Авторский блог Вячеслав Кочнов 13:09 2 ноября 2019

Владислава Малаховская: «Я хочу писать веселую музыку!»

Известный петербургский композитор отмечает юбилей

Немногие из современных петербургских академических композиторов даже старшего поколения могут похвастаться тем, что их произведения звучат на сцене Большого театра и в храме Христа Спасителя. Для Владиславы Малаховской, отмечающей нынче полувековой юбилей, это факты ее творческой биографии: 8 мая 2014 года к очередной годовщине Великой Победы в Большом театре прозвучала её кантата на стихи поэтов-фронтовиков Великой Отечественной «Нас не нужно жалеть!», а буквально через полгода под сводами главного храма православной России прогремела торжественная и величественная «Радонежская оратория», посвященная 700-летию прославленного русского святого отца Сергия Радонежского. Премьеры произведений Малаховской проходят, как правило, на лучших концертных площадках Санкт-Петербурга: в Большом и Малом залах Филармонии, в Академической Капелле, в Доме композиторов. В преддверии своего юбилея Владислава любезно согласилась ответить на вопросы «ЗАВТРА».

«ЗАВТРА». Как и когда Вам пришла мысль стать композитором, сочинять серьезную музыку? Расскажите о Ваших учителях.

- Сочинять по-настоящему я начала лет в восемь. До этого были детские шалости. Безусловно, огромная заслуга в этом принадлежит моей бабушке и отцу. Бабушка была вдовой Николая Александровича Малаховского — интереснейшего, но, к сожалению, мало известного теперь композитора, однокурсника и приятеля Шостаковича. Он трагически погиб в Блокаду, и его нотные архивы были утрачены. Меня с детства воспитывали в духе благоговения перед дедом и с той идеей, что я смогу стать его преемницей, раз уж у меня открылась способность к сочинительству.

И вот недавно произошло чудо. Дедушка работал на Ленинградском радио — писал музыку к радиоспектаклям, был такой очень популярный и востребованный медийный жанр. Работники теперь уже Санкт-Петербургского радио, разбирая архивы, обнаружили значительную часть нотного материала Николая Александровича. К сожалению, так и не разобрав его, мы рискуем его снова утратить, теперь уже навсегда — я слышала, что Дом радио, не прекращавший работу даже в Блокаду, будет расформирован. Что будет с архивами, переместят ли их куда-то или, как это часто бывает, тихо уничтожат — неизвестно.

Потом я закончила консерваторию у Сергея Слонимского, его авторитет поддерживает меня все эти годы. Каждое общение с интересной, значимой личностью обогащает. Я училась у прекрасных петербургских композиторов Анатолия Боярского, Геннадия Шумилова, Владимира Соколова, Алексея Мыльникова. Большое влияние на меня оказал Владлен Чистяков. А вообще, я — сторонник максимы «Учиться никогда не поздно!», и с удовольствием поучилась бы и сейчас, например, у Бетховена или Римского-Корсакова. В некотором смысле, я так и делаю.

«ЗАВТРА». Вы автор двух православных ораторий, посвященных Ксении Блаженной и Сергию Радонежскому. Как Вы пришли к вере?

- Я родилась и жила до школы в Сергиевом Посаде с его величественным и очень живописным внешне и внутри мужским монастырем, который называется Лавра. В советское время не было принято ходить в церковь, но Лавра — сердце Сергиева Посада, и я, конечно же, много гуляла там, неосознанно впитывала дух этих древних стен и фресок. Это всё нашло отражение в моей музыке, скажу больше, задало ей направление — ещё в 12 лет я написала сюиту «Нашествие Батыя на Русь» и на протяжении многих лет мечтала создать что-то крупное, масштабное, посвящённое этим местам. Итогом стала «Радонежская оратория» по житию Святого Сергия. Но написала я её не так давно. Почему? Вероятно потому, что не так давно я по-настоящему пришла к вере: ведь написать вещь, основным лейтмотивом которой является «За великую Русь, за великую веру в Христа!», ядумаю, можно только будучи искренне верующим человеком.

«ЗАВТРА». Глядя на Вас, очень сложно представить, что у Вас такой серьезный юбилей: выглядите гораздо свежее. А каким чувством Вы встречаете эту дату?

- Как ни странно, еще недавно у меня было ощущение, что жизнь уходит, что наша музыка не особенно кому-то нужна, что я уже не иду в ногу с молодыми... Но вдруг, неожиданно меня «поперло»! Я чувствую драйв, я хочу писать веселую музыку, жить, радоваться и радовать! А вообще я чувствую, что на протяжении прожитых лет я слишком часто заставляла себя быть «хорошей девочкой»… Впрочем, я чувствую, что у меня многое ещё впереди.

«ЗАВТРА». В филармонической афише ближайшего сезона можно увидеть несколько концертов из Вашего юбилейного цикла. Расскажите о них.

- Поскольку я родилась почти что в конце года, мой юбилейный цикл захватит значительную часть 2020-го. И тут юбилей накладывается на гораздо более значимую дату — 75-летие Великой Победы. К нему я написала симфонию №2 «Советскую», 3-я часть которой так и называется «Победа». Сейчас я прикладываю максимум усилий, чтобы премьера состоялась вовремя и была достойной великой даты, которой она посвящена. Также я планирую исполнить мой вокальный цикл на стихи поэтов-фронтовиков «Нас не нужно жалеть!» и ряд других произведений, посвящённых военной тематике. Хочу подчеркнуть, что не я следую конъюнктуре, а она идёт за мной — в своём творчестве я всегда придерживалась патриотических позиций, что далеко не всегда было модно.

Концерт-открытие цикла прошел 14 октября в Петрикирхе, его программа решена в почти эстрадном ключе. Кстати, посетители концерта-открытия услышали премьеру — Сюиту для кларнета, саксофона и фортепиано «Город счастья», посвящённую Ялте. В конце ноября (дата уточняется) будет мой авторский вечер в Доме композиторов на Большой Морской, а в декабре — в моей любимой школе им. Римского-Корсакова на Думской. Будут исполнены вокальные циклы на стихи поэтов Серебряного века — Ахматовой, Гумилёва, Маяковского, инструментальные пьесы, а также театрализованый эксцентрик-номер по лимерикам Эдварда Лира.

Ну а далее — следите за афишами концертных залов!

ФОТО ИЗ ДОМАШНЕГО АРХИВА ВЛАДИСЛАВЫ МАЛАХОВСКОЙ

1.0x