двойной клик - редактировать изображение
Олеся Петрова – гордость города на Неве, одна из ведущих меццо-сопрано современности. С 2016-го она служит в Михайловском театре. В ее артистическом арсенале десятки топовых партий из лучших опер Верди, Чайковского, Римского-Корсакова, Пуччини. Поклонники таланта Олеси аплодируют ей на всех культурных континентах планеты: она выступает на подмостках Большого театра, нью-йоркской «Метрополитен-оперы», в Театре Верди, в Сиднейской опере и практически на всех главных оперных площадках мира. Недавно Олеся Петрова участвовала в записи новой оперы замечательного санкт-петербургского композитора Владиславы Малаховской на текст психодрамы Валерия Брюсова «Путник», где ей досталась главная роль. Об этом и о многом другом Олеся расскажет сегодня нашим читателям.
ЗАВТРА. Олеся, Вы поете лучшие меццо-сопрановые партии в самых знаменитых операх мирового репертуара – «Аиде», «Евгении Онегине», «Кармен». А если бы Вы сами сочиняли музыку, на что бы она была похожа?
- Если бы у меня был этот дар, этот талант, я как стойкий приверженец мелодизма, писала бы не так, как принято сейчас – в стиле минимализма или что-то, не дай Бог, атональное. Хоть я и исполняю периодически такую музыку, мое сердце к ней все же не лежит. Моя музыка была бы романтично-драматическая, но при этом обязательно очень мелодичная и с историей, с развитием, с интригой.
ЗАВТРА. А какие Ваши любимые партии из собственного репертуара?
- Первой я бы назвала Любашу из «Царской невесты» Римского-Корсакова, она самая любимая, потому что в ней для меня есть все и все прекрасно. Там и любовь, и страсть, и ревность, и боль от потери, и какая-то сумасшедшая злость – то есть все, что присуще человеку, женщине. Там настолько гениально все это выражено именно музыкой, что всегда, когда я ее исполняю, у меня по спине мурашки и слезы в голосе и в глазах. Еще очень люблю «Орлеанскую Деву» Чайковского, я ее пела в Пермском оперном театре. Партия Иоанны д’Арк совершенно другая, если сравнить ее с Любашей, в ней есть что-то мистическое, потрясающий хор с ангелами, который как бы возносит тебя над сценой и, конечно же, ее ария «Да, час настал», в которой она прощается со всем живым, что ей было так дорого. В конце, когда Иоанну ведут на костер, и она произносит «Святой отец, спаси меня, мне страшно!», у меня, когда я это пою, всегда текут слезы. Конечно, я люблю и Марфу в «Хованщине», и Кончаковну в «Князе Игоре». Единственная партия, которую я не люблю и поэтому не пою, это Ольга в «Евгении Онегине».
ЗАВТРА. Почему?
- Она совершенно далека от меня – слишком она поверхностная что ли, ветреная. Мне кажется, что Чайковский был не совсем прав, отдав эту партию меццо-сопрано: она по физике, по всему более сопрановая. Роль Татьяны в ее постепенном раскрытии по ходу оперы как раз более меццовая. Я бы с Чайковским немножко поспорила, если б жила в его время. Я спела Ольгу единственный раз для галочки в Пермском театре, чтобы она была у меня «в кармане». Моя психофизика совершенно разнится с этой девочкой, которая, по сути, ведет себя неприлично.
ЗАВТРА. Каковы Ваши отношения с западной оперной музыкой?
- Я пока отказываюсь петь Вагнера, потому что, к сожалению, так принято в оперном мире, что если ты начинаешь петь Вагнера, тебя перестают звать на все остальное. Я пока хочу попеть Верди: я с ума схожу по Амнерис из «Аиды», которую исполняю сейчас в Михайловском, и очень люблю Азучену из «Трубадура».
ЗАВТРА. Скажите, Вы были обречены стать певицей или у Вас в жизни был какой-то выбор профессии?
- Если честно, у меня выбора не было никакого: я сразу, с трех лет поняла, что я буду петь. Я заставила родителей отвести меня в музыкальную школу в пять лет, но меня взяли только в шесть с половиной в подготовишки. Откуда я узнала, что мне надо в музыкальную школу, я сказать не могу. Потому что семья у меня не музыкантская, и дома у меня звучал русский рок, Deep Purple, Led Zeppelin и Высоцкий. Я оперу-то, наверное, первый раз услышала на уроках музыки на пластинке. В школе мне хорошо давались химия, физика, история, русский и литература, а вот алгебра и геометрия – это было совершенно не мое. Родители считали, что музыка это хобби, а Олеся закончит школу и пойдет получать «нормальную» профессию. Но Олеся сказала: нет, ребята, я буду музыкантом! Хотя в семье мне давали понять, что я никогда не смогу себя содержать и буду в лучшем случае музработником в детском саду. Моих родителей можно понять: они всю жизнь работали на заводе, и им было ни до чего, да и времена были тяжелые – 90-е годы. Но я настолько, видимо, была убедительна, что в результате вышло по-моему. В музыкальной школе я пошла в хор и сразу выбилась из хористок в солистки. Я и по сей день безумно люблю хоровое пение: гармония человеческих голосов у меня иногда вызывает сильнейший катарсис. Так что то, что я стану певицей, я знала всегда, и выбора передо мной никогда не стояло.
ЗАВТРА. Одна из Ваших недавних работ – студийная запись партии Юлии, дочери лесника в новой моноопере Владиславы Малаховской «Путник» на текст одноименной психодрамы Валерия Брюсова. Расскажите об этом.
- С Владиславой мы давно дружим, и эта дружба для меня – большой подарок. Сама пьеса Брюсова совершенно потрясающая: я перечитала ее несколько раз подряд. Ну и, конечно же, большое счастье, когда композитор такого уровня и с таким именем, да еще и твой друг, пишет музыку лично для тебя. И не просто музыку, а целую монооперу! Этим можно гордиться! Мне кажется, что получилось исключительно интересное, ни на что не похожее произведение: причем музыка очень созвучна тексту пьесы.
Когда я перечитываю пьесу сейчас, я уже не могу представить другую мелодию на эти слова. Мне в этой музыке очень комфортно. Теперь очень хочется довести этот замысел до логического конца – чтобы опера дошла до зрителя в виде постановки в каком-то театре, облечь эту историю в красивую постановочную рамку.
P.S. Премьера оперы «Путник» состоится в апреле на сцене С-Пб Дома актёра (Союза театральных деятелей) по адресу Невский проспект 84-86. Следите за афишей
Фото из домашнего архива Олеси Петровой
Интервью Владиславы Малаховской газете "ЗАВТРА": Владислава Малаховская: «Я хочу писать веселую музыку!»
двойной клик - редактировать изображение






