пнвтсрчтптсбвс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Сегодня 23 июня 2025
Сообщество «Форум» 18:37 1 июня 2016

Оружие СССР 1964-1982 гг.: подводные лодки

Наша военная промышленность опережала США в выпуске атомных и дизельных подводных лодок. Но, не смотря на полное отличие нашей первой атомной подводной лодки (АПЛ) от лодок США большинство жителей России верят мифам, сочинённым либералами, о том, что учёные и конструкторы СССР «передрали» атомную лодку у США. В 1965 году Советский Союз начал выпускать серию скоростных лодок, которые предназначались для охоты за кораблями и подводными лодками (субмаринами) противника. В 1972 году мы начали изготавливать атомные подводные лодки (АПЛ) серии 667Б «Мурены». Они уже могли поражать территорию США, не выходя из баз Кольского полуострова. В 1982 году мы заложили на заводе «Красное Сормово» лодку с титановым корпусом проекта 945 «Марс». К многоцелевым подводным лодкам относится лодка «Щука-М» проекта 971, поступившая на вооружение в 1983 году. Она относится к третьему поколению подводных лодок со сниженным уровнем шумов и усовершенствованными средствами связи и обнаружения. Численность экипажа стала в три раза меньше американских и английских лодок с аналогичным водоизмещением. Особо следует выделить самую большую в мире атомную подводную лодку проекта 941 «Акула», которая поступила в ВМФ СССР в 1981 году. Она обладает огромной ударной мощью, значительно превосходящую все известные подводные лодки, в том числе американские лодки типа «Огайо». В 1986 году наш подводный флот получил лодку проекта 949А «Антей». Эта АПЛ конструкции П. Пустынцева и И. Базанова является высшим достижением развития подводных лодок, предназначенных для одной цели – уничтожения авианосцев. Аналогов нашим лодкам проектов 949 и 949А в американском флоте нет, как нет аналогов и стоящим на их вооружении ракетам. Нельзя же, в самом деле, назвать аналогом «Гарпунов» дозвуковые американские ракеты «Томагавки». В Баренцевом море 12 августа 2000 года погибла лодка данного проекта «Курск». В 1999 году двадцать три погибших русских подводника "Курска" держали под прицелом в Средиземном море авианосцы НАТО, с палуб которых летали бомбить безоружных сербов уверенные в своей безнаказанности, потерявшие человеческое лицо лётчики США. А потеря флотом НАТО в 1999 году нашей АПЛ «Курск» из виду в Средиземном море указывает на то, что это была бесшумная, самая передовая лодка в мире с сообразительным, высокопрофессиональным экипажем. Лучшей в мире дизельной подводной лодкой является замечательная лодка СССР проекта 877 под названием «Варшавянка», созданная в 1980-х годах. Мы первые в 1966 году совершили кругосветный поход под водой сквозь подводные горы, магнитные аномалии и ни разу не всплыв, пришли целыми и невредимыми домой. АПЛ СССР К-222 в декабре 1969 года установила мировой рекорд скорости под водой – 44 узла (80,4 км/час). За такой лодкой не мог угнаться ни один эсминец США. А нам говорят, что мы отставали от США в техническом отношении. В 1984 году СССР построил АПЛ серии 685 «Комсомолец», которая могла погружаться на глубину более километра и двигаться со скоростью 30 узлов. Ни у одной из стран не было оружия, которое могло поразить её на такой глубине. Торпеды и бомбы расплющивались толщей воды. Американцы назвали её «Майк». До прихода Горбачёва СССР успел построить только одну лодку, но пожар внутри корпуса лодки лишил нас АПЛ «Комсомолец». Обратите внимание, как много бед навалилось на нашу лучшую технику с приходом к власти Горбачёва!!! В период с 1953 по 1993 годы СССР построил 243 атомных подводных лодки, а США – 179. Даже после разрушительного правления СССР М. С. Гобачёвым в «1991 году СССР имел 940 баллистических ракет морского базирования против 672-х аналогичных МБР у США».

Наша военная промышленность опережала США в выпуске атомных и дизельных подводных лодок.

Первыми советскими атомными подводными лодками являются лодки проекта 627. К ним относится поступившая на вооружение в 1958 году атомная подводная лодка «Ленинский комсомол». Её вид вполне соответствует виду современных подводных лодок.

Американская атомная подводная лодка «Наутилус» своим внешним видом ещё напоминала вид лодок 2-й мировой войны. Ленинский комсомолец», на мой взгляд, это самая красивая подводная лодка из всех выпущенных после неё не только СССР, но и другими странами мира.

В 1959-1963 годах советская промышленность выпустила двенадцать подводных лодок проекта 627А «Кит». Лодки оснащались очень мощной гидроакустической станцией, которая позволяла обнаруживать цели на расстояниях, которые до этого никем не достигались.

Но, не смотря на полное отличие нашей первой атомной подводной лодки (АПЛ) от лодок США большинство жителей России верят мифам, сочинённым либералами, о том, что учёные и конструкторы СССР «передрали» атомную лодку у США. Верят, даже не задумываясь над тем как можно доставить в страну документацию необходимую для производства такой сложной техники. Верят, не считаясь с тем, что наша красавица совершенно не похожа на допотопного вида первую американскую атомную подводную лодку.

В 1960 году на вооружение поступили лодки проекта 658. Они отличались от проекта 627 и внешним видом и назначением. Новые лодки кроме торпед были оснащены ракетными комплексами Д-2. Старт ракет осуществлялся из надводного положения.

Так же в 1960-х годах мы строили лодки проекта 670, которые вооружались крылатыми ракетами «Аметист» фирмы В. Н. Челомея, которые предназначались для борьбы с авианосными соединениями Америки. Ракеты пускались из-под воды, с глубины 50 метров. Достигнув высоты 60 метров, ракета шла на цель, расположенную в радиусе 80 км. Американцы называли их «Чарли».

В 1963 году подводный флот ВМФ пополнился лодками нового типа – проекта 675. Это длинные узкие лодки являлись носителями противокорабельных ракет П-5. Старт ракет производился в надводном положении с телеуправлением ракетой в полёте, что вынуждало экипаж во время атаки на корабли противника находиться на поверхности более 10 минут, рискуя быть уничтоженными.

В 1965 году Советский Союз начал выпускать серию скоростных лодок, которые предназначались для охоты за кораблями и подводными лодками (субмаринами) противника. На западе их прозвали «Викторами», то есть победителями. Это лодки серии 671 с множеством модификаций. Они были спроектированы в КБ «Малахит» под руководством Г. Чернышова. Последние серии лодок имели скорость в 30 узлов, были вооружены 650-мм торпедными аппаратами и ракетами.

В 1972 году мы начали изготавливать атомные подводные лодки (АПЛ) серии 667Б «Мурены». Запад назвал их «Дельтами». Лодки могли двигаться на глубине 550 метров со скоростью 26 узлов. Они имели корпус из маломагнитной стали и обладали повышенной скрытностью. Эти АПЛ принадлежали к советским лодкам второго поколения. Они несли двенадцать баллистических ракет РСМ-40 зарядом по 1,5 мегатонны. Это были детища конструктора С. Ковалёва. «Мурена-М» проекта 667Д несла шестнадцать межконтинентальных баллистических ракет. АПЛ проекта 667БДР «Кальмар», начавшиеся строиться в 1976 году несли на себе шестнадцать ракет с разделяющимися боеголовками – РСМ-50. Позднее их модернизировали и вооружили высокоточными ракетами РСМ-54 с дальностью поражения цели в 8300 километров. Они уже могли поражать территорию США, не выходя из баз Кольского полуострова.

В 1982 году мы заложили на заводе «Красное Сормово» лодку с титановым корпусом проекта 945 «Марс». Лодка спроектирована в КБ «Лазурит» под руководством Николая Кваши. Предназначалась, в частности, для борьбы с подводными лодками противника. Отличалась высокой скоростью движения. Была вооружена глубинными бомбами, противолодочными торпедами и крылатыми ракетами для поражения наземных целей.

К многоцелевым подводным лодкам относится лодка «Щука-М» проекта 971, поступившая на вооружение в 1983 году. Она относится к третьему поколению подводных лодок со сниженным уровнем шумов и усовершенствованными средствами связи и обнаружения.

Отличие от лодок второго поколения весьма значительные: обнаруживает цели на втрое больших расстояниях, имеет в четыре раза более низкий уровень шумов, почти вдвое уменьшена численность экипажа за счёт автоматизации целого ряда процессов управления лодкой и оружием. Численность экипажа стала в три раза меньше американских и английских лодок с аналогичным водоизмещением. Конструкторы КБ «Алмаз» под руководством Н. Чернышова создали не дорогую многофункциональную АПЛ. Корпус сделали из маломагнитной стали, а не из дорогого титана. Водоизмещение лодки составляет 5700/7900 тонн (надводное и подводное положения), длина 108 метров, глубина погружения 500 метров, скорость 35 узлов. Она вооружена ракетами РК-55 с ядерными зарядами и восемью торпедными аппаратами.

Особо следует выделить самую большую в мире атомную подводную лодку проекта 941 «Акула», которая поступила в ВМФ СССР в 1981 году. Она обладает огромной ударной мощью, значительно превосходящую все известные подводные лодки, в том числе американские лодки типа «Огайо».

Лодка проекта 941 «Акула» исполинских размеров создавалась для вооружения мощнейшими трёхступенчатыми твёрдотопливными ракетами Р-39 (РСМ-52), которые вдвое длиннее и втрое тяжелее американских ракет «Трайдент», стоящих на вооружении лодки «Огайо», являющейся основой стратегических наступательных сил США. Корпус лодки имеет надёжную оригинальную конструкцию. Два из основных корпусов имеют максимальный диаметр 10 метров и расположены параллельно друг другу по принципу катамарана. В передней части лодки между главными прочными корпусами расположены ракетные шахты. Всего ракетоносец имеет внутри лёгкого корпуса пять обитаемых прочных корпусов. Американцы называют эти лодки «Тайфунами». И в настоящее время они являются самыми мощными лодками для стратегических ударов. «Акулы» несут на себе двадцать ракет с 200-ми ядерными боеголовками. Учитывая, что в США 300 с небольшим городов с населением от 100 тыс. до 10 млн. человек можно сказать, что при отсутствии ПРО одна такая АПЛ могла бы уничтожить Америку. «Акула» или по-американски «Тайфун» имеет длину в 175 метров и водоизмещение в 24,5 тонны. Она не уступает по величине линейному крейсеру гиганту Первой мировой войны. Обладает под водой скоростью 27 узлов. Из-за огромных размеров она, конечно, шумная. Но при необходимости может идти на малой скорости бесшумно. Ради скрытности конструкторы заложили в конструкцию лодки особые движители, шнеки – «архимедовы винты» в особых туннелях под корпусом. С их помощью лодка способна медленно, крадучись двигаться почти совершенно бесшумно.

В 1986 году наш подводный флот получил лодку проекта 949А «Антей». Эта АПЛ конструкции П. Пустынцева и И. Базанова является высшим достижением развития подводных лодок, предназначенных для одной цели – уничтожения авианосцев. Лучшей лодки для борьбы с авианосцами наша страна, вероятно, уже никогда не создаст. Главным оружием лодок являются 24 ракеты 3М-45 комплекса П-700 «Гранит» с дальнобойностью 500 километров. Эти крылатые ракеты обладают сверхзвуковой скоростью в 2,5 маха и намного превосходят разрекламированные американские ракеты «Гарпун» и «Томагавк». В полёте они обмениваются информацией, сами распределяют между собой цели, запутывают зенитную оборону атакуемых кораблей. Это русское оружие, которое действует не как западные индивидуумы, а как русская община сообща, всем миром. Аналогов нашим лодкам проектов 949 и 949А в американском флоте нет, как нет аналогов и стоящим на их вооружении ракетам. Нельзя же, в самом деле, назвать аналогом «Гарпунов» дозвуковые американские ракеты «Томагавки».

Но для ударов по береговым целям СССР сделал дозвуковые ракеты типа «Томагавк», которые имеют дальность боя с обычной боеголовкой 1500 км, а с ядерной – 2500 км и летят они на высоте 60-80 метров. Наши аналоги – «Гром» и «Гранат» превосходят «Томагавки» только по дальности поражения цели.

В Баренцевом море 12 августа 2000 года погибла лодка данного проекта «Курск». По-моему, истинные причины гибели лодки и экипажа по настоящий день скрываются и США имеют к её гибели прямое отношение. Не будем забывать своих сынов. Вечная им слава и память.

В 1999 году двадцать три погибших русских подводника "Курска" держали под прицелом в Средиземном море авианосцы НАТО, с палуб которых летали бомбить безоружных сербов уверенные в своей безнаказанности, потерявшие человеческое лицо лётчики США. Когда наших засекли англичане и американцы, 23 русских подводника сумели на АПЛ «Курск» уйти от преследования, так как натовцы их потеряли из виду. Но в Баренцевом море уйти от смерти они не смогли, так как, думаю, там был нанесён удар в спину. А потеря флотом НАТО в 1999 году нашей АПЛ «Курск» из виду в Средиземном море указывает на то, что это была бесшумная, самая передовая лодка в мире с сообразительным, высокопрофессиональным экипажем.

Наряду с атомными подводными лодками промышленность СССР в отличие от США до последнего дня продолжала выпускать и дизельные подводные лодки. К таким лодкам относятся лодки проекта 877 «Палтус», поступившие на вооружение в 1982 году. Они оборудованы простыми, но эффективными навигационными системами. Корпус лодки в подводном положении позволяет развивать высокую скорость при минимальном расходе энергии. Они пользовались большим спросом за границей, и мы их продавали развивающимся странам. Но, возможно, через эти страны их приобретали и США, подводный флот которых нуждался в дизельных лодках. А нуждались США в этих лодках, так как они нужны для использования в мелководной прибрежной полосе морей, часто усеянной островами и с побережьями, изрезанными бухтами.

В период с 1950 по 1958 годы была выпущена самая большая серия в количестве 215 единиц наших дизельных подводных лодок (ДПЛ) проекта 613 «Эски» - лодки серии «С». Они верой и правдой служили делу защиты отечества до года гибели СССР – до 1991 г. В это же время выпускались большие ДПЛ водоизмещение 1831/2600 тонн (надводное и подводное водоизмещение) проекта 611 «Буки». Они погружались на глубину 200 метров и обладали скорость в 17 узлов в надводном положении и 15 узлов при движении под водой. «Буки» уже являлись лодками для океанских просторов. Их тоже списали на слом в 1991 году. Во второй половине 1950-х годов СССР приступил к постройке лучших в мире дизель-электроходных лодок серии «641». На вооружение поступило 75 этих прекрасных кораблей. Они поставлялись в Ливию, Польшу, Индию и на Кубу. Ведь при соответствующем вооружении ДПЛ в состоянии выполнять задания, которые выполняют АПЛ, но при этом стоит значительно дешевле и является менее шумной. Во время Карибского кризиса именно дизельные подводные лодки, а не АПЛ направили к берегам Кубы.

В начале 1970-х годов КБ «Рубин» приступило к разработке ДПЛ серии 641Б «Буки» второго поколения. Американцы называли их «Танго». Они отличались не только улучшенными системами управления лодкой и её оружием, но и улучшенными бытовыми помещениями для экипажа. На вооружение поступило 17 таких ДПЛ.

Но лучшей в мире, правильнее сказать, не дизельной, а дизельно-электроходной лодкой и в настоящее время остаётся замечательная лодка СССР проекта 877 под названием «Варшавянка», созданная в 1980-х годах. Она имеет водоизмещение в 2300 (подводное в 3036) тонн, длину 72,8, ширину – 9,9 метра, максимальный порог погружения 300, а рабочий – 240 метров, подводная скорость составляет 17 узлов, а надводная – 10.

США очень огорчились, когда у нас появилась «Варшавянка», так как несли огромные расходы, связанные со строительством АПЛ, а заменить их дешёвыми ДПЛ там где использовать АПЛ нецелесообразно не могли, так как утратили опыт строительства ДПЛ. Для освоения строительства ДПЛ нужны были новые миллиарды долларов, а их уже не хватало и США производство ДПЛ так и не освоили. Но они выдержали гонку вооружений благодаря развалу СССР и использованию доллара в качестве международной валюты.

Но основным подводным оружием, конечно, оставались атомные подводные лодки. Совершенствование оружия для подводных лодок шло постоянно до прихода к власти Горбачёва. Наш талантливейший конструктор В. Макеев превратил стенки топливных баков в стенки ракеты и вдвинул двигатели, создав баллистическую ракету «Зыбь» РСМ-25 типа РСМ-40 и РСМ-50 для подлодок, но в полтора раза короче – чуть менее 10 метров в длину и даже большей мощности. Это открыло для наших конструкторов возможность создание АПЛ намного меньших размеров даже при оснащении её стратегическими ядерными ракетами. Но сумеют ли они в сегодняшней России использовать эту возможность?

Наши учёные и инженеры в советское время уже в 1960-х годах начали изготовление для АПЛ лёгких и прочных титановых корпусов с малой магнитностью и разработали сложнейшую технологию, как получения сплавов титана с необходимыми свойствами, так и изготовления из него корпусов подводных лодок. Корпуса наших лодок были двойными, то есть состояли из наружного и внутреннего корпуса, что увеличивало безопасность эксплуатации лодки на больших глубинах и повышало живучесть АПЛ в бою. Кроме того, нами был изобретён жидкометаллический реактор (ЖМР), где вместо воды в качестве теплоносителя стала применяться смесь лёгкоплавких металлов – свинца и висмута.

Мы первые в 1966 году совершили кругосветный поход под водой сквозь подводные горы, магнитные аномалии и ни разу не всплыв, пришли целыми и невредимыми домой. Мы первые прошли подо льдами Арктики на АПЛ «Ленинский комсомол» и во время похода местами шли в толще воды едва превышающей размер подводной лодки.

Для свободного плавания под водой учёные СССР провели 7077 океанографических экспедиций по изучению рельефа морского дна, подводных течений и других тайн океана. АПЛ СССР К-222 в декабре 1969 года установила мировой рекорд скорости под водой – 44 узла (80,4 км/час). За такой лодкой не мог угнаться ни один эсминец США. А нам говорят, что мы отставали от США в техническом отношении.

В 1984 году СССР построил АПЛ серии 685 «Комсомолец», которая могла погружаться на глубину более километра и двигаться со скоростью 30 узлов. Ни у одной из стран не было оружия, которое могло поразить её на такой глубине. Торпеды и бомбы расплющивались толщей воды. Американцы назвали её «Майк». До прихода Горбачёва СССР успел построить только одну лодку, но пожар внутри корпуса лодки лишил нас АПЛ «Комсомолец». Обратите внимание, как много бед навалилось на нашу лучшую технику с приходом к власти Горбачёва!!!

Очевидно, что и в подводном флоте – основной стратегической наступательной силы Америки СССР опережал США. В период с 1953 по 1993 годы СССР построил 243 атомных подводных лодки, а США – 179. Нашему государству производство АПЛ со стратегическими ракетами обходилось намного дешевле, чем США, которые закупали лодки у своих частных фирм и при этом имели колоссальные расходы государственных денежных средств по причинам, присущим всем капиталистическим странам при выполнении государственных закупок.

По самым заниженным данным один атомный подводный ракетоносец обходился американцам в 100 млн. долларов. Собственно это действительно не лодки, а подводные крейсеры со стратегическими ракетами на борту.

Преимущества советских АПЛ над аналогичными по назначению лодками западных стран признают даже либералы. Но, тут же, смакуют аварии, случавшиеся на советских подводных лодках, не вспоминая свои аварии и катастрофы.

И все пишут о том, что наши лодки были шумными по сравнению с американскими лодками, и поэтому их легко было обнаружить и уничтожить. Причём это мнение навязано даже большинству населения России. Но, по-моему, шумность наших подводных лодок – это миф, придуманный и растиражированный американцами, чтобы хоть чем-то уменьшить преобладание русского таланта над англосаксонским.

Для подтверждения своих слов приведу примеры. Ранее мы рассматривали, как «Курск» смог уйти от тучи сопровождавших авианосец кораблей и вертолётов. Шумную АПЛ они без особого труда отыскали бы в Средиземном море. «Капитан Протопопов вспоминает, как они обошли под ледяным панцирем передовую зону обороны НАТО и двинулись в узкий проливчик Робсон, покрытый мощным пайковым льдом:

- Точных промеров карта не давала – здесь никто никогда не ходил. Шли, как говорят штурманы в таких случаях, по газете, а не по карте. Просвет между грунтом и нижней кромкой льда всё время сужался. Иногда казалось, что лодка влезет в эти тиски, как клин, и мы не сможем развернуться… Безопасных глубин для нас в море Баффина из-за айсбергов не было. Мы определяли их, работая гидролокаторами. И расходились с ними под водой по докладам акустиков. Помните, как в фильме «Тайна двух океанов?»

Они вышли в Атлантику и встретили сюрприз: мимо них следовал на базу ударный атомный авианосец Штатов «Америка» - слабозащищённая махина в 79 тысяч тонн водоизмещением, с восьмьюдесятью шестью самолётами на борту. «Мы атаковали его скрытно. Разумеется – условно. Незамеченными вернулись домой», вспоминал Владимир Протопопов.

Мы же добавим: в случае войны «Америка» была обречена. Лодка вышла на дистанцию торпедного удара в упор, и её не слышали американские акустики с их хвалённой высокотехнологичной аппаратурой! Тем более что у «Америки» нет оружия ближнего противолодочного боя. Кстати, кто там считает наши лодки слишком шумными?..

В 1987-м началась знаменитая операция «Атрина», задуманная комфлота адмиралом Владимиром Чернавиным. В море вышла снова К-524 (уже под командой кавторанга И. Смелякова), а вместе с ней - ещё четыре «Щуки», вся тридцать третья дивизия. Её вёл герой гренландского рейда адмирал Шевченко, а кораблями командовали подводные асы: кавторанги М. Клюев, В. Алимов, Б. Муратов и С. Попков…

Лодки выходили из Западной Лицы одна за другой. Впервые они шли не в одиночку, не парами, а целой эскадрой! Вот одна «Щука» вышла за «уголок» - Скандинавский полуостров, вторая, третья… Американцы прекрасно знали об этом походе. Но в час «Х» растянувшиеся огромной колонной в океане лодки повернули «все вдруг» на запад и нырнули в холодные воды Атлантики. Попутно им поставили задачу: выяснить обстановку в этой части океана, которая слабо освещалась другими видами нашей разведки.

Всполошенные движением целой дивизии подводных крейсеров к их берегам, американцы подняли по тревоге десятки патрульных самолётов, всю мощь противолодочных сил. Но тщетно. На целых восемь дней «Щуки» исчезли со всех дисплеев и экранов. Охота на них велась с полной серьёзностью. Командиры потом рассказывали: было почти невозможно подвсплыть для молниеносного сеанса связи или для подкачки воздуха в баллоны. Им удалось незамеченными войти в Саргассово море, поросшее водорослями, в самый Бермудский треугольник. И вскоре наши были уже в нескольких десятках миль от бермудской базы Гамильтон, где стоят силы американского и английского флотов… Было доложено президенту США Рейгану: русские подводные ракетоносцы находятся в опасной близости от берегов Америки…

Пятёрка русских атомоходов приковала к себе в десятки раз большие силы врага! Легко представить, как выбились бы из сил звёздно-полосатые, выйди в море хотя бы полсотни североморских АПЛ! Мы должны носить этих людей на руках. Но их имена не гремели на всю страну, их не везли в открытых лимузинах под торжественные марши и не забрасывали цветами… Но мы помним Вас, русские герои последних походов! Ваш час ещё пробьёт. Час тех, кто держал победу в Третьей мировой, холодной войне», - написал М. Калашников.

Очевидно, что США отставали от СССР в возможностях подводного флота, как в борьбе с кораблями и подводными лодками противника, так и в поражении с АПЛ территории противника стратегическим ядерным вооружением. Наши подводные лодки превосходили лодки США по техническим характеристикам и по вооружению.

Даже после разрушительного правления СССР М. С. Гобачёвым в «1991 году СССР имел 940 баллистических ракет морского базирования против 672-х аналогичных МБР у США».

Вышеуказанные данные однозначно указывают на отставание США от СССР не только в количестве и суммарной мощности зарядов, расположенных на суше стратегических наступательных вооружений в виде термоядерных межконтинентальных баллистических ракет, но и в МБР, базирующихся на атомных подводных лодках.

Рассмотрев основные виды вооружений СССР и США, мы приходим к выводу, что мы не только не уступали, а превосходили Америку, как по техническим характеристикам, так и по количеству всех видов вооружений, кроме авианосцев.

Но отсутствие авианосных соединений не отражалось на безопасности СССР, так как мы являемся не островной, а континентальной державой – самолёты авианосцев встретят самолёты ВВС СССР, базирующиеся на территории Советского Союза и стран Восточной Европы. Запад был слаб для завоевания или уничтожения СССР военной силой. Но без авианосцев, не смотря на военное могущество, не могли мы быстро и эффективно оказать помощь другим странам в отражении, как выразился М. Калашников, «страшного нашествия «серой расы» американоподобных». Не уберегли мы от американоподобных и свою страну.

Леонид Петрович Масловский. 01.06.2016 г.

1.0x