Иногда говорят, что деньги «горят». Конечно, они могут иногда гореть и в прямом смысле. Например, в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» героиня романа Настасья Филипповна в кульминационной сцене бросает в камин 100 тысяч рублей ассигнациями. Это была попытка героини символически уничтожить своё «продажное» прошлое. Деньги для Настасьи Филипповны были символом позора, и их сожжение стало актом решительного разрыва с прошлым.
Можно вспомнить и повесть «Драму на охоте» А. П. Чехова. Главный герой повести Камышев во время бурной сцены в порыве фальшивого великодушия пытается сжечь «радужную бумажку».
Почему-то писатели любят подобные сцены. Но я не буду продолжать приводить примеры художественных произведений. Я хочу поразмышлять о том, как деньги «горят» в переносном смысле. Чаще всего словосочетания «деньги горят», «деньги сгорели» применяют к ситуациям, когда деньги утрачивают свою покупательную способность в результате инфляции. Кстати, тема сгорания денег в переносном смысле также неплохо освещена как в исторической и экономической литературе, так и литературе художественной. Из учебников экономической истории мы знаем пример ужасной инфляции, которая началась в Германии (Веймарской республике) после окончания первой мировой войны. Это была не просто инфляция, а гиперинфляция, когда обесценение марки измерялось тысячами процентов, причем не в год, а в месяц, а иногда и в неделю.
Гиперинфляции в Веймарской республике посвящен роман немецкого писателя Эриха Марии Ремарка «Чёрный обелиск» (впервые опубликован в 1956 году). Действие происходит в 1923 году. В стране царит гиперинфляция: цены меняются несколько раз в день, деньги превратились в бумагу. Сам автор в романе назвал гиперинфляцию «отвратительным карнавалом». Тема инфляции и гиперинфляции также присутствует в произведениях таких известных писателей, как Стефан Цвейг («Вчерашний мир. Воспоминания европейца», 1944); Джон Стейнбек («Гроздья гнева», 1939); Джордж Оруэлл(«1984», 1948).
Прошу прощения, что слишком уклонился в сторону художественной литературы. Постараюсь перейти на язык суровой прозы, в котором мало слов и преобладают цифры. Наиболее яркими примерами гиперинфляции являются следующие.
Венгрия 1945-46 гг. Темпы инфляции, составлявшей более 400% в день, привели к выпуску 1 миллиарда билпенгё (миллиард триллионов), что является мировым рекордом номинала одной банкноты. Гиперинфляцию удалось остановить с 1 августа 1946 года после введения новой валюты - форинта.
Югославия первой половины 1990-х гг. С марта 1992 по январь 1994 года Сербия и Черногория пережили период гиперинфляции, вызванный взрывным ростом денежной массы в югославской экономике во время югославских войн. Пиковое значение инфляции было зафиксировано в январе 1994 года, когда она составила 313 миллионов процентов в месяц. В ежедневном выражении инфляция составляла в среднем 65 процентов, она росла по законам геометрической прогрессии. Инфляция успокоилась лишь после того, когда был введен новый динар, который был жёстко привязан к немецкой марке.
Самый яркий пример гиперинфляции в XXI столетии - Зимбабве нулевых годов. Гиперинфляция достигла своего апогея в 2007–2009 годах. В конце 2008 года по официальным данным, инфляция достигла уровня 230 миллионов процентов в год, а по неофициальным — 6,5 × 10108 процентов в год, что приводило к фактическому удвоению цен каждые 1,5 часа.Справиться с гиперинфляцией в стране удалось лишь путём отказа в начале 2009 года от зимбабвийского доллара в качестве платёжного средства и перехода в расчётах на доллары США, британские фунты стерлингов и валюты соседних стран.
По итогам 2025 года наиболее высокие темпы инфляции были в следующих странах (%): Венесуэла — 269,9; Южный Судан — 97,5; Зимбабве — 89; Судан — 87,2; Иран — 42,4; Аргентина — 41,3; Бурунди — 37,3; Турция — 34,9; Мьянма — 31; Малави — 28,2. Обычно гиперинфляцией называется инфляция с годовым показателем 50 процентов и выше. Таким образом, в прошлом году гиперинфляция, или интенсивное «сгорание» денег имела место в четырех странах (Венесуэла, Южный Судан, Зимбабве, Судан). В других странах деньги «горели» но не так быстро.
Сейчас я подбираюсь к самому главному. Есть еще один вариант понимания выражения «деньги горят». Речь идет о деньгах, которые имеют ограниченный срок использования. Если не успел использовать деньги до истечения установленного срока, значит ты их потерял. Образно выражаясь, твои деньги «сгорели». Оказывается, еще в Средние века в разных странах использовались деньги с ограниченным сроком действия — как бумажные деньги, так и монеты.
Как известно, раньше всего бумажные деньги появились в Китае. Первые китайские банкноты-вексели (ориентировочно появились в XI веке) имели хождение лишь в определённой местности, в которой их выпустили, и срок действия — 3 года. На каждом бумажном знаке проставлялась дата выпуска, чтобы пользователи знали, когда приходит конец срока действия.Правда, как говорят историки, нередко бумажным денежным знакомпродолжали расплачиваться, но его брали уже с дисконтом от номинала. Лишь примерно в 1280 году в Китае во времена правления династии Юаньстали выпускать полноценные бессрочные бумажные деньги. Купюры имелинеограниченный срок действия и свободно обменивались на золото, серебро или бронзу.
Что касается средневековой Европы, то там бумажных денег не было. Феодалы чеканили монеты из разных металлов. Имела место «порча монет» (их обрезали или иным образом уменьшали вес). Такую «порчу» также можно было назвать «сжиганием». В XIII веке города Германии и отдельные князья начали объединяться в монетные союзы, которые пытались регулировать качество монет. Представители этих союзов взвешивали монеты и изымали из обращения те, что были меньше нормы.
В Европе с XII по XV век также чеканились и обращались так называемые брактеаты - плоские тонкие монеты из золота, но чаще изсеребра с чеканкой на одной стороне. Особенностью брактеатов было то, что каждый год они обесценивались на четверть номинала, изымались из обращения и заменялись новыми монетами. Эта мера служила подобием налога в пользу города или феодала. Впрочем, четвертая часть стоимости брактеатов считалась сбором на чеканку монет. В конце концов брактеатыбыли вытеснены «вечными» или «полными» пфеннигами, которые не обесценивались. Название «брактеат» средневековые монеты-«одногодки» получили позднее в нумизматике. А в те времена они носили название «денарий», «нумми» или «пфенниг».
Немецкая исследовательница денег Маргрит Кеннеди (1939-2013) в своей работе «Деньги без процентов и инфляции. Как создать средство обмена, служащее каждому» (1987) пишет по поводу брактеатов: «С XII по XV век в Европе в ходу были деньги, которые называли брактеатами. Они выпускались городами, епископствами и отдельными феодалами. При этом они служили не только для обмена товаров и услуг, но и являлись средством взимания налогов. Тонкие золотые или серебряные деньги «обесценивались» один раз в год, то есть изымались из обращения и заменялись вновь отчеканенными. При этом они девальвировались на 25 %, эта часть удерживалась в качестве «сбора за чеканку» или «налога на чеканку».
Такая система служила увеличению потребления и сокращению накоплений, что, по мнению М. Кеннеди, служило росту благосостояния населения, развитию экономики, сокращению политических и военных противостояний.
В принципе её точку зрения поддерживает и немецкий исследовательХанс Р. Л. Корсен (1905-1997) в своей книге «Хрупкие деньги» (1933):«Поскольку накапливать денежные богатства было невозможно, вместо них были созданы реальные богатства».
Сторонником восстановления в каком-то виде средневековых «брактеатов» выступал также Сильвио Гезелль (1862–1930) — немецкий предприниматель, финансовый теоретик и социальный реформатор, автор теории о «свободной экономике». Гезелль предложил использовать деньги с отрицательным процентом, чтобы повысить скорость обращения денег и сделать их средством обмена, а не сбережения. Он называл их «свободными деньгами». Гезелль фактически призывал к тому, чтобы деньги не «горели» и не «отлеживались» на банковских депозитах, а обращались и работали.
Эксперимент с такими деньгами Гезелль провёл в австрийском городке Вёргль. Каждый пользователь денег, у которого в конце периода оборота (один месяц) оставалась на руках банкнота, мог вновь запустить её в оборот, заплатив 1 процент от стоимости номинала. Гезелль полагал, что такой подход к деньгам предотвратит депрессии в будущем и увеличит общественное процветание. Главный труд Сильвио Гезелля - «Естественный экономический порядок» (The Natural Economic Order), вышел в 1916 году.
Между прочим, известный английский экономист Джон Мейнард Кейнс(1883-1946) поддерживал идеи Сильвио Гезелля и подчёркивал влияние денежной теории Гезелля на свою собственную концепцию в работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Английского экономиставдохновляла идея Гезелля о «свободных деньгах», которая, по его мнению, могла изменить мир к лучшему. В связи с этим Кейнс говорил: «Я убеждён, что будущее научится больше у Гезелля, чем у Маркса».
Вместе с тем до настоящего времени «свободных денег» нигде не появилось. В большинстве стран мира деньги продолжают «гореть» в результате инфляции, которую никто особенно и не собирается обуздывать. Ведь инфляция является неофициальной и не очень понятной обывателю формой налогообложения. Налогообложения, бенефициаром которого является не государства, а «хозяева денег» (те, кому принадлежит «печатный станок»).
Тем не менее, о деньгах с ограниченным сроком использования или деньгах с отрицательным процентом сегодня помнят. И не только помнят, но и планируют внедрить в жизнь. Но об этом в следующий раз.






