Жизнь духовная — сфера, в которую современный человек заглядывает редко или вообще не заглядывает, чаще всего ограничиваясь своими чувственными: телесными и душевными (интеллект, рассудок — тоже свойство душевное), — радостями и бедами. Не говоря уже о том, чтобы решиться войти в эту сферу "всем сердцем, и всею душею, и всем разумением, и всею крепостию" — то есть всем существом своим, ибо такой шаг необратим и никакого "пути назад" или же "остановки", "паузы" здесь нет и быть не может: либо "вверх", либо "вниз".
Поэтому давать какие-то оценки человеку, прошедшему свой путь духовной жизни, особенно — как священник в русской православной традиции, можно лишь памятуя о том, что это жизнь не от мира сего и даже не для мира сего, и в ней обычные меры добра и зла, должного и недолжного дополняются и опосредуются теми, о которых человек, ТАМ не бывший, даже не имеет сколько-нибудь ясного представления. Иначе получится так, как сказано у Шота Руставели: "Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны…", — особенно если в этом бою для него нет различения "своих" и "чужих".
К жизни отца Льва Лебедева (27 июля 1935 г. — 29 апреля 1998 г.), с 1968 года — иерея Русской православной церкви, а с 1990 года — протоиерея Русской православной церкви за рубежом, применение данного принципа необходимо, возможно, в большей степени, чем в каком-либо ином случае. "Весь его долгий путь со сменой приходов, с диссидентствующими статьями в самиздатском журнале "Вече", с последующим переходом в зарубежную церковь — весь этот путь был откровением, поиском ответа на огромный мировоззренческий вопрос: что такое Россия, почему она так травмирует человечество, что такого увидел в ней Бог, что кидает её в непрерывные испытания и беды, а потом выхватывает из огня и вновь ставит на великий имперский путь…" — писал об отце Льве Лебедеве принявший через него таинство крещения Александр Проханов.
Сам отец Лев в известной статье, посвящённой своему переходу из Московской патриархии в РПЦЗ сообщал: "Я окончил исторический факультет Московского университета, у меня была перспективная тема дипломной работы, поддержка научного руководителя,.. предо мной открывалась вполне реальная научная карьера… К Церкви я пришёл отнюдь не ради устройства своего земного благополучия и уж, конечно, не ради того, чтобы сознательно обманывать себя и других".
Особый дар отца Льва влиять на сердца человеческие, воспламеняя и освещая их огнём православной веры, свидетельствуют не только его духовные чада, но также многие читатели его книг и статей, непосредственного, живого общения с пастырем не имевшие. И это был далеко не единственный его дар. Потрясающая работоспособность, подтверждённая многолетним опытом работы в должности референта Отдела внешних сношений Русской православной церкви Московской патриархии: "Он единственный был способен за вечер и ночь срочно подготовить обстоятельный доклад для "советских патриархов" Пимена или Алексия II по любой из церковных тем". Блестящий рассказчик и проповедник, человек огромной эрудиции, чьи труды "Крещение Руси", "Москва патриаршая", "Великороссия: жизненный путь", несомненно, стали достоянием отечественной культуры… Но кому многое даётся — с того многое и спрашивается. Нередко ответы Льва Лебедева на такие вопросы выглядят сейчас ещё более шокирующими и даже неприемлемыми, чем это было при его жизни.
Примеров здесь, при желании и без особого труда, можно найти множество. Полное, всеобъемлющее отрицание советского периода нашей истории, в результате которого русский народ, по утверждению отца Льва, перестал существовать, преобразованный "сатанинской властью" в массу русскоязычных "совков"-приспособленцев, — точно так же, как якобы перестала быть телом Христовым Русская православная церковь Московского патриархата, а также предельный монархизм и в целом вся система идейно-политических взглядов Льва Лебедева после его ухода из РПЦ оказались не вполне приемлемы и для руководства РПЦЗ, вовсе не отрицавшего восстановление духовного единства с "постсоветской" православной церковью, против чего отец Лев яростно протестовал, но что произошло через 9 лет после его смерти, когда 17 мая 2007 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II и первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр подписали в Храме Христа Спасителя Акт о каноническом общении двух церквей, прекращённом в 1927 году.
Нужно ли в этой связи принимать во внимание весь комплекс социально-исторических обстоятельств того периода, связанного с политическим крахом Советского Союза и казавшимся неизбежным крахом "новой России" — или же следует рассматривать утверждения отца Льва как следствие его личных, недоступных большинству духовных прозрений, суть которых сейчас только воплощается в реальность — в том числе через конфликт на Украине и всё более явное "осатанение" коллективного Запада, да и человечества в целом? Ответ на эти вопросы, при всём желании сказать "да" первому варианту и "нет" второму, всё-таки относится к той самой сфере духовной жизни, в которой, стоит напомнить ещё раз, свои меры пространства и времени, должного и недолжного. Опыт отца Льва Лебедева и память о нём даже сейчас, через четверть века после его ухода из жизни, не позволяют нам ограничивать возможное только желаемым…