Сообщество «Салон» 00:15 5 ноября 2025

Партизан порядка

о территории подвига, конце Западного проекта и новом Большом стиле

"Не может быть!" — многогласно прозвучало десять лет назад, когда Алексей Гинтовт встретил первый большой юбилей. За прошедшие годы мало что изменилось: он всё так же подтянут, энергичен и полон идей. И своё 60-летие встречает, вернувшись из очередной поездки в воюющий Донбасс, открывая новую выставку.

В Центральном выставочном зале "Манеж" при поддержке Президентского фонда культурных инициатив открылась интерактивная выставка "На страже воздушных границ", посвящённая 10-летию образования Воздушно-космических сил Российской Федерации. Посетители познакомятся с парком авиационной техники, узнают о системах ПВО, позволяющих своевременно реагировать на различные угрозы, увидят макеты космических аппаратов, находящихся на околоземной орбите. На выставке представлены фотоработы Михаила Розанова и картины Алексея Беляева-Гинтовта. В рамках экспозиции демонстрируются документальные кадры о работе Воздушно-космических сил по всей России.

Организовала выставку "На страже воздушных границ" военный корреспондент Анастасия Михайловская при поддержке Союза машиностроителей России, благотворительного фонда содействия реализации социальных программ и проектов "Патриот" и Межрегиональной духовно-просветительской общественной организации "Русский дом". Выставка работает по 22 ноября включительно, ежедневно с 10:00 до 20:00. Вход свободный.

Поздравляем нашего друга и соратника со знаменательной датой и новым проектом!

Предлагаем вниманию читателей свежие мысли Гинтовта и работы из цикла "Высота".

Редакция "Завтра"

***

Мы пребываем в совершенно новом времени. Особенно это стало заметно после пекинского парада — перейдён определённый рубеж. На наших глазах закончился Запад как многовековой проект. Начинается проект Восток.

Европа, бывшая наследницей греческой и римской цивилизаций, отказалась от своих оснований и утратила право на верховенство, которое не обсуждалось предыдущие столетия. Любые заявления современных главарей западных государств, похоже, уже ничего не означают. Все видят, что их угрозы в наш адрес просто неосуществимы. Запад перестал быть тем, чем он был, а вот Восток возвращается к тому, чем был изначально.

Цивилизационный ренессанс Востока происходит и в большом, и в малом. Одновременно с этим можно говорить и о том, что капитализм, как минимум в западном его толковании, убывает в силу своей исчерпанности. Итак, вместо Запада — Восток, вместо капитализма — социализм. Новая фантастическая ситуация.

***

В 2010 году я представлял в галерее "Триумф" проект "Парад Победы 2937". Сделал бы и раньше, просто тогда открылось поле для действий. Более того, работал бы над проектом и по сей день, но пока нет такой возможности. Эта тема мне очень близка. Парад — это средство донесения идеи до максимального количества людей, ему проще всего добраться до гаджета любого обитателя планеты Земля.

И вот происходит великолепный Пекинский парад, знаменующий конец Запада. Пожалуй, мне несколько недоставало фантазийной составляющей, надеюсь, что она вот-вот появится. Возможно, такой парад должен происходить в темноте, чтобы проекции в космос участвовали в человеческой повседневности парада. Сразу явить невиданное и неслыханное.

С самого 24 февраля 2022 года меня одолевает замысел инсталляции: каким-то способом, не знаю, лазерным ли лучом, написать в чёрном небе: "Утверждаю. Путин". Чтобы эта надпись была соотносима с планетой Земля, а ещё лучше — больше её, чтобы она оказалась в космосе. Ибо эта подпись, по моему мнению, привела к нынешней небывалой ситуации, о которой я говорю.

***

Мне очень понравился своей глубиной и широтой недавний лозунг Дмитрия Хворостова: "Неофициального искусства больше не будет!" Я его воспринимаю как идею возвращения империи, где все, и художники в том числе, на службе.

Доселе такое было невозможно, но сейчас, по мере изъятия из нашей жизни так называемых русскоязычных либералов, появляются территории. До того вся моя деятельность — это деятельность геополитического солдата или партизана порядка, который может поставить одну ногу, а вторую поставить некуда, нет такой территории. И вдруг год от года прибывает то, что мы называем словом "свобода". И это небывалая свобода! Либерализм исключает инакомыслие. И вот они не с нами, и, по-моему, навсегда — я не представляю себе ситуацию, при которой эти люди могут вернуться. Думаю, мы навсегда освободились от либералов.

***

Подавляющее большинство соотечественников, живущих за, надеюсь, временными границами, проведёнными по территории Советского Союза, в своём представлении о войне мыслят Великую Отечественную или Гражданскую, то есть войны модерна, а порой речь идёт о войнах премодерна, — и соотносят происходящее с ними. Однако, нравится нам это или нет, признаём мы это или нет, мы находимся на территории постмодерна. И здесь аналогии не всегда уместны. Или так: взаимосвязь между известными нам войнами столь парадоксальна, столь неразличима, что активные участники пребывают в ситуации заведомо авангардной. В этом смысле Донбасс — это территория подвига. Командиры и бойцы, которых я встречаю там десятками тысяч, — это люди, значительно опередившие время.

Это целый пласт восхитительных, отточенных людей, которые уже перешли порог жизни и смерти, они пребывают в каком-то следующем состоянии. Не могу иначе это сформулировать, ведь многолетний подвиг занимает всё время их существования.

***

Есть наша совершенно уникальная школа военной журналистики, имеющая дело исключительно с реальностью, с документом этой реальности. И одновременно с этим — полное отсутствие значимых художественных фильмов на эту тему. Я посмотрел всё, что снято о Русской Весне, об СВО. Признаться, ничто не соответствует происходящему. С этим нужно что-то делать. И первое, что приходит на ум, — может быть, вообще запретить лет на десять игровой кинематограф на русском языке; и сформировать из людей, занимавшихся кино или делавших вид, что они им занимаются, 100 фронтовых бригад, чтобы киношники обогатили свой внутренний взор представлением о реальности как таковой. А потом сквозь документальность начнёт произрастать игровое начало, пойдут экспериментальные движения в разных направлениях.

Мы должны преобразить русскую оптику. Я/мы с 2014 года говорим о духовной мобилизации, которая должна рано или поздно принять формы всех остальных видов мобилизации. Однако движения в этом направлении не наблюдается, и даже размышлений о движении в этом направлении. Так вот, один из способов оптики сверхнового времени — это обращение к реальности во всей её полноте.

***

"На страже воздушных границ" — выставка, представляющая Воздушно-космические силы во всей полноте, насколько это возможно для широкой публики. Анастасия Михайловская придумала и продвинула этот проект и сняла для него фильм. Михаил Розанов освоил все времена года, климатические зоны. Космодромы, аэродромы, все виды техники, боевую работу. А я в реальном времени изготовил картины по его фотоматериалам. Мне было важно на уровне техники сохранить в художественном произведении фотографическую составляющую как знак реальности.

двойной клик - редактировать галерею

Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
25 ноября 2025
Cообщество
«Салон»
1.0x