Искусство художника предполагает не просто особый тип зрения, но и умение воплотить увиденное в образном единстве линий и красок. А разглядят ли, поймут ли, примут ли воплощённое зрители, когда и как это случится — вопрос тоже особый и отдельный. Творчество Петра Павловича Оссовского (18 мая 1925 — 1 августа 2015) разглядели, поняли и приняли не сразу, хотя задержка оказалась небольшой — началом его широкой известности стала картина "Три поколения" (1959): изображённые без прикрас и пафоса жители послевоенной советской деревни, корневой, бедный и победный, русский род, который, несмотря на любые невзгоды, длится, прорастая в будущее.
двойной клик - редактировать изображение
Талант Петра Оссовского проявился уже в раннем детстве. В 1940-м он был принят в Московскую среднюю художественную школу, а в мае 1941 года его "Ополчение", посвящённое восстанию Емельяна Пугачёва, включили в экспозицию лучших работ учеников школы. В 1944—1950 годах учился в Суриковском институте в мастерской Сергея Герасимова. В годы учёбы зародилась дружба Оссовского с ровесниками-художниками Гелием Коржевым и Виктором Ивановым, которые вместе с ним стали основоположниками "сурового стиля" в советском изобразительном искусстве конца 1950-х — 1980-х годов, хотя каждый из этих "трёх богатырей" шёл собственным творческим путём, а общий "суровый стиль" отличался выраженным своеобразием.
Для картин Петра Оссовского характерна особая "влажность" воздуха, как будто насыщенного водяным паром, что слегка изменяет коэффициент преломления света (или это были "невидимые миру слёзы", сквозь которые художник смотрел на мир?), а также постоянное, подчёркнутое и композицией, и колористикой взаимодействие пространства, чаще всего — природного, с человеком — даже если человек оказывается на периферии полотна ("Солнце над Красной площадью", "Панорама Гаваны") или вообще видимо отсутствует (полиптих "Грозы ушедшего века"). "У меня ведь территория творчества — от берегов Байкала, через просторы Сибири и горы Алтая, в Центральную Россию, которую я объездил на велосипеде. Потом через Болгарию, Чехию, Словакию, Польшу до Италии, Кубы и Мексики", — отмечал художник в одном из последних своих интервью. При этой пространственной "ненасытности" его творчество абсолютно антропоцентрично, вернее сказать — человекоцентрично, поскольку Пётр Оссовский, сын поляка и украинской казáчки, всегда был и стремился быть русским художником. "Я — человек державный", — подчёркивал он. И это была не официальная, не парадная державность, но державность повседневная, будничная, в работе и в быту. При этом одними из любимых героев Петра Оссовского стали московский Кремль и Красная площадь, поскольку в них, в их величественное пространство вошли труды, мысли и чувства десятков поколений наших соотечественников. И неслучайно за цикл картин о Кремле в 1985 году художник был удостоен Государственной премии СССР.
Ещё одним героем Петра Оссовского стала Псковская земля, полноправным жителем которой и участником неформального братства послевоенного псковского Возрождения — этой, по словам Александра Проханова, "великолепной плеяды творцов, которые в шестидесятых годах превратили Псков в духовную столицу России, в своеобразный русский Афон…", — он стал с 1967 года. Как говорил художник, "благодаря Пскову и его людям ко мне пришло особенное понимание русских традиций и культуры" — а среди этих людей были Иоанн Крестьянкин и Николай Гурьянов, Семён Гейченко и Савва Ямщиков, Олег Творогов и Валентин Курбатов, Юрий Селивёрстов и Борис Скобельцын, Всеволод Смирнов и Григорий Гроздилов… А ещё — рыбаки Талабских (Залитских) островов, крестьяне, Пушкин в Михайловском, герои древнерусских летописей…
Вообще, что касается отношений со временем, то они у Оссовского весьма своеобразны, — в его картинах между мгновением и вечностью как будто нет никаких промежуточных градаций, а потому, при всей их подчёркнутой уникальности и разнообразии, люди самых разных эпох и народов — современники и "свои" для художника. Возможно, такое чувство времени связано с его принадлежностью к поколению солдат Великой Отечественной, миллионы которых отдали свои жизни за великую Победу 1945 года. Пётр Павлович, которому в те годы был дан особый приказ стать художником, видел мир ещё и их глазами, не хотел и не мог отделять свою судьбу от их судьбы, а через них — от судьбы своей Родины. Он не уходил на войну и не возвращался с войны — он продолжал жить в ней "за себя и за того парня". Возможно, от такого чувства времени — его работа большими сериями и циклами картин ("Славянские портреты", удостоенные в 1979 году Золотой медали Итальянской академии искусств, "Люди Сибири", "Куба", "На земле древнего Пскова" и другие), не говоря уже о триптихах и полиптихах, которые стали своеобразной "визитной карточкой" Оссовского. И, опять же, сходная линия хорошо прослеживается в творчестве Гелия Коржева (триптих "Коммунисты", серия "Опалённые огнём войны").
Академик Российской Академии художеств, народный художник СССР и России Пётр Оссовский, чьи картины стали нашим общенациональным достоянием, говорил о себе и своих соратниках по "суровому стилю": "Наша миссия заключалась в том, чтобы дотянуть, продолжить традицию русского народного реализма до третьего тысячелетия". Эта миссия была ими выполнена и перевыполнена: творчество художника продолжает традицию русского народного реализма не только в живописи и в искусстве, но и во всём укладе нашей жизни.