Умерла Виктория Ванюшкина. Переводчик, публицист, яркий представитель русского правого интеллектуального сообщества. Ей было всего 47 лет. Но успела Виктория немало.
Недавно на одном «универсальном культурном» ресурсе прошёл анекдотичный и по форме, и по содержанию опрос- голосование о влиятельных российских интеллектуалах. Понятно, что появление имени Ванюшкиной здесь было невозможно, хотя реальное, а не мнимое, влияние проявлений, интуиций Виктории ощутимо в почти непересекающихся мирах – от уличных бойцов до академических сред.
В перестроечные годы Ванюшкина примыкала к одной из ветвей «Памяти», в октябре 1993 года принимала участие в обороны Белого дома. В середине девяностых работы Ванюшкиной печаталась в газете "Эра России", чуть позже она стала видным автором и членом редколлегии газеты «Штурмовик» и журнала «Нация», издаваемых Русским Национальным Союзом. На рубеже веков участвовала в издании газеты «Правое Сопротивление». Публиковалась в традиционалистском альманахе «Волшебная гора», в "Философской газете".
Благодаря Ванюшкиной достоянием общественности стали тексты Мирчи Элиаде, Гвидо де Джорджио, Алена де Бенуа. А главным её автором был Юлиус Эвола. «Оседлать тигра», «Люди и руины», «Личина и лик современного спиритуализма», «Лук и булава» - это всё переводы Виктории. В последние годы жизни она работала над самой знаменитой книгой Эволы «Восстание против современного мира».
Профессионально Виктория относилась к переводчикам старого типа. С текстом работала аккуратно, скрупулёзно, могла неоднократно перепроверять результаты в поисках наиболее точного значения. Терпеть не могла нарочитого использования неотработанной терминологии, иностранных слов, в том случае, если имелись внятные русские аналоги.
Ванюшкина была настоящим интеллектуалом, чуждым интеллигентским разглагольствованиям, дешёвой «эзотерики». Про неё вполне можно повторить слова Герцена, сказанные в адрес лидера славянофилов Алексея Хомякова: «Необыкновенно даровитый человек, обладавший страшной эрудицией, он, как средневековые рыцари, караулившие Богородицу, спал вооружённый. Во всякое время дня и ночи он был готов на запутаннейший спор».
Виктория была сторонником и идеологом «третьего пути», который предпочитала именовать «иным путём». Это была живая антитеза идеям, поднятым на щит Великой Французской революцией, подлинное отрицание «двух дорог к одному обрыву». От своей чёткой позиции она не отступила ни разу – отрицательно относясь ко всем левым и либеральным отклонениям, настигшим русское правое движение в последние годы. «Правее нас – только стенка», - по полному праву могла сказать Виктория, вслед за Пуришкевичем. С большим уважением она относилась к русскому монархизму, на рукаве своего излюбленного "бомбера" даже носила "родной" значок Союза Русского народа.
В религиозном отношении Ванюшкина была ориентирована на язычество. Но и здесь это был действительно философский выбор, а не субтильный набор лозунгов, зачастую исключительно антихристианского толка. Христианство Виктория воспринимала как путь к Богу, просто ей лично не близкий. Для неё был несомненен приоритет трансцендентных, «то есть превышающих человека ценностей, ценностей высшего, божественного порядка. Все в мире обладает ценностью лишь постольку, поскольку оно связано с трансцендентностью, в том числе и человек. Быть человеком - это всего лишь одна из возможных форм существования и как любая форма имеет свои границы, лишь превзойдя которые можно достигнуть более высокого уровня».
Виктория была воином. И выбрав один раз рубеж, стояла на нём. Слово было для неё делом. Всей своей жизнью Виктория утверждала те ценности, в которые верила. С ней можно было не соглашаться, но не уважать её было нельзя.
Это был стойкий, аскетичный человек, переносивший свои многочисленные болячки с улыбкой, а если уже не хватало сил на улыбку, то со стиснутыми зубами, с гримасой, в которой читалось - «не сдамся».
Своё восстание против современного мира Виктория Ванюшкина не проиграла.