Авторский блог Михаил Хазин 14:39 28 июня 2019

Оранжевую революцию устроят чиновники

провал сразу трёх «цветных» революций на прошлой неделе не должен вселять оптимизм

Провал сразу трёх «оранжевых» революций на прошлой неделе настраивает на оптимистический лад. Типа, значит и у нас всё будет хорошо! Тут я немножко сомневаюсь, поскольку, во-первых, не исключено, что эти революции были демонстрацией (типа, смотрите, мы и у вас так можем), а, во-вторых, Россия, всё-таки, сильно важнее, чем Грузия, Молдавия или даже Чехия.

И анализ событий последних месяцев показывает, что либеральное крыло российской элиты эту самую «оранжевую» революцию активно готовит, причём сегодня уже даже понятно на какой срок — на осень, под выборы. У нас есть несколько очень сложных регионов (например, город Санкт-Петербург, где организация выборов и вытаскивание «фаворита» выглядит крайне спорно и опасно), но ситуацию расшатывают и в целом.

И повышение цен на топливо, и возможная девальвация (особого смысла в ней нет, но Минфин обещал), и ужесточение налогового администрирования, и всякие другие действия, направленные на рост цен для потребителей. Вот только не нужно объяснять, что это случайности: кампания в «защиту» журналиста Голунова показала явные признаки «оранжевых» технологий, более того, даже на Западе были определённые признаки, я про это писал.

Но есть и специальные операции, направленные на конкретные регионы. Ну, например, вот (специально оставляю цитаты, чтобы меня не обвинили в клевете и очернительстве):

«Две аварии в конце мая привлекли внимание СМИ и общественности к вопросу безопасности столичной подземки. В первом случае причиной остановки поездов стала потеря напряжения на контактном рельсе. Вторая авария возникла из-за неисправного поезда «Ока».

Производитель, мытищинский «Метровагонмаш», заплатит штраф в 1,5 миллиона рублей. Входящее в «Трансмашхолдинг» предприятие является единственным поставщиком вагонов для метро.

Тверской вагоностроительный завод, также дочка «Трансмашхолдинга», получил заказы и на поезда «Иволга» от Центральной пригородной пассажирской кампании для Московских центральных диаметров на сумму почти 11 миллиардов рублей. Несмотря на то, что к надежности этих электропоездов есть вопросы. В РЖД обнаружили, что в I квартале этого года число отказов «Иволг» выросло почти в 4 раза по сравнению с тем, что было годом раньше».

Кто-то скажет, дело житейское! Ну, монополизировала компания крупные поставки, вытеснив конкурентов. А, например, поезда «Ласточка», которые выпускают «Уральские локомотивы», напротив, зарекомендовали себя неплохо. За тот же период количество их отказов снизилось в полтора раза. Об этом говорится в письме главы РЖД Белозерова мэру Москвы Собянину, сообщило издание «Вгудок».

Конечно, все эти заказы были получены по результатам конкурсов и тендеров. Но есть впечатление, что их условия были специально прописаны так, чтобы им соответствовал лишь один поставщик. Объясняет президент Молодежного союза юристов России Маргарита Пальцева.

Маргарита Пальцева — президент Молодежного союза юристов России:

«Изначально требования заявлялись одни. Даже если рассматривать по одному критерию, что ширина дверного проема сначала предполагалась одна, потом, соответственно, поменялась документация на другую. И если в принципе рассматривать, как они меняют требования, какие они предъявляют требования, то изначально зарабатывают под конкретного поставщика. По документам, по признакам видно, что есть нарушение антимонопольного законодательства».

Интерес к контракту на 200 с лишним миллиардов рублей, по данным газеты «Коммерсантъ», проявляли испанская Talgo и швейцарская Stadler. А «Уральские локомотивы» вполне могли бы поставлять дочке РЖД те же «Ласточки». Но, видимо, конкуренты «Трансмашхолдинга» не вписались в условия конкурса.

Ну, всяко бывает. Ещё раз повторю, дело житейское. Если бы не одно обстоятельство. Представьте себе, что в самом конце августа или начале сентября, когда нагрузка на метрополитен и всю транспортную систему Москвы резко вырастет, начнут останавливаться поезда … Оно, конечно, можно сослаться на диверсию, но статистику-то куда денешь? Кто будет отвечать за последствия? Трансмашхолдинг? И за политические последствия тоже?

Фокус тут вот в чём. Система хозяйствования и освоения бюджетов в России, которая сложилась в 90-2000-е годы как последствия идеологии приватизации (а приватизировать можно не только государственное имущество, но и должностные функции) сегодня, в условиях резко выросшей политической напряженности, становится крайне опасной. И с ней нужно что-то делать.

Разумеется, не исключено, что тут дело просто в коррупции. Любой, кто начинает просмотр интернета или телеграм-каналов немедленно натыкается на информацию, что к Трансмашхолдингу имеет отношение бывшая жена господина Лискутова, который как раз и отвечает за соответствующие закупки в Москве. Для современной России такое поведение чиновника даже особым грехом не считается (ну, почти). Но если в нынешней ситуации в начале осени начнутся проблемы, кто будет отвечать? Вы уверены, что Ликсутов всерьёз занимается качеством подвижного состава и защитой его от возможных диверсий, а не организацией тендеров? Вот и я не уверен…

В общем, как только начинаешь смотреть по сторонам (ну, в интернет), то получается, что для тех, кто хочет организовать у нас «оранжевую» революцию даже делать ничего особо не надо, чиновники уже всё сделали. Но, повторю ещё раз, кому-то всё равно придётся отвечать…

Источник

1.0x