Война на Украине, которую всё ещё называют Специальной военной операцией, уникальна в том отношении, что представляет собой микст гражданской и внешней войны. Для России – «гражданская война с оттенком внешней», для Украины – симметрично «внешняя война с оттенком гражданской». Это, во-первых, предполагает кровопролитность и затяжной характер конфликта: в гражданских войнах сталкиваются армии, практически равные по своим боевым возможностям. Во-вторых, гражданская война крайне редко заканчивается компромиссным миром. В таких войнах прошлое сражается с будущим, но до окончательной победы одной из сторон нельзя сказать, где здесь прошлое, а где будущее. В-третьих, гражданские войны всегда связаны со сменой правящей элиты.
Не будет ошибкой сказать, что в российском обществе существует консенсус, согласно которому война должна привести к трансформации элиты, и одним из рисков войны является отсутствие такой трансформации по принципу «победа всё спишет». Впрочем, до известной степени трансформация российской элиты уже произошла, и она необратима.
Основания российской элитарности
Прежде всего, дадим определение:
— элиты имеют свой проект будущего и доступ к средствам для его реализации;
— контрэлиты имеют альтернативный проект, но не имеют доступа к средствам;
— антиэлиты не имеют проекта, но рефлектируют элитарный проект и прилагают усилия, чтобы его сорвать;
— неэлиты не имеют своего проекта и не рефлектируют наличие элитарных проектов.
Как правило, контрэлиты совершают содержательные революции (это может быть и революция сверху), а для антиэлит характерен «…бунт, бессмысленный и беспощадный».
В рамках русского культурного кода с его сверхценностью государства легитимность власти оценивается не по династическому признаку и тем более не по результатам всенародного волеизъявления. Для российской власти важна только успешность и, прежде всего, военная успешность.
Генезис русского культурного кода включает три равнозначные и равноценные составляющие: автохтонный славянский субстрат, византийскую по своему происхождению и ценностям культурно-религиозную страту и варяжскую военно-политическую верхушку. Это приводит к очень архаичным, по сути, даже не раннефеодальным, а едва ли не мезолитическим требованиям к государственной элите России. Её представители должны быть успешны, харизматичны, сильны, удачливы и щедры. А более от них ничего и не требуется: ни любви к народу, ни законопослушности, ни доброты, ни красивой внешности, ни даже ума (если без него можно обойтись).
В связи с этим и произошла военная смена элиты в Российской Федерации. Надо сказать, что олигархический капитализм, реликт 1990-х годов, никогда не был популярен в стране, но он воспринимался населением как вполне терпимый – и именно потому, что олигархи «всех кинули, ограбили, теперь живут в своё удовольствие и купают любовниц в ваннах с шампанским». Обратите внимание: негативная версия основных требований – они успешны, сильны, удачливы и щедры. Но когда наступила война, выяснилось, что, во-первых, большинство олигархов не горят желанием в ней участвовать даже на более или менее безопасных должностях, не говоря уже о линии фронта. Значит, не так уж они и сильны. На Западе у них отобрали капиталы, дома и даже любимые игрушки вроде яхт. Значит, не очень успешны и совсем не удачливы. В итоге основания элитарности олигархов рассыпались, что неизбежно означает потерю власти.
Смена элиты: легитимная и нелегитимная
Проанализируем механизмы смены высших элит в Первой мировой войне. Рассматриваются верховные сюзерены (императоры и наследники престола), руководители вооружённых сил, политические деятели уровня президентов и премьер-министров. За период с 28 июня 1914 года до конца ноября 1918 года сменилось 57 лидеров, свыше 90% отставок были необратимыми (исключения – Фердинанд Фош, Уинстон Черчилль, Ионел Брэтиану). В России без учёта революций одна отставка представителя высшего руководства приходилась на 2,5 миллиона военных потерь, в Германии – на 1,2 миллиона, во Франции – на 0,7 миллиона, в Великобритании – на 0,3 миллиона.
Управление войной, угрожающей самому существованию государства и национальной элиты, предполагает ответственность за свои действия. Руководитель, допустивший серьёзную ошибку, принявший неверное решение, не сумевший совладать с обстановкой и парировать неизбежные на войне случайности, наконец, просто оказавшийся невезучим, должен был тем или иным способом покинуть свой пост. С одной стороны, это обеспечивало ротацию элит и в целом улучшало руководство войной. С другой – снимало раздражение и гнев солдатской массы и населения страны в целом на высокопоставленных бюрократов, посылающих людей на верную смерть из-за своей глупости и некомпетентности. «Полковник Фридрих Краус фон Циллергут (Циллергут — название деревушки в Зальцбурге, которую предки полковника пропили ещё в XVIII столетии) был редкостный болван... Никуда он не поспевал вовремя и водил полк колоннами против пулемётов…» — писал Ярослав Гашек ("Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны").
Необходимо учесть также соображения справедливости. Ошибка или преступление – наказание – прощение – таков естественный ход событий, который человек усваивает с раннего детства. Отставка, лишение возможности находиться в тонком слое лиц, принимающих решения об управлении войной, – это наказание, не отличающееся излишней жестокостью, но весьма ощутимое, является той расплатой, которая допускает последующее прощение и позволяет человеку нормально жить дальше, пусть и не на руководящей должности.
Оказалось, что работают три механизма ротации элит. Легитимный механизм предполагает отставку. Человек может добровольно уйти со своего поста, как британский адмирал Джон Фишер в ходе Дарданелльской операции. Он может быть уволен вышестоящим начальником (Конрад фон Гётцендорф, уволенный австрийским императором Карлом). Может быть поставлен в невыносимые условия, исключающие дальнейшую работу, – так произошло с Эрихом фон Фанкельгайном. В ходе Первой мировой войны 2/3 всех отставок были легитимными.
Полулегитимный механизм используется, когда ответственный деятель не желает уходить в отставку, а отстранить его от должности не представляется возможным. Причиной «иммунитета к отставке» может быть положение живой легенды, популярность в народе, армии или среди союзников, наконец, элементарное нежелание раскрывать масштабы совершённой ошибки. Тогда с ним происходит несчастный случай или же его убивает какой-нибудь фанатик. Например, лорд Китченер погиб при подрыве на минном заграждении крейсера «Хемпшир», и это произошло очень вовремя. Конспирологические версии гибели Китченера малореальны: маршрут корабля был изменён в последнюю минуту, о дате отправления корабля не знал до последнего момента и сам Китченер – вопрос решался ситуационно по мере изменения погоды, но своевременность этой гибели настораживает… А премьер-министр Австро-Венгрии Карл фон Штюрк был застрелен социал-демократом Фридрихом Адлером в кафе, а через месяц умер Франц-Иосиф, и страна круто изменила политический курс. Полулегитимная ротация элит происходит через смерть. Существует группа людей, которую наказать за ошибки нужно, но они являются «неприкасаемыми». Тогда у них резко повышается вероятность случайной гибели.
Другой полулегитимный вариант – революция сверху. Революция сверху – это не когда первое лицо кого-то убирает и ставит вместо него кого-то другого. Это если вместе с заменой конкретных людей разрушается система стяжек и противовесов, меняется нормативно-правовое пространство и даже возникает ситуация, когда никакие нормы и правила в течение некоторого военного времени не действуют. Наиболее адекватный пример по Первой мировой – это приход к власти управленческой «двойки» Людендорф плюс Гинденбург по приказу императора Вильгельма. Классическая революция сверху. Но не помогло: слишком поздно было сделано.
И последний вариант, уже совсем нелегитимный. Революция снизу. Она происходит, когда «неприкасаемыми» оказываются не отдельные лица, а целый социальный слой, причём ответственность этого слоя за военные неудачи, политическую или экономическую катастрофу велика и прозрачна. Хороший пример – Россия в начале прошлого века, у которой, заметим, опыт легитимных отставок в военное время (и тем более в мирное) практически отсутствует.
Ультрафиолетовая катастрофа
Полулегитимные и нелегитимные отставки могут решить проблему, но могут и не решить её. С этим механизмом ротации есть две или даже три проблемы.
Прежде всего, полулегитимные и нелегитимные формы ротации исключают возвращение виновного во власть. Это не обязательно хорошо. Может оказаться и так, что в других условиях, на другой должности наказанный будет очень полезен. Хрестоматийный пример: Уинстон Черчилль лишился своего поста вполне заслуженно, но ещё до конца Великой войны он вернулся к управлению и очень плодотворно работал в Министерстве военного снаряжения, а в следующей войне стал одним из спасителей Великобритании от нацизма.
Во-вторых, режимы строгой персональной ответственности руководителей за допущенные ошибки вполне могут быть и коррумпированными, и клановыми. Иными словами, «ротация через смерть» иногда оказывается не жестоким наказанием за допущенные ошибки, а результатом проигранной борьбы за власть. Причём иногда жертва даже не понимает, что втянута в эту борьбу. Если говорить о времени Сталина, то именно внутриэлитные «разборки» породили дело Н.А. Вознесенского и ранее С.В. Косиора, да и ряд других.
В-третьих, быстрая смена элиты, особенно в военных условиях, неизменно сопровождается ухудшением этой элиты, причём каждая следующая власть оказывается хуже предыдущей. Она может быть честнее, патриотичнее, справедливее (хотя и это скорее исключение), но она почти всегда хуже предыдущей по умению решать конкретные управленческие задачи, по уровню интеллекта.
Естественно, такая власть быстро теряет популярность и сменяется следующей, ещё худшей. Такое явление можно назвать ультрафиолетовой управленческой катастрофой.
Это довольно серьёзная проблема, и в условиях сегодняшней России очень велика вероятность того, что «военная» смена элиты поставит к власти людей, обладающих «ассирийским безумием», то есть стремлением расчеловечить и объявить нелюдьми любых реальных и потенциальных противников внутри страны или за её пределами.
Заметим, что уже сейчас и со стороны нацистской Украины, и стороны «демократического» Запада, да и со стороны России наблюдается всё меньшее желание выбирать выражения, соотноситься с аргументами противника, помнить, что сегодняшний враг завтра будет союзником. Мол, военная необходимость: сейчас мы будем вести себя предельно жёстко, чтобы добиться победы, а потом, конечно, разберёмся. Но никакого «потом», как показывает опыт истории, уже не будет.
Опричнина
Есть и более позитивные варианты. Это революция сверху, но не совсем стандартная, а «революция с разделением». В России есть для этого специальное слово «опричнина», и жаль, что этот вариант рассматривается сейчас недостаточно внимательно. Опыт опричнины, похоже, исключительно российский, что, конечно, связано с уже упоминавшимися особенностями культурного кода.
Опричнина создаёт в стране два непересекающихся контура управления. В одном («земщина») остаётся всё старое, в другом, собственно «опричнине», собирается новое. Напряжение между контурами велико, именно оно и обеспечивает приемлемый уровень управленческой элиты в «опричнине». Уровень управления в «земщине» особой роли не играет и может быть любым.
Кроме хрестоматийного опыта Ивана Грозного, этот механизм запускался ещё несколько раз. При Петре I формального разделения не было, но значительная часть «старой элиты» осталась в Москве. По сути дела, в новой столице Пётр выстроил самую настоящую «опричнину», на которую и опирался в войне. При Сталине механизм использовался скрыто, например, для управления атомным проектом. (С этой точки зрения интересно назначение совершенно не имеющего на тот момент научного и тем более политического авторитета И.В. Курчатова вместо кого-то из признанных академиков.) В Казахстане механизм опричнины использовал Н.А. Назарбаев, причём по схеме Петра I – через перенос столицы на север.
Будет ли сейчас в России принята подобная схема ротации элит? Похоже, это сейчас происходит, но не рефлексируется. Некоторые области постепенно выделяются из общей системы управления – и военной, и гражданской – и начинают функционировать в особом режиме. ЧВК «Вагнер» Е.В. Пригожина может быть довольно интересным примером, как и Чечня Р.А. Кадырова. Дальше с неизбежностью начнётся выделение из предельно зарегулированного российского правового поля целых пластов деятельности, жизненно необходимых для достижения военной победы.
Так что динамика политической системы страны, видимо, идёт в сторону опричнины, скорее, конечно, скрытой, нежели явной.
Народ+
Есть очень немного стран, и Россия входит в этот узкий список, которые, столкнувшись с ультрафиолетовой управленческой катастрофой, совершенно неожиданно порождали высокоэффективную элиту. То есть очередные революционеры, пришедшие к власти, вдруг наводили порядок в экономике, выигрывали гражданскую войну и решали стоящие перед страной задачи, иногда даже обеспечивали «перезагрузку империи».
Есть гипотеза, что выход из ультрафиолетовой катастрофы «вверх», а не «вниз» связан с существованием в этносе особой сущности, называемой Народ+. Это информационный объект, связанный с языком, народом и его культурой. В некотором смысле, тот народ, о котором говорится в сказках, и, вероятно, тот «русский народ», за который Сталин поднял тост на празднике Победы.
Там, где есть Народ+, ультрафиолетовая катастрофа не является фатальной, что внушает определённые надежды.
Интеллектуальный суверенитет
Сегодня Россия сталкивается с двумя проблемами – тактической и стратегической. Тактическая проблема заключается в том, чтобы выиграть войну. Хороших сценариев будущего при проигрыше войны нет. Есть только плохие и очень плохие. Поэтому победа совершенно необходима.
К сожалению, она является необходимым, но не достаточным условием выживания страны, языка и культуры. Достаточным условием, по-видимому, является создание интеллектуального суверенитета, частью которого является технологический и военный суверенитет. И это нужно ставить как стратегическую задачу.
Если говорить в организационной «рамке» и на языке смены элит, интеллектуальный суверенитет предполагает создание организационной структуры, которая ближе к КЕПС (Комиссия по изучению естественных производительных сил России), чем даже к Госплану. Вокруг этой структуры должна быть переформатирована российская наука, оторванная теперь от мировой системы познания. Эта наука должна быть реформирована в логике любимого принципа вышеупомянутого адмирала Фишера: «The biggest big – the smallest small». В данном случае это означает, что российская наука должна быть занята либо совсем неутилитарными исследованиями, либо созданием новых технологий, прежде всего военных. По мере разрешения военно-политического кризиса «небесное» и «земное» лезвия ножниц познания будут сближаться.
В чём реальные шансы России? В том, что значительная часть стоящих перед страной проблем обсуждаются давно и в целом они ясно понимаются обществом. Но Запад стоит сегодня перед теми же проблемами, в том числе ему придётся определиться с механизмом смены своих элит и элитарных кланов. Легитимные демократические процедуры перестали действовать, что стало окончательно ясно при наступлении пандемии коронавируса, других же традиций нет (за исключением, может быть, полулегитимной ротации через смерть).
Однако Запад эти проблемы не обсуждает. Между тем, нынешний фазовый кризис гораздо опаснее для Европы, нежели для России, по той тривиальной причине, что развитые, полностью включённые в глобализацию территории при таком кризисе страдают сильнее, чем геоэкономическая глобальная полупериферия, к которой относилась Россия.
Иными словами, у нас есть все основания ожидать в России серьёзного кризиса – военного, политического, экономического, но кризис Запада будет неизмеримо более серьёзным. Это даёт нам определённые шансы даже в борьбе против всего Запада и внушает определённый оптимизм.
Илл. общий вид Александровой слободы. Гравюра Теодора де Бри. XVI век