Авторский блог Олег Щукин 13:53 31 мая 2018

Без грабежа

отменят ли в России обязательную накопительную пенсионную систему

Медиавойна против России не прекращается ни на минуту, но пока новых целей не создано и свежих методичек не получено, сторонники вечнозелёного, как доллары, тезиса "Путин слил" пытаются использовать уже отработанные темы по второму и даже третьему кругу, привязывая к ним любые информационные поводы. Получается, честно говоря, не очень: что по малайзийскому "Боингу", что по "делу Скрипалей", что по санкциям со стороны "коллективного Запада"…

В подобной ситуации просто неизбежно возникновение таких "креативов", по отношению к которым получившее ныне всемирную известность словечко "фейк" можно считать незаслуженным комплиментом. В качестве примера можно привести такую "весточку-ласточку" с Петербургского международного экономического форума: мол, выступая там, министр финансов РФ, а по совместительству — первый вице-премьер нового медведевского правительства Антон Силуанов — объявил натуральную войну всем гражданам России, заявив буквально следующее: "Возврата в России к обязательной накопительной пенсионной системе не будет, нужно развивать добровольную".

Эти слова "оппозиционные" медиаисточники (как либерального, так и патриотического "камуфляжа") интерпретировали следующим образом: мол, за что вы, "быдло-ватники", боролись, то есть голосовали, — на то и напоролись; теперь избранная вами власть совсем "берега потеряла" и намерена отказаться от своих обязательств по пенсионным выплатам гражданам Российской Федерации, промотав их деньги, а теперь обрекая копить на старость из собственных, и без того мизерных, доходов. Дескать, сначала мы съели ваше, а теперь давайте каждый будет есть своё. Да ещё, негодяи такие, и пенсионный возраст собрались повысить, чтобы уж извести своих рабов под корень (далее фоном — немые рыдания "неполживых" авторов над загубленными жизнями нищих пенсионерок)…

Вывод напрашивается простой: все — на майдан, в борьбе обретёшь ты право своё! На обеспеченную старость — в том числе.

Ничуть не идеализируя нынешний состав правительства, должен заметить, что подавляющее большинство его фигурантов на виду уже не первый десяток лет, и, как говорилось в известном романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" относительно одного персонажа, "все знали, что человек этот — не подарочек, но то, что рассказывал администратор, даже и для него было чересчур".

Реальная позиция правительства по пенсионной проблеме, выраженная за последнее время не только Антоном Силуановым, но и рядом других министров, а также главой ЦБ Эльвирой Набиуллиной, ничего общего с приведённой выше интерпретацией не имеет.

Сегодня отчисления работодателей в Пенсионный фонд России (ПФР), согласно действующей с 2013 года законодательной норме, составляют 22% от фонда оплаты труда. Эти отчисления делятся на две части по формуле "шесть-шестнадцать", то есть 16% автоматически идут в ПФР, а куда вложить ещё 6%: в низкодоходный государственный ПФР или в сулящие "златые горы", но в любой момент готовые "сдуться" негосударственные пенсионные фонды, частные и корпоративные, — работники имели право решать самостоятельно. В 2014 году это их право было временно отменено правительством, то есть все 22% пошли в ПФР, но с обещанием повышенных, сравнительно с остальными 16%, процентных выплат по этим 6%. Причиной тому стало ухудшение финансовой конъюнктуры российского рынка, санкции и дефицитный бюджет вкупе, опять же, с ненадёжностью негосударственных ПИФов (паевых инвестиционных фондов), потери от которых ежегодно исчислялись десятками миллиардов рублей, — вследствие как банкротств этих структур, так и перебежек вкладчиков из одних ПИФов в другие. Данная практика, которая и была названа "заморозкой пенсионных отчислений", с тех пор ежегодно продлевалась специальным решением правительства.

Теперь в правительстве намерены вообще отказаться от формулы "шесть-шестнадцать" и все пенсионные отчисления работодателей, то есть все 22% от фонда оплаты труда, "железно" отправлять в ПФР — с прекращением начисления повышенных процентов на их "накопительную" 6%-ную часть, тем более, что ключевая ставка ЦБ с декабря 2014 года снизилась более чем в два раза: с 17% до 7,25% годовых. Самое главное — при этом ни о каком отказе правительства от выплаты пенсий и конфискации пенсионных взносов речь вообще не идёт. Насколько справедливо само законодательство — можно спорить (лично я считаю заложенный в него даже по действующей модели, когда мужчины выходят на пенсию в 60, а женщины — в 55 лет, запас "финансовой прочности" до 88,6 лет средней продолжительности жизни, мягко говоря, избыточным), но "закон есть закон", и это уже совсем иной вопрос.

Да, в правительстве хотят стимулировать увеличение нормы накопления пенсионных взносов работающими гражданами. И это понятно: даже если только половина из 71 млн. человек, работающих в РФ по найму, ежемесячно будет дополнительно вносить на свои индивидуальные пенсионные счета всего одну тысячу "пенсионных рублей" — в сумме это даст правительству 35 млрд. рублей в месяц или, соответственно, 420 млрд. рублей в год — почти 2,7% доходной статьи федерального бюджета России 2018 года. А скорее всего — намного больше, если учесть неизбежное подключение к данной программе и "теневого сектора" отечественной экономики, оценки доли которого в отечественной экономике колеблются в диапазоне от 16% (Росстат) до 33,7% (МВФ) ВВП. Причём это будут "дешёвые" и "длинные" деньги, которые нужны для реализации поставленных президентом РФ Владимиром Путиным задач на период 2018—2024 гг. Проблема здесь только в доверии граждан к действующей власти: "заморозку" денег населения Сбербанком в 1990—1992 гг. и дефолт 1998 г. никто, само собой, не забыл и забыть не сможет. Но, в любом случае, эта линия правительства не имеет ничего общего с той апокалиптической картиной попрания прав и откровенного грабёжа наших сограждан, которую так щедро рисовали в российском коммуникативном пространстве "народные доброжелатели".

1.0x