До сих пор в «Панораме Центробанков» я почти исключительно говорил о тех ЦБ, которые находятся в верхней части мировой иерархической пирамиды. Но ведь подавляющая часть ЦБ находится в середине и у основания этой пирамиды. Их можно назвать Центробанками периферийного капитализма.
Один из них, который вероятно, можно отнести к средней части пирамиды, — Центральный банк Турецкой Республики. На его примере хорошо видны проблемы большинства других Центробанков периферийного капитализма.
Сначала об истории турецкого Центробанка. Примечательно, что его предыстория начинается с Крымской войны, которую Англия и Франция совместно с Османской империей (Турцией) вели против России в 1853-1856 гг. До этого времени в Османской империи не было банков (имелось лишь казначейство, монетный двор, кредитной деятельностью занимались частные ростовщики). Для ведения войны ей пришлось прибегнуть к внешним заимствованиям. А потом для обслуживания и погашения долгов в 1856 году был учрежден «Османский банк» со штаб-квартирой в Лондоне с английским капиталом. Банк также занимался выдачей небольших кредитов, осуществлением авансовых платежей правительству и учетом некоторых казначейских векселей. Он-то и стал предтечей турецкого ЦБ.
В 1863 году Османский банк был распущен и реструктурирован как англо-французское партнерство под названием «Императорский Османский банк». Имел статус государственногобанка. Имперскому Османскому банку была предоставлена исключительная привилегия выпуска банкнот сроком на тридцать лет. Банк, действуя в качестве казначея государства, был назначен для сбора государственных доходов, осуществления платежей от имени казначейства и учета казначейских векселей, а также осуществления процентных и основных платежей, относящихся к внутренним и внешним долгам. Капитал Имперского Османского банка имел британское и французское происхождение, что порождало серьезное недовольство среди националистических кругов страны. Они требовали создания национального банка. В результате 11 марта 1917 года был создан «Османскийнациональный кредитный банк», который, как планировалось, должен был стать полноценным национальным Центробанком. Этому, как говорят историки, помешало поражение Османской империи в Первой мировой войне.
Через несколько лет после Первой мировой войны на Измирском экономическом конгрессе 1923 года вновь стал обсуждаться вопрос о создании «национального государственного банка». В 1927 году министр финансов Абдулхалик Рендапредставил набросок проекта закона о создании центрального банка. Вскоре была начата подготовительная работа по его созданию. В том числе изучение опыта работы центральных банков других стран. В 1928 году, в частности, в Турцию был приглашен Герард Виссеринг, член совета управляющих Центрального банка Нидерландов. И он в своем докладе особо подчеркивал необходимость установления независимого от правительства статуса центрального банка. Другие иностранные эксперты также обращали внимание на то, чтобы ЦБ Турции был независим от правительства.
После примерно трёхлетней подготовительной работы Великим Национальным Собранием Турции 11 июня 1930 года был, наконец, принят Закон о Центральном банке Турецкой Республики (№ 1715). Это и считается датой его рождения. Согласно Закону № 1715, основной целью Центрального банка была поддержка экономического развития страны. Центральный банк начал функционировать 3 октября 1931 года.
В годы Второй мировой войны независимый статус ЦБ Турции был сильно ограничен. Ему приходилось заниматься эмиссией денег для закрытия большого дефицита государственного бюджета в связи с военными расходами. В результате в период 1938-1948 годов общий уровень цен вырос более чем в три раза. В 1950-х годах происходило достаточно быстрое развитие турецкой экономики. Большую роль в этом играл ЦБ Турции, который предоставлял краткосрочные кредиты (авансы под будущие бюджетные поступления) Казначейству.
Для того, чтобы приспособиться к глобальным изменениям, произошедшим после Второй мировой войны, и повысить эффективность Центрального банка, 14 января 1970 года взамен закона № 1715 был принят новый Закон о Центральном банке Турецкой Республики № 1211. Этот закон внес значительные изменения в правовой статус, организационную структуру, обязанности и полномочия Банка. Согласно юридическому статусу Центрального банка как акционерного общества, его капитал был увеличен с 15 миллионов до 25 миллионов турецких лир. Кроме того, было предусмотрено, что доля Казначейства не должна быть менее 51 процента капитала (в настоящее время эта доля составляет 55,12%). Был расширен контроль Центрального банка над прямыми и косвенными инструментами денежно-кредитной политики, и Банк был уполномочен проводить операции на открытом рынке для регулирования денежной массы и ликвидности. Между тем, было решено, что Правительство будет консультироваться с Центральным банком при принятии мер в отношении денег и кредитов. Банк был уполномочен посредством операций переучетавекселей предоставлять среднесрочные кредиты для поддержки инвестиций и экономического развития. Верхний предел краткосрочных авансов Казначейству был увеличен до 15 процентов бюджетных ассигнований, относящихся к соответствующему году.
25 апреля 2001 года в Закон о ЦБ были внесены существенные поправки; прежде всего, в Законе было четко указано, что основной целью Центрального банка является достижение и поддержание стабильности цен. В рамках этого было предусмотрено, что Банк будет по своему усмотрению определять денежно-кредитную политику, которую он будет осуществлять, и инструменты денежно-кредитной политики, которые он будет использовать. Т.е. была усилена независимость ЦБ от правительства. Также были приняты меры по предотвращено использование средств Центрального банка в целях государственного финансирования. Поправки к Закону запрещали Банку предоставлять авансы и кредиты Казначейству и государственным учреждениям и организациям, а также быть покупателем на первичном рынке долговых инструментов, выпущенных Казначейством и государственными учреждениями и организациями.
В условиях разгулявшейся не на шутку в стране гиперинфляции в 2002 году Центральный банк принял современную стратегию денежно-кредитной политики, а именно «режим таргетирования инфляции». После достижения определенного прогресса в деле подавления инфляции была начата двухэтапная денежная реформа, чтобы подчеркнуть решимость Банка в его усилиях, повысить доверие к турецкой валюте и устранить различные проблемы, возникающие из-за высокой деноминации. На первом этапе из турецкой лиры были удалены шесть нулей, и с 1 января 2005 года в обращение были введены банкноты новой турецкой лиры (YTL) и монеты нового куруша (YKr). 1 января 2009 года был начат второй этап реформы с удалением префикса «New», используемого на «новой турецкой лире» и «новом куруше», и банкноты и монеты турецкой лиры были введены в обращение с новым дизайном и размерами.
В настоящее время с учетом последних поправок закон о ЦБ Турецкой Республики предусматривает, что основной целью Банка «является достижение и поддержание стабильности цен. Банк по своему усмотрению определяет денежно-кредитную политику, которую он будет проводить, и инструменты денежно-кредитной политики, которые он будет использовать для достижения и поддержания стабильности цен».
Основными обязанностями Банка определены:1) осуществлять операции на открытом рынке для защиты стоимости турецкой лиры и поддержания заданного обменного курса; 2) определить для банков резервные требования и требования к ликвидности; 3) управлять золотовалютными резервами страны; регулировать объем и обращение турецкой лиры; 4) обеспечивать стабильность финансовой системы и контролировать финансовые рынки
Основными полномочиями Банка являются: 1) исключительное право на выпуск банкнот в Турции; 2) право совместно с правительством определять целевой показатель инфляции и проводить денежно-кредитную политику; 3) право на выдачу аванса в Фонд страхования сберегательных вкладов; 4) право вступать в качестве кредитора последней инстанции; 5) право запрашивать необходимую информацию у финансовых учреждений.
А теперь остановлюсь на деятельности ЦБ Турции в годы нахождения у власти нынешнего президента Республики Реджепа Тайипа Эрдогана. Этот пост Эрдоган занял 28 августа 2014 года. Так что скоро исполнится десять лет его нахождения у руля управления Турецкой Республикой.
Почти все десять лет Эрдоган вёл борьбу с ЦБ Турции, добиваясь от него снижения ключевой ставки. А ставка все это время имела двузначные значения и была высокой с любой точки зрения. Например, в сравнении с ключевыми ставками большинства стран мира. Или в сравнении с рентабельностью турецкий компаний. Ни правительство, ни президент, согласно закону о ЦБ, не могут диктовать Центральному Банку Турецкой Республики, какую ключевую ставку ему устанавливать. Эрдоган пытался убеждать руководителей ЦБ снижать ключевую ставку, но его призывы были подобны воплю вопиющего в пустыне. Пожелания президента игнорировались.
Тогда Эрдоган попытался управлять ключевой ставкой опосредованно – через назначение на пост председателя ЦБ лояльного ему человека. Когда Эрдоган заступил на пост президента, руководителем Центрального банка Турецкой Республики был Эрдем Башчи(в этой должности они находился с 14 апреля 2011 г.). После этого в кресле председателя Центробанка побывало шесть человек.
С 19 апреля 2016 г. — Мурат Четинкая
С 6 июля 2019 г. — Мурат Уйсал
С 7 ноября 2020 г. — Наджи Агбал
С 20 марта 2021 г. — Шахап Кавджиоглу
С 8 июня 2023 г. — Хафизе Гайе Эркан
Со 2 февраля 2024 г. — Фатих Карахан. Он остается на этой должности по сей день.
Удивительное дело – вроде бы продвигаемые на пост руководителя ЦБ люди не случайные, лояльные Эрдогану. Но не через некоторое время после назначения опять начинают повышать ключевую ставку — как и их предшественники. Я на эту тему писал неоднократно. См.: «Эрдоган против Центробанка Турции. Контур противостояния»;«Реджеп Эрдоган против «хозяев денег»»; «Профессор Катасонов: Кто стоит за сменой главы Центробанка. Как это происходит в разных странах и турецкий прецедент».
Вот, например, в 2016 году на пост руководителя ЦБ был назначен Мурат Четинкая. Вскоре Эрдоган был разочарован этим руководителем. По мнению Эрдогана, турецкий Центробанк не развивал, а душил национальную экономику. Основным инструментом такого удушения стала ключевая ставка, которую Центробанк постепенно довел до уровня 24%. Мурат Четинкая не раз говорил о том, что повышение ключевой ставки является вынужденной мерой, направленной на предотвращение оттока капитала из страны и падение валютного курса турецкой лиры. Эрдоган же говорил и продолжает говорить, что Мурат Четинкая перепутал причины и следствия. Что капитал из страны бежит, а национальная валюта падает из-за отсутствия в стране экономического развития. А оно невозможно именно по причине запредельно высоких процентных ставок. На чрезвычайных президентских выборах в июне 2018 года Эрдоган обещал, что будет добиваться снижения ключевой ставки и намекал, что поставит Центробанк под свой контроль. За год после победы на выборах снижения ставки ему добиться так и не удалось. И вот рождается указ о назначении на пост руководителя ЦБ Мурата Уйсала с расчетом, что он начнёт снижение ставки. Но и на этот раз ожидания не оправдались…
Чуть более года назад, в июне 2023 г. турецким ЦБ стала руководить первая в истории Центробанка женщина Хафизе Гайе Эркан. Эрдоган отметил, что у него большие ожидания от «женщины-руководителя в Центральном банке». Эркан — турчанка, имеет паспорт Турции. Но большую часть своей сознательной жизни провела за пределами родины. Последнее ее место работы – американский банк Уолл-стрит Goldman Sachs. Также она член правления First Republic Bank. Ранее консультировала советы директоров и руководство крупных банков США и страховых компаний. Имеет докторскую степень по финансовому инжинирингу в Принстонском университете, а также дипломы Гарвардского и Стэндфордского университетов. В Соединенных Штатах Эркан известна как «великая турецкая женщина». Мало того, новая глава ЦБ Турции оказалась членом Совета по международным отношениям Соединенных Штатов (CFR), известного как «теневое внешнеполитическое ведомство» Вашингтона. С учетом биографии Эркан туркам теперь впору называть её «великой американской женщиной». И эта «великая американская женщина» начала стремительно наращивать ключевую ставку, что вызвало протесты со стороны большей части бизнеса страны. Кислород турецкой экономике был перекрыт, а инфляция никуда не ушла. По состоянию на 1 февраля 2024 г. инфляция равнялась 67,1%.
В отличие от предыдущих отставок уход с поста Эркан в феврале этого года не был инициирован президентом Эрдоганом, она сама подала заявление об отставке. Под давлением общественности. Сейчас на ее месте уже новый руководитель — Фатих Карахан. Он получил от «великой американской женщины» Центробанк с ключевой ставкой 42,5%. А уже через три недели поднял её до 45%. А 21 марта – до 50%. И на этой планке она находится по сей день. Инфляция никуда не уходит. По итогам июня 2024 года на годовой основе она составила 71,6%. Фатих Карахан намекает, что ключевая ставку может быть поднята еще выше. Отсутствие положительного эффекта повышения ключевой ставки на уровень цен в турецкой экономике очевидно. Нечто похожее мы наблюдаем в Российской Федерации. Только в Турции все проявляется в более гипертрофированной форме.
Эрдоган совершенно правильно требовал снижения ключевой ставки для оживления турецкой экономики. Но, сказав «А», он почему-то побоялся сказать «Б». А именно, что для достижения желаемого эффекта необходимо одновременно ввести жесткие ограничения (или даже запреты) на трансграничное движение капитала и валюты. Этого не было сделано. И не делается до сих пор. А потому управление турецкой экономикой в значительной степени осуществляется извне. Теми, кто дирижирует потоками капитала и валюты. Т.е. «хозяевами денег». До тех пор, пока Эрдоган не установит таких ограничений и запретов, он будет лишь номинальным президентом, но не хозяином Турции. И смена руководителей Центробанка Турецкой Республики сама по себе ничего не изменит.