Авторский блог Журнал Родная Кубань 01:03 8 октября 2024

Память о Лихоносове должна быть созидающей

статья Альбины Петровой

Человек жив, пока жива память о нём, – всем известная народная истина, глубокую идею которой можно раскрыть через навечно вписанные в нашу культуру имена великих. Опираясь на тезис Юрия Ивановича Селезнёва, гласящий: «память – это важнейшее орудие созидания настоящего и будущего» [15, с. 224], рассмотрим, какими должны быть воспоминания в обозначенном контексте.

В центре внимания Селезнёва – Н.В. Гоголь, нашего – В.И. Лихоносов. Оба – классики... только со 127-летней разницей в возрасте. Между ними на протяжении более века перестраивалась Россия, чередовались поколения, но русская душа, объединяющая названных авторов художественного слова, оставалась неизменной. Именно она повлияла на их видение высокой и ответственной миссии писателя, именно она определила их служение русской словесности.

И Николай Васильевич, и Виктор Иванович неустанно говорили о важных литературно-творческих заповедях, нынче известных не всем. Приведём некоторые: слово должно быть свято (Н.В. Гоголь: «Обращаться с словом нужно честно. Оно есть высший подарок Бога человеку» [5, с. 47], В.И. Лихоносов: «Русская литература не может строиться на лукавстве» [2]); тексты должны быть возвышенны и воспитывать духовно-нравственно (Н.В. Гоголь: «…долг писателя – не одно доставленье приятного занятья уму и вкусу; строго взыщется с него, если от сочинений его не распространится какая-нибудь польза душе и не останется от него ничего в поучение людям» [5, с. 35]; В.И. Лихоносов: «…писатели (особенно в провинции) должны серьёзно задуматься над тем, какова же их художественная и гражданская высота. Порядки порядками, “страны той уже нет” (это так), но правила искусства одни и те же веками: правда, красота, одухотворённость, конечная польза и прежде всего талантливость!» [7]); в основе творчества должно быть родное (Н.В. Гоголь: «Писатель, если только он одарён творческою силою создавать собственные образы, воспитайся, прежде всего, как человек и гражданин земли своей…» [4]; В.И. Лихоносов: «Национальные корни, первородность, жизнь отцов, матерей, предания – основа творчества» [8]).

Селезнёв в ранее указанном тексте 1977 года описывает, как слышится голос Гоголя «через века», – его собеседник восторженно зачитывает фрагменты из «Тараса Бульбы». Однако критика удивляет не то, что процитированное волнует «сердце человека конца XX века, эпохи, столь непохожей на те далёкие времена», а сам процесс «небывалого, поистине всенародного возрождения интереса к классике», в котором он видит «явление замечательное, далеко еще не осмысленное и не оценённое» [15, с. 225]. И далее Юрий Иванович продолжает говорить о Гоголе как о бессмертном герое Третьей мировой идеологической войны, оружием которого «в борьбе за души, за истинно человеческое сознание» является Слово.

Напомним, что биография Николая Васильевича в серии «ЖЗЛ», где писатель, вопреки «кромсанию» советской цензуры, раскрыт как православный творец, была издана именно благодаря Селезнёву в 1979 году. Этого не скрывал И.П. Золотусский, автор жизнеописания: «Против издания книги были многие — начиная от редактора и кончая директором издательства. И если книга вышла, то это во многом заслуга Юрия Селезнёва. Ему грозило снятие с работы — не только из-за моей книги, но из-за той твёрдой позиции, которую он занимал, — но он стоял насмерть» [12]. А много ли тех, кто сегодня также борется за творчество Лихоносова? Сколько мы видим текстов (особенно в федеральной прессе), проникновенно раскрывающих личность и творчество современного классика?.. Был бы жив Селезнёв, несомненно, напоминал нам, насколько важно для души перечитывать Лихоносова. Однако звучат лишь риторические вопросы, эхом отражающие боль потери близкого товарища: «Ну зачем было отправляться в это заграничное путешествие?!» [11]; «…зачем он предпочёл путешествие в Европу спасительному свиданию с родной кубанской землёй?!» [11].

Нельзя сказать, что о Викторе Ивановиче напрочь забыли. Сегодня его фамилия с определённой периодичностью встречается в СМИ. Однако, прискорбно, что появляться там чаще она стала только после смерти писателя. Читаем: «Почему на Кубани могила русского писателя Виктора Лихоносова зарастает травой» («Российская газета») [14], «Наследники великого писателя распродают его рукописи на сайте бесплатных объявлений» («Комсомольская правда – Кубань») [6], «Лихоносов в розницу» («Новая газета на Кубани») [16] и т.д. Согласимся, что обозначенные темы актуальны и также по-своему важны, и понадеемся, что авторы данных публикаций с благими намерениями отстаивают имя писателя, а не просто привлекают внимание аудитории к нашумевше-скандальной информации. Но та ли это продлевающая жизнь память, если воспоминания преимущественно такие? Нет. Для «созидания настоящего и будущего» необходимы вдумчивые и сердечные тексты, раскрывающие истины человеческого бытия через литературное наследие великих. Для «созидания настоящего и будущего» необходимо, чтобы звучал сам Лихоносов, а не информационный шум вокруг его фамилии.

Когда Виктор Иванович говорил об особой родственной связи писателя с читателями, когда он призывал «идти от родного», думается, речь шла не только об освещении обесценивания автора и сведении памяти к чему-то материальному. Более года назад в «Российской газете» Татьяна Павловская написала: «Не появились в Краснодаре улица, названная в честь Лихоносова, памятная доска на доме, где он жил, а на улицах города – бронзовые скульптуры литературных героев произведений писателя» [13]. С искренним сожалением, отметим, что сегодня ситуация не изменилась. Но будем откровенны, если всё это сделают, насколько увеличится интерес людей к творчеству Виктора Ивановича? Как табличка с названием улицы пробудит случайного прохожего взяться за книгу? Или как учебное заведение, которому будет присвоено имя классика, откроет для обучающихся мир Лихоносова, если программой (или преподавателем) не предусмотрено его изучение? Мы не говорим, что всё, что делается, – не нужно. Мы говорим, что надо смотреть в корень проблемы и пытаться её решить, а не замаскировать.

Помимо слов, есть динамика и в действиях, которая, если судить по публикациям в сети, тоже усилилась только после смерти Виктора Ивановича. Краснодарской юношеской библиотекой им. И.Ф. Вараввы проводится проект-конкурс «Лихоносовские чтения», историко-археологическим (им. Е.Д. Фелицына) и Литературным музеями, галереей «Сантал» – памятные встречи, факультетом журналистики Кубанского госуниверситета – Всероссийские конференции им. В.И. Лихоносова. Школа № 97 в Краснодаре, библиотека в Анапе и улица в Елизаветинской носят имя писателя. Был создан VK-музей Виктора Ивановича. В 2022 году вышли книги «Люблю тебя светло» и «Русская скорбь» по инициативе Татьяны Василевской.

Здесь невольно вспоминаются «письма властям» Лихоносова с просьбой оказать «посильную (хотя бы частичную) помощь в издании» его трудов: «В Краснодарском издательстве с конца августа с.г. лежит без движения вёрстка моей книги» (1970) [10, с. 9], «...ни один ответственный работник издательства (кроме В.Н. Елагина) не вёл со мной серьёзного разговора о том, чтобы <...> переиздать роман на Кубани, для которой он в первую очередь и писался» (1990) [10, с. 63], «С начала этого года я хожу по богатым заведениям и униженно предъявляю листочек с просьбой дать мне 10 тысяч рублей на издание книги» (2000) [10, с. 97], «Ещё раз обращаюсь к Вам по поводу благотворительной помощи в издании моего сборника “Афродита Таманская” <...> Такое ощущение, что писатель, славивший Тамань в течение десятилетий, это какой-то незаметный, недостойный пень, мимо которого надо пройти и забыть» (2014) [9] и т.д. Возникают вопросы: если при жизни писатель был не нужен, то сколько души в увековечивание его памяти вкладывается сегодня и каков коэффициент полезного действия проводимых мероприятий?

Судя по фотографиям, проекты и встречи – это камерные события, практически не освещаемые в СМИ. Так обычно бывает, когда вспоминают либо для галочки, либо из чистой любви. Реальный результат из перечисленного видим в существовании электронного музея, проведении конференций и переиздании. Нашли информацию, что новыми книгами были оснащены как муниципальные, так и школьные библиотеки. Новость отличная – лишь бы читали.

Лихоносовские чтения на журфаке КубГУ, подчеркнём, проводятся с 2017 года. На протяжении первых пяти лет музыкальное литературное слово Виктора Ивановича разлеталось в аудитории здания на Сормовской, наполняя сознание слушателей светлыми мыслями и отзываясь теплом в каждом сердце. После августа 2021 года к глубокому уважению и большой благодарности добавилось почтение памяти современного классика. Подтвердим искренность указанных чувств.

Обратимся к докладам выступающих, в частности, студентов, поскольку это удивительно, как недавние школьники, никогда не знавшие Лихоносова из-за убивающих русскую литературу образовательных программ, прониклись его творчеством за столь короткий промежуток времени. В работах мы не увидим бездушный канцелярский язык с множеством сухих литературоведческих терминов. Чтобы не быть голословными, процитируем:

– Лейла Гаджыева: «Когда читаю Виктора Ивановича, у меня ощущение, будто я руками трогаю родную кубанскую землю, хоть и родилась на Камчатке. Но неважно – это всё русская земля. Будто держишься за корни неизведанной и близкой давности, заботливо рассматриваешь их и уже не понимаешь, как раньше жил без этих страниц. Наверное, это и есть честность и чистота, когда строки говорят тебе о том, о чём сам себе не решался сказать даже в мыслях» [3];

– Софья Бабанова: «Виктор Иванович был одним из немногих людей нашего времени, кто умел вовремя останавливаться и через созерцание, нам совсем не свойственное сегодня, приходить к истине, освещающей, словно кроткая церковная свеча, всю его долгую жизнь» [1].

Участники конференции говорят как об обесценивании писателя, нынче актуальной уже озвученной теме в местной прессе (к слову, именно студенты журфака – Даниил Диденко, Людмила Новик, Екатерина Баскакова – отправились из Краснодара в Тамань к могиле писателя и отчистили её от сорняков, именно студент журфака Андрей Нейжмак провёл расследование о продаже рукописей на Авито и впервые написал об этом), так и о русском мире, литературных типах, казачестве, семейных ценностях, матери, Бунине, писателях-«деревенщиках» и многих других проблемах в жизнетворчестве классика XXI века. Важно, что за семь часов конференции сам Лихоносов звучит неоднократно – мысли, фразы, отрывки из произведений, и что это всё не остается и забывается в стенах официально Лихоносовской аудитории, а издаются сборники, публикуются статьи.

Если по современным критериям слов недостаточно, хотя в данном случае они являются показателем того, как Виктор Иванович на факультете журналистики становится «родным писателем» для молодого поколения, то добавим ещё действия к ранее озвученным. Начнём с того, что, помимо выдвижения и реализации идеи проведения конференции, декан В.В. Касьянов всегда поддерживал связь с классиком, считая его «путеводной звездой», и помогал ему в личных бедах (в том числе финансово). Во главе с профессором Ю.М. Павловым и доцентом Н.И. Крижановским студенты продолжают родное дело Лихоносова – становятся авторами журнала «Родная Кубань», проводят заседания клуба его читателей, порой выдвигают предложения по продвижению и помогают с их реализацией. Так по инициативе студентки Анны Константиновой был создан канал «Родной Кубани» в популярном и удобном мессенджере наших дней – Телеграм. Если сравнивать с другими выжившими «толстыми» журналами, то по количеству подписчиков у «РК» неплохие показатели – 306 (здесь и далее указаны данные на 30.09.2024 г.). Например, у «Москвы» – 118, у «Нашего современника» – 15. Конечно, у «Нового мира» больше – 1687, но если сверить просмотры, что является более весомой оценкой эффективности, то с «Родной Кубанью» у них практически одинаково – около 200.

А также студенты журфака, но в этом они не новаторы, отсняли репортажи и фильм о Викторе Ивановиче, оцифровали некоторые его тексты. Важно отметить, что каждый год происходит смена обучающихся, стало быть, круг познающих жизнь и творчество Виктора Ивановича не замкнутый, пока есть такого рода мероприятия.

Созидающая память о Лихоносове растёт и крепнет ещё и потому, что всероссийский уровень краснодарских чтений также оправдывает себя. Под впечатлением от них и, несомненно, от личной душевной близости с писателем слово приглашённых гостей о Викторе Ивановиче разлетается по разным частям нашей необъятной Родины, оказываясь на страницах федеральных СМИ (например, газет «Завтра», «Литературная газета» и «Московский комсомолец»; журналов «Молоко» и «Наш современник»; информационного портала «Regnum»). Данный факт имеет большое значение, поскольку за Лихоносовым уже давно должен был быть закреплён статус не только кубанского автора, но и великого русского творца общегосударственного масштаба. Так Л.А. Сычёва и Ю.В. Козлов пишут в Москве, А.Г. Байбородин – в Иркутске, В.Н. Бараков – в Вологде, П.С. Беседин – в Севастополе, И.В. Калус и В.И. Шульженко – в Пятигорске, Д.А. Ковальчук – в Армавире и т.д.

Физически классика нет уже более трёх лет, но, благодаря тем, кто искренне чтит память о Викторе Ивановиче, кто читает и публично говорит о нём, кто организует, поддерживает, посещает и освещает мероприятия в его честь, душевная жизнь Лихоносова продолжается. И пока не умолкают голоса таких селезнёвых, касьяновых, павловых и других неравнодушных к памяти об истинно великих, есть вера в понимание разумного «созидания настоящего и будущего» на государственном уровне. Есть надежда, что однажды министры услышат о Викторе Ивановиче Лихоносове, возьмут в руки его книгу, внесут фамилию в список обязательной литературы и станет его имя гордостью всей России.

Использованные источники:

1. Бабанова С. Прошлое, настоящее и будущее Виктора Ивановича Лихоносова // Родная Кубань. – 2022.
2. Виктор Лихоносов: «Пронзительности – вот чего не хватает сегодня русской литературе» // Первое сентября. – №21. – 2009.
3. Гаджыева Л. Вечные ценности в произведениях «Люблю тебя светло», «Осень в Тамани» и «Элегия» В.И. Лихоносова // Родная Кубань. – 2021.
4. Гоголь – В.А. Жуковскому // Русская литература и фольклор.
5. Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями. Сост., вступ. ст. и коммент. В.А. Воропаева; Худож. М.К. Шевцов. – М.: Сов. Россия, 1990. – 432 с., 1 л. портр.]
6. Куропатченко А. Наследники великого писателя распродают его рукописи на сайте бесплатных объявлений // Комсомольская правда – Кубань. – 2022.
7. Лихоносов В.И. А все-таки жаль... // Родная Кубань. – 2017.
8. Лихоносов В.И. Задачи писателя / В.И. Лихоносов // Волшебные дни (статьи, очерки, интервью). – 1988.
9. Лихоносов В.И. Мы не нужны // «МОЛОКО» («Молодое око»). – 2015.
10. Лихоносов В.И. Письма властям / В.И. Лихоносов // Русская скорбь. – Краснодар: Книга, 2022. – С. 7-98.
11. Лихоносов В.И. Юрий Селезнёв: одержимый // Родная Кубань. – 1987.
12. Павлов Ю.М. Юрий Селезнёв: русский витязь на Третьей мировой // Родная Кубань. – 2008.
13. Павловская Т. Как на Кубани собираются увековечить память писателя Виктора Лихоносова // Российская газета. – 2023.
14. Павловская Т. Почему на Кубани могила русского писателя Виктора Лихоносова зарастает травой // Российская газета. – 2023.
15. Селезнёв Ю.И. Созидающая память // Ю.И. Селезнёв / В мире Достоевского. Слово живое и мёртвое. – М.: ООО «Издательство Алгоритм», 2014. – С. 224-227.

16. Ташматова Г. Лихоносов в розницу // Новая газета на Кубани. – 2022.

Илл. Архив А. В. Пантелеева

Публикация: Родная Кубань

1.0x