеческой культуры путем преемственности и унаследования. Да нужно ли вообще знать, кто именно были создатели тех или других творений человеческого духа, например «Илиады» или «Слова о полку Игореве»? Так ли уж важно знать, принадлежат ли именно Шекспиру творения, ему приписываемые? Кто полагает, что оставление своего собственного имени в потомстве обеспечивает ему неувядаемую о себе память и, так сказать, вечную жизнь среди последующих поколений, тот глубоко заблуждается и, прежде всего, потому, что это по существу неверно, ибо память на имена в человечестве, вообще говоря, коротка и, во-вторых, потому, что дело не в имени, а в той сознательной деятельности, которую проявила данная личность в течение жизни и которая входит, как известная частица в общечеловеческую духовную культуру».
То есть Ричард Докинз и его последователи здесь не были оригинальны, а просто скопировали (как это часто бывает у западных ученных и естествоиспытателей) и развили то, что было описано за 100 лет до них русским исследователем. А, именно, то что: единицы идейной, культурной, эмоциональной и поведенческой информации распространяются между людьми посредством имитации, научения, бессознательного копирования. Самое важное – что не было вообще описано Докинзом и было лишь частично обозначено Бехтеревым – это то, что размножаться могут не только единицы информации, находящиеся в сознании в виде идей и установок, но и еще глубже – способы реагирования, комплексы эмоциональных реакций, и возможно даже, на самом глубоком уровне, гормональные поведенческие комплексы, настраивающие работу не только нервной, но и эндокринной (гормональной) системы.
Известно, что на самом глубоком уровне прослеживается прямая связь между глубинными движениями психики (души человека), особенностями мироощущения человека и его эндокринной системой, в особенности гипоталамо-гипофизарной системой: древнейшими структурами мозга, такими как гипоталамус и гипофиз. А также эпифизом, тимусом, гонадами, и другими важнейшими центрами нейроэндокринной системы. Такой важнейший орган, как тимус (вилочковая железа), производит большое количество гормонов, тонко настраивающих все иммунные реакции организма. Среди них: тимопоэтины, регулирующие процессы роста, созревания и дифференцировки Т-клеток и функциональную активность зрелых клеток иммунной системы, тимозин, тималин, гамма-интерферон, интерлейкины (1–7 и 9–12), фактор некроза опухолей, гранулоцитарный, гранулоцитомакрофагальный, макрофагальный факторы, лейкемический ингибиторный фактор, онкостатин М, фактор стволовых клеток и другие. А сама функция тимуса регулируется глюкокортикоидами – гормонами коры надпочечников и пептидами шишковидной железы (эпифиза), которые в свою очередь являются частью системы «гипоталамус – гипофиз – кора надпочечников» и регулируются нервной системой и такими гормонами как кортизол, адреналин, норадреналин, кортикостероиды. То есть отсюда видно, что психическим и эмоциональным воздействием мы можем оказывать влияние на гормональный фон человека, на его разбалансировку и на его перестраивание. И мало того, поведенческие реакции в виде перестроенных нервно-эндокринных замкнутых циклов могут закрепляться и распространяться в обществе – от человека к человеку – дальше, как вирусы, или «нервно-эндокринные» мемы.
Все это является своего рода «мутирующим репликатором» в культурной эволюции человечества. Репликатором, способным влиять на свое окружение и обладающим способностью к размножению – репликации. Таким образом репликация единиц идейной, ментальной и нервно-эмоциональной информации контролирует человеческое поведение и через него – всю человеческую культуру в обществе. Но как тут видно, контролироваться может не только культура, но и во многих смыслах – физиология общества. Если нервно-эндокринная активность, как продукт психики и высшей нервной деятельности, практически напрямую влияет на иммунную систему, то значит все эти тонкие процессы самонастройки напрямую управляют и физиологическим здоровьем людей тоже: частотой и скоростью появления доброкачественных и злокачественных опухолей, терминальным развитием инфекционных заболеваний, даже развитием и течением сердечно-сосудистых заболеваний. Здесь своего рода дух (психика, душа) управляют материей, через вполне конкретные и понятные на сегодня механизмы. Дальше эти механизмы будут только глубже и яснее изучаться, и с все возрастающей подробностью открываться нам. Есть в народе такое выражение: «все болезни от стрессов» или «все болезни от нервов». Но выходит так, что эти речевые обороты, да фактически уже идиомы, теперь можно рассматривать не просто как расхожие выражения, а как, пусть упрощенный, но в целом верный, правильно подмеченный (обобщенный) медицинский естественнонаучный факт.
В реальности нет ни духовного ни материального, ибо все одно – но в этом одном можно выделять (наблюдать, регистрировать) более тонкое/высокое и более грубое/приземленное. В данной модели высшая нервная деятельность и связанная с ней активность «высоких» гормонов (биогенных аминов) и нейромедиаторов, таких как серотонин, дофамин, мелатонин, триптамин, норадреналин, адреналин, влияют на гормоны «среднего уровня», которые в свою очередь обеспечивают и настраивают работу иммунной системы – важнейшей системы, которая в свою очередь отвечает за общее физиологическое здоровье человека. Если совсем коротко: настроение, психическое состояние, глубокие движения души, возможные душевные потрясения или отсутствие их, общий мотивационный статус человека – все это напрямую влияет на его общее здоровье, работоспособность, качество и продолжительность жизни. Механизмы инертные, медленные, но, как законы мироздания, действуют в течение жизни безотказно – как сила, что управляет тяжелым тяговым локомотивом на основном пути жизни. Есть и какие-то еще более высокие механизмы управления, стоящие над описанной выше схемой, но их проявление здесь трудно будет описать полноценно – это тема для отдельного эссе, на уровне эзотерики, на уровне еще практически непознанного и неизученного, ввиду отсутствия терминологии и методологии изучения.
Зачем было сделано это очень краткое, тезисное отклонение в психическую, нервно-эндокринную деятельность и работу иммунной системы? Потому что, как было указано выше, от людей к людям передаются не только идеи, но еще и «эмоциональные комплексы», и внутрипсихические глубинные «нервно-эндокринные» блоки. Человека можно в прямом смысле «убить» или ранить одиночным или повторяющимся психическим воздействием, и именно таким методом ведутся современные когнитивные войны. Информационные войны – это уже прошлый век. Управление общим эмоциональным и «нервно-эндокринным» фоном в обществе действует гораздо эффективнее, чем накачка его какими-то абстрактными идеями или отношениями или какой-то абстрактной информацией. Такой создаваемый эмоциональный, сущностный, психологический фон задает основной нерв жизни – управляет напрямую чистой экзистенцией, бытием, самими основами жизни человека и общества. А значит, будущее не за информационными и даже не за психологическими, а за – когнитивными войнами. А дальше, я думаю, это напрямую превратится в «духовные войны». Когнитивная война – это уже предтеча духовной, ценностной войны.
Докинз в «Эгоистичном гене» обсуждал идею мема для того, чтобы подчеркнуть, что коды ДНК – не единственные репликаторы, способные послужить основой для человеческой эволюции (копироваться и подвергаться мутациям и естественному отбору). Вертикальная передача мемов – это когда человек получает те или иные мемы в наследство от предыдущих поколений – от авторитетных предшественников, родителей или наставников через прямой контакт, устную передачу, книги и другие культурные артефакты. Горизонтальная передача идей и установок происходит между людьми одного поколения, не связанными отношениями наставник-ученик. Копируется любая информация: привычки, предпочтения, навыки, а также предпочтения мелодий и музыкальных гармоний (порядки, строи), устойчивые языковые выражения, мода, технологии, отношения и реакции на окружающий и внутренний мир и на внешние и внутренние раздражители.
Самая эффективная передача идет в моменты так называемой «импринтной уязвимости». Общее, генерализированное состояние стресса часто открывает окно такой уязвимости. Чем организм моложе, тем таких моментов больше и тем импринтинг работает эффективнее. Копирование происходит вариационно и селективно, выживают лишь некоторые вариации. Процесс закрепления и имитации не может быть абсолютно точным, частота мутаций в меметической эволюции крайне высока. Социальная система, состоящая из сети микровзаимодействий, на макроуровне создает культуру всего общества.
Есть узлы современного социума, которые имеют повышенную вирулентную активность в части передачи мемов. В частности считается, что в обществе идет постоянная, естественная, непрекращающаяся трансляция идей и эмоциональных и ценностных установок от представителей элит (верхушка властной политики, бизнеса, спорта, науки, искусств, армии, спецслужб, интеллигенции, и просто тех, у кого много денег) в обширные слои населения. Кроме того, в последнее время в иностранной социологической литературе особо выделяют узлы общества, называемые «генераторами мнений» или «установщиками трендов/тенденций» (англ. opinion makers, trendsetters). Такие люди не обязательно должны принадлежать к элитарной прослойке, они могут быть из среднего класса или даже бедных слоев населения, но их влияние на общество в деле распространения мемов может быть заметным. Графы их взаимодействий с другими людьми из социума имеют особую структуру. Основные качества, которыми выделяются такие «постановщики мнений» – пассионарность, общий очень высокий уровень интеллекта, и самое главное – крайняя степень независимости мышления, конечно при сохранении прямого контакта с обществом и с объективной реальностью. Потому их и называют генераторами мнений, что они не перенимают их, а преимущественно напрямую генерируют. Таких лидеров мнений невозможно «купить», а если и возможно – то они такими не являются. Другими словами, нельзя проследить, что такого лидера сформировало – он находится как бы в вакууме, им ничто не управляет, кроме его собственной природы. У эмоционально-лабильных, философствующих личностей тоже может быть мышление, внешне выглядящее как «независимое», но оно оказывается оторванным от реальности, и поэтому такие люди не становятся авторитетными определителями трендов. Авторитетный лидер мнений должен быть тесно связан с широкими массами народа, с их чаяниями.
Мемы часто образуют группы – комплексные мемы, объединяющие несколько мемов для совместного овладения умами носителей и для усиления в борьбе за них. Комплексный мем также называют «мемплексом» (англ. memeplex). Наилучшим примером комплексных коадаптированных мемов могут служить мировые религиозные или политические доктрины. Такие идейные комплексы могут овладевать умами сотен миллионов или даже миллиардов людей, и, мутируя в той или иной степени, контролировать эти массы людей столетиями и тысячелетиями.
2016, Ростов-на-Дону.