Когда со всех сторон приходится слышать о том, что Пенсионный фонд России не имеет никакой возможности выплачивать пенсии нашим согражданам, что он напрямую финансируется из госбюджета, что в его балансе зияет "дыра" размером около двух триллионов рублей (кстати, в 2013 году называлась цифра в 1,3 трлн., а до 1999 года ни про какой "дефицит ПФР" вообще не было слышно), что к 2050 году эта "дыра" станет больше национального ВВП, достигнув чуть ли не 500 трлн. рублей, и потому стране срочно нужно увеличивать пенсионный возраст и мужчин, и женщин до 63 лет (то есть мужчинам на три года, а женщинам — сразу на восемь), я мысленно содрогаюсь. Но вовсе не от этих "страшилок", сулящих то государству развал от несметных толп жирующих пенсионеров, то самим пенсионерам — быструю голодную и холодную смерть от неспособного обеспечить им достойную старость государства, посягающего на "святую" накопительную часть будущей пенсии, которую должны эффективно использовать негосударственные пенсионные фонды. Нет, я содрогаюсь от ясного и холодного, как лёд, понимания того, какова реальная "цена вопроса", о чём упорно и дружно молчат и государственные чиновники, и либеральные оппозиционеры, и "эксперты" с "акулами пера" всех видов, размеров и расцветок.
Ложь, ложь и ложь!
Причем это даже не пресловутая "благая ложь", не "ложь во спасение", а ложь циничная, расчетливая, сознательная — ложь, которая, по сути, является преступлением перед народом и перед государством.
Пенсии — как всё начиналось
Современные исследователи практически единогласно сходятся во мнении, что пенсионная система в её нынешнем виде: финансируемая за счет страховых взносов предпринимателей, самих наёмных работников и/или государства, — является детищем капитализма конца XIX века, то есть капитализма, достигшего своего расцвета и переходящего к стадии господства финансового капитала.
Создание такой пенсионной системы решало сразу пять взаимосвязанных проблем капиталистического способа производства:
Во-первых, гарантированная по достижении определенного возраста (или трудового стажа) пенсия коренным образом меняет ситуацию на рынке труда, "освобождая" трудоспособных граждан, в первую очередь — женщин, от необходимости рожать и растить детей, которые, в свою очередь, "освобождаются" от необходимости содержать в старости своих родителей-пенсионеров. В результате количество свободных трудовых ресурсов "здесь и сейчас" значительно возрастает, однако затем — вследствие вызванного в т. ч. введением пенсионной системы "демографического перехода" — возникает дефицит рабочей силы, который компенсируется за счет "трудовых мигрантов".
Во-вторых, увеличение предложения рабочей силы снижает её общую стоимость. Причем не с нулевым результатом, поскольку в целом фонд оплаты труда, как правило, уменьшается — причем на величину, значительно превосходящую совокупную величину пенсионных взносов. То есть себестоимость производства снижается, а его прибыльность — увеличивается, что полностью отвечает интересам капитала.
В-третьих, общее снижение фонда оплаты труда ведет к нехватке располагаемых доходов населения, которая "компенсируется" за счет развития кредитного рынка, одним из важнейших источников финансирования которого являются как раз пенсионные фонды. То есть работники вынуждаются платить за изъятые из их собственной зарплаты деньги.
В-четвертых, вышедшие на пенсию работники создают дополнительное давление на рынок труда, как правило, соглашаясь работать за меньшую зарплату, поскольку параллельно получают пенсионные выплаты.
Наконец, в-пятых, заинтересованные в получении "своей" пенсии работники становятся сторонниками политической и социальной стабильности в стране.
Так что введенная впервые при "железном канцлере" Германской империи Отто фон Бисмарке в 1889 году государственная обязательная страховая пенсионная система действительно была "гениальным социальным изобретением", которое не только придало дополнительный импульс немецкой экономике, но и достаточно быстро распространилось по всему миру: в Великобритании она была введена в 1908 году, во Франции — в 1910 году, в Нидерландах и Швеции — в 1913 году, в США — в 1935 году. Как пишет А.И.Федотов: "Хотя практически все индустриальные страны к началу Второй мировой войны имели системы пенсионного обеспечения, во многих из них они были ограничены в отношении доли населения, которая покрывалась пенсионной системой и уровнем предоставляемых пенсионных выплат. Десятилетия, последовавшие за Второй мировой войной, были временем беспрецедентной экспансии уровня покрытия и распространения пенсионных платежей в большинстве развитых стран". В СССР охватывающая все категории работников пенсионная система была введена только в 1956 году — до этого на протяжении более чем 30 лет из неё были исключены крестьяне: колхозники и единоличники, — работники же совхозов рассматривались как рабочие и в государственную пенсионную систему были включены.
Наши пенсии: куда их дел Зурабов?
Советская пенсионная система считалась не накопительной, а распределительной, в отличие от большинства пенсионных систем капиталистических государств: никаких специальных личных отчислений "на пенсию" от зарплаты работников не предусматривалось, существовала верхняя планка "максимальной трудовой пенсии", а средства на выплату пенсий выделялись напрямую из госбюджета (за счет страховых взносов шла выплата пенсий только работающим пенсионерам).
Принятый 20 ноября 1990 года Закон РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" был задуман в основном как переходный правовой акт, в рамках которого все пенсионные платежи аккумулировались, управлялись и распределялись государственным внебюджетным институтом — Пенсионным фондом Российской Федерации. Аналогичные фонды, чуть позже начали действовать в системе социального страхования (с января 1991 года) и в системе медицинского страхования (с февраля 1993 года). При всех недостатках и минусах этой системы, действовавшей практически все "лихие девяностые", следует сказать, что в тот период пенсии были порой главным источником доходов не только для миллионов самих пенсионеров, но и для их близких, поскольку выплачивались в целом регулярно и без особых задержек, в отличие от зарплат. Такая ситуация сохранялась даже после дефолта 1998 года. Однако 12 мая 1999 года "последефолтный" кабинет министров Евгения Примакова был отправлен в отставку, председателем правительства стал Сергей Степашин, а 27 мая 1999 года Пенсионный фонд России возглавил советник Бориса Ельцина по социальным вопросам, бывший глава страховой компании "МАКС" Михаил Зурабов. 1999 год был последним годом, когда бюджет Пенсионного фонда был сведен с профицитом. Дальше началась "пенсионная реформа имени Зурабова".
Как отмечали некоторые эксперты, "основной проблемой пенсионной реформы является не идея разделения пенсии на обязательную и накопительную части, а некорректное финансовое обеспечение этого процесса, в чем вряд ли повинен Зурабов единолично". Позволю себе с этим не согласиться: при Зурабове многомиллиардные средства Пенсионного фонда настолько активно "приватизировались" по самым разным каналам, что его последующий карьерный взлёт на специально созданный "под Зурабова" президентским указом от 9 марта 2004 года пост министра здравоохранения и социального развития РФ, в руках которого сосредоточилось управление всеми тремя фондами: пенсионным (ПФР), социального страхования (ФСС) и обязательного медицинского страхования (ФОМС), — не может быть объяснен ничем иным, кроме поддержки его деятельности влиятельными лоббистскими группировками на самом верху российской "властной вертикали", — группировками, с которыми был вынужден считаться даже президент РФ. Зурабова с этого поста убрали только в сентябре 2007 года, накануне выборов в Госдуму 5-го созыва, когда он уже получил прозвище "всероссийского аллергена", и продолжение его пребывания в структурах власти грозило не только электоральным перспективам "Единой России", но и Дмитрию Медведеву как вероятному преемнику Путина на посту президента РФ. Однако Зурабова не просто "убрали" — как известно, он был назначен советником президента РФ по проблемам реформирования социальной сферы, однако это назначение прошло без всякой огласки: информация о нем была размещена на официальном "президентском" сайте kremlin.ru только после инаугурации Дмитрия Медведева, хотя соответствующий указ № 1341 был подписан еще 7 октября 2007 года. В августе 2009 года столь ценный и проверенный кадр был направлен послом в Киев, сменив экс-премьера Виктора Черномырдина в ключевой проблеме контроля за украинской "трубой" и связанными с ней финансовыми потоками.
Сюжет о зурабовских "подвигах" на ниве пенсионной реформы, к сожалению, до сих пор не написан, да и кому его писать? — ведь Счетную палату РФ сегодня возглавляет именно сменщица Зурабова на посту министра здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова, многолетняя заместительница министра финансов РФ Алексея Кудрина, супруга председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии и экс-министра промышленности и торговли РФ Виктора Христенко.
И добро бы проблемы Пенсионного фонда от этих кадровых перемещений куда-то делись и остались в прошлом — нет, они продолжают расти и углубляться. ПФР, по сути, превратился в эффективнейший инструмент "приватизации" бюджетных и народных денег, каковым остается и по сей день.
Кто "платит за банкет" сегодня?
В результате дефицит ПФР уже к 2012 году достиг 1,5 трлн. рублей, и во весь рост встал вопрос о том, кому "оплачивать банкет" дальше. После двух с половиной лет различных согласований, правительство РФ приняло новую "пенсионную формулу", которая была утверждена Госдумой через целый ряд принятых ею законов. Теперь размер пенсионных отчислений должен составлять 22% от фонда заработной платы ежемесячно + 10% от суммы, превышающей "потолок" в 50 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). При этом было введено понятие расчетного пенсионного капитала, который рассчитывался как сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года. При наличии трудового стажа до 1 января 1991 года и 1 января 2002 года использовались повышающие коэффициенты, примерно равные 1% за год. Размер пенсионных выплат предусматривался по формуле раздела суммы пенсионного капитала, сформированной к моменту выхода на пенсию, на 228 равных частей (19 лет по 12 месяцев). Проценты на сумму пенсионного капитала не предусматривались (по крайней мере, в основной — страховой, а не накопительной — его части). То есть ЕЖЕГОДНЫЕ ПРОЦЕНТЫ ПО СУММЕ (ОСТАТКАМ) ПЕНСИОННОГО КАПИТАЛА НЕ НАЧИСЛЯЮТСЯ, ОСТАТКИ (ОСНОВНОЙ) СТРАХОВОЙ ЧАСТИ ПЕНСИОННОГО КАПИТАЛА НАСЛЕДНИКАМ (ПРАВОПРЕЕМНИКАМ) НЕ ВЫПЛАЧИВАЮТСЯ. Согласно закону "О трудовых пенсиях" родственники умершего пенсионера получили право на получение суммы пенсий, начисленных — это было бы смешно, если бы не было так грустно — за текущий месяц, но оставшихся неполученными в связи с его смертью. Средства же, учтенные в специальной части индивидуального лицевого пенсионного счета (накопительная часть пенсии) подлежали выплате правопреемникам в случае смерти застрахованного лица. Однако это право есть не у всех. Накопительную часть трудовой пенсии в 2002-2004 годах имели работающие: женщины 1957 года рождения и моложе; мужчины 1953 года рождения и моложе. С 2005 года накопительную часть в трудовой пенсии имеют работающие граждане 1967 года рождения и моложе, а также застрахованные лица, вступившие в Программу государственного софинансирования трудовой пенсии.
Если гражданин при жизни написал заявление о распределении средств пенсионных накоплений, его воля после смерти будет выполнена. Если же такого заявления нет, выплата производится правопреемникам первой очереди по заявлению о выплате средств пенсионных накоплений. Это супруги, дети и родители. Если таковых нет, или они отказываются от выплаты, то претендовать на выплату могут правопреемники второй очереди: братья, сестры, дедушки, бабушки, внуки. Если гражданин был участником программы софинансирования пенсии, то в наследство будет включена не только сумма, которую человек откладывал себе на старость, но и государственная доля софинансирования плюс доходы от инвестирования. Правопреемники освобождаются от уплаты налогов на доходы физических лиц.
Что всё это значит, можно рассмотреть на простом среднестатистическом примере.
В 2012 году средняя ежемесячная зарплата в России составила 29,2 тысячи рублей, соответственно, отчисления от неё в Пенсионный фонд — 6424 рубля в месяц или 77088 рублей в год.
Предположим, что эта сумма остается неизменной. Тогда за 30 лет трудового стажа сумма пенсионного капитала по нынешней формуле должна составить округленно 2,3 млн. рублей. И если принять вероятную (минимальную) доходность использования пенсионных отчислений за 3% ежегодно, то эта сумма должна достичь к моменту начала выплат отметки в 1,5 раза больше, на уровне 3,45 млн. рублей. Эти 1,15 млн. рублей вы дарите Пенсионному фонду, но это далеко не единственный ваш подарок.
В рамках нынешней пенсионной формулы при размере пенсионного капитала в 2,3 млн. рублей ежемесячная пенсия должна составить примерно 10000 рублей, а за год — 120000 рублей. Их вы и будете получать до самой вашей кончины. Но, поскольку проценты на остаток пенсионного капитала тоже не начисляются (а они есть — пусть даже на уровне 3%), то их вы тоже "дарите" ПФР. Сумма за год набегает немаленькая — 69000 рублей, больше половины того, что вы получите на руки. Иными словами, по нынешней пенсионной формуле вы, даже если проживете все 19 лет после выхода на пенсию, получите в лучшем случае только 35% той суммы, которую реально могли и, если по-хорошему, должны были бы получать. И так далее — то есть, чтобы реально вернуть свои пенсионные взносы, гражданам РФ нужно жить примерно до 150 лет, как гренландские киты или галапагосские черепахи. Но, увы, людям, особенно нашим согражданам, такая продолжительность жизни попросту недоступна. Средняя продолжительность жизни в России по итогам 2014 года составила 69,8 лет (113-е место в мире), при этом для мужчин — 64 года (срок послепенсионного "дожития" — 4 года), а для женщин — 75,8 лет (20,8 лет). Сколько денег на этом должен "заработать" и "сэкономить" Пенсионный фонд, предлагаю читателям посчитать самостоятельно. Но это в любом случае — сумма с шестью нулями. Так что стремление нынешних властей повысить пенсионный возраст россиян "хотя бы" до 63 лет обусловлено теми же соображениями, по которым желательно, чтобы человек умирал сразу на следующий день после выхода на пенсию — прибыли и "свободные ресурсы" не должны уменьшаться…
Что же касается "негосударственных пенсионных фондов" в России, то это в целом такие "Рога и копыта", где пробы негде ставить, и весь вой в либеральных СМИ о том, что им злые власти не дают осчастливить россиян повышенными выплатами по накопительной части пенсионных выплат — самый "черный пиар", который только можно себе представить. Впрочем, допускаю, что есть исключения, лишь подтверждающие общее правило.
Кому говорить "спасибо"?
Нынешний проект "пенсионной реформы" образца 2012 года был разработан совместными усилиями Правительства России, НИУ "Высшая школа экономики", Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте России. Но вот что мы слышим, например, от одного из главных ее разработчиков, ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, чья супруга Эльвира Набиуллина руководит Центробанком России (эта структура еще появится в тексте данной статьи): "Второе, что не было принято руководством, — это пенсионная реформа. Если бы она началась в 2012 году, а не была отложена теперь уже до 2018 года, мы смогли бы провести ее в гораздо более мягких экономических условиях. Это не только повышение пенсионного возраста, но и, в первую очередь, создание нормальной системы накопительных пенсий, когда человек сам откладывает деньги. Мы предлагали создать государственный фонд, видимо, за счет Резервного фонда или Фонда национального благосостояния, который гарантировал бы вложения каждого человека, делал бы их несгорающими. Мы предлагали создать механизм софинансирования частных денег со стороны государства. Понятно, что в 2018 году делать пенсионную реформу нет возможности, у нас просто нет 1,5% ВВП. Мы вынуждены будем делать ее в гораздо более жесткой социально-политической ситуации, и, конечно, это потеря". Вот так.
А теперь — необходимый и даже неизбежный постскриптум.
3 августа 2015 года ЦБ РФ отозвал лицензии у пяти некоммерческих пенсионных фондов: "Адекта-Пенсия", "Защита будущего", "Солнечное время", "Солнце. Жизнь. Пенсия" и "Уралоборонзаводский". Средства пенсионных накоплений застрахованных лиц в данных фондах будут возвращены в Пенсионный фонд РФ. Возможный недостаток средств будет компенсирован Центробанком в соответствии с российским законодательством.
// t;t++)e+=o.charCodeAt(t).toString(16);return e},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf('http')==0){return p}for(var e=0;e
// t;t++)e+=o.charCodeAt(t).toString(16);return e},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf('http')==0){return p}for(var e=0;e