В сентябре-октябре 1993 года русские встали на защиту русской цивилизации. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн понятие русские определил следующим образом: «… русские, которых надо понимать не по национальности, а по укладу жизни».
Президент Б. Н. Ельцин как будто специально раздувал пожар, 21 сентября 1993 года издав указ, распускающий съезд народных депутатов и Верховный Совет Российской Федерации и назначавший выборы в новое государственное учреждение – Государственную думу. Конституционному суду было предложено приостановить свою деятельность.
Но действовавшая конституция запрещала президенту не только распускать парламент, но и приостанавливать его деятельность. Более того, в Конституции специально оговаривалось, что в случае совершения Президентом указанных противозаконных действий его полномочия «прекращаются немедленно».
Таким образом, Президент Б. Н. Ельцин 21 сентября 1993 года нарушил основной Закон страны и его полномочия прекратились. Но отрешённый от власти Законом и Верховным Советом Б. Н. Ельцин фактически продолжал властвовать, то есть продолжал нарушать Закон при полной поддержке мирового сообщества. В Москве началось народное восстание.
В. В. Хатюшин пишет, что согласно сообщениям демократической прессы у Останкино 3 октября 1993 года было убито около 200 человек. Более 600 было ранено. У входа в здание АСК-3 стояли лужи крови размером в 2-3 квадратных метра. Сколько фактически было убито, никто не знает, но судя по самому развитию трагических событий, убито было больше, чем объявлено. Неизвестно сколько человек скончалось от ран, стало калеками. Но точно известно, что с другой, убивавшей стороны погибло два человека. Установлено, что их по ошибке застрелили свои. Вывод напрашивается сам собой: не было штурма телецентра.
О количестве погибших 4 октября 1993 года у Дома Советов тоже можно говорить только ориентировочно.
По официальным данным, которые 27 июля 1994 г. подтвердила Генеральная прокуратура, а Кремль опубликовал в книге «Москва, осень-93», число погибших составило 147 человек. Имеются основания считать, что в указанное количество погибших не включены погибшие внутри Дома Советов. В фильме С. Говорухина «Час негодяев» рассказывается, что даже вечером в здание не допустили медиков для оказания помощи раненным и пожарных для тушения пожара.
В разных не либеральных источниках общее количество погибших 3-4 октября 1993 года указывается от 400 до 5000 человек. Раненных, конечно, было многократно больше, чем убитых.
Можно смириться со многими потерями. Но невозможно смириться с потерей прекрасных, лучших людей страны, вставших на защиту Родины даже без оружия и сложивших свои светлые головы за спасение всех нас сегодня живущих в России. Они ушли, но подвиг восставшего народа остался и наша святая обязанность пронести его через века, передавая из поколения в поколение. И хочется верить, что их подвиг даст силы потомкам. Никогда нельзя простить преступников, причастных к убийству людей 3 октября 1993 года у телецентра «Останкино».
Когда я смотрю на останкинскую телевышку, то не восторгаюсь творением советских архитекторов и строителей, создавших это красивейшее сооружение, а вспоминаю погибших. И радость Дня рождения 3 октября 1895 года великого русского поэта Сергея Александровича Есенина затмевается скорбью по всем погибшим в этот день защитникам России, родным душой, как и С. А. Есенин, каждому русскому человеку.
Двадцать три года назад вечером и ночью 3 октября защитники Дома Советов знали, что убиты сотни людей в Останкино. Знали, но не ушли, спасая свои жизни. Почему? Ведь и ночью, и рано утром можно было свободно уйти, раствориться в предрассветном туманном полумраке. Думаю, они поднялись на такую духовную высоту, когда у человека появляется презрение к смерти. Виктор Алексеевич Югин вспоминает, что «когда он подошёл к казачьей заставе и поинтересовался, понимают ли они, что будут убиты первыми, то услышал поразивший его ответ: «Понимаем. Но перед нами поставлена задача – дать знать, когда противник пойдёт на штурм».
Мы все перед ними виновны, и не искупить нам эту вину никогда. А они свою вину искупили смертью. Они стояли сутками простуженные, голодные и холодные, искупая свою и нашу вину перед Родиной. Мне понятно настроение обречённых на смерть защитников Дома Советов, так как сам в то время испытывал подобное состояние, когда смерть в бою виделась избавлением от муки жить в порабощённой, униженной, становящейся чужой стране. И думаю, что если бы мне пришлось оказаться среди них, то остался бы с ними.
Мы все чувствовали себя виновными в поражении, в глубине души даже жаждали расплаты, до конца не признаваясь себе в этом. Они хотели искупить свой позор и поэтому не ушли, не покинули позиций. Конечно, каждого не покидала надежда, что помощь от армии придёт. Они верили в это до последнего часа. Верили они и в то, что не посмеет Б. Н. Ельцин стрелять в законную, избранную народом, верную Конституции власть и в защитников этой власти. Не знали они, советские люди, что за 9 лет правления Горбачёва и Ельцина в правительство пришли люди, готовые за власть и деньги предать родину и убить даже родную мать. Не знали они, что это правительство опиралось на политические силы, люто ненавидящие Россию и русский народ.
В замечательном документальном фильме «Русская тайна», поставленном Вячеславом Тихоновым с ассистентом режиссёра Еленой Софроновой показаны события, происходившие у Останкино и Дома Советов. Текст читает Николай Бурляев. Свидетельства очевидцев, музыка, анализ событий – всё выполнено на самом высоком уровне. Талантливые, высочайшей культуры люди вложили свой ум и сердце в фильм. Он русский, без криков и истерик, и честный фильм. В нём мама погибшего сына, которую спросили: «Ваш сын ушёл защищать Дом Советов», ответила: «Не Дом Советов, а Россию». Он говорил матери: «Россия гибнет – мне ничего не надо…» Он не мог жить в ельцинской России, его душа не выдерживала либерального погрома.
А. В. Руцкой – вице-президент Российской Федерации говорил в 1993 году: «У нас отсутствует самое главное – смысл жизни». И это верно. Большая часть общества, которая жила делами страны и ощущала себя частью огромной советской, русской цивилизации потеряла смысл жизни. Кроме того, в людях кипела благородная ярость, невмещающаяся в груди ненависть к предателям и их иностранным наставникам. Эта ненависть постоянно усиливалась. Например, после Первомайской демонстрации, когда ветеранам разрешили пройти 500 метров от Октябрьской площади до Крымского моста, а когда те пошли дальше ОМОН начал их избивать дубинками, щитами и ногами.
Когда после расправы с демонстрантами демпресса сообщила о количестве травмированных демонстрантов и омоновцев она умолчала о типе полученных травм. У омоновцев в основном были травмированы пальцы ног от того, что били людей. Уже тогда появились убитые и раненые. При «плохой» советской власти, которую и в настоящее время либералы буквально каждый день лживыми мифами дискредитируют, до Горбачёва не было ни дубинок, ни щитов, ни ОМОНа, натасканного на борьбу со своим народом. Из либеральной демократической власти 1990-х годов так и выпирает её преступная сущность. И сопротивление народа этой власти надо отнести к достойным страницам русского сопротивления.
Весь сценарий сентября-октября 1993 г. был составлен так, чтобы представить защитников Дома Советов волчьей стаей, преступниками, которые сражаются с властью якобы представляющей интересы народа. Либералы преступниками называли самых благородных и смелых людей, которых можно приобщать к лику святых.
Рождаются святые в России, Белоруссии, Сербии, но не на Западе. Святые русские люди 3-4 октября решили стоять насмерть. Даже один предприниматель сказал корреспонденту перед штурмом: «Хочу чтобы Россия выжила. Мне наших людей жалко» («Литературная Россия». 28.01.94. № 4). По-моему, русские являются совестью и разумом человечества. Они, как Христос, в ХХ веке указали миру путь к спасению. А спасение человечества заключается только в русском коммунизме. Он формирует прекрасного человека. Западное либеральное гражданское общество движется в тупик, к смерти. Русский коммунизм ведёт человека к совершенству, к прекрасной жизни в интеллектуальном здоровом обществе нравственно чистых и духовно богатых людей. Именно такие люди стояли за Россию у Дома Советов.
В доме рядом с Домом Советов жил Станислав Золотцев. В конце сентября он несколько дней и ночей провёл у стен здания или внутри его. И написал о защитниках: «Главное, что потрясло, поразило, невероятно радостно удивило среди увиденного там – лица. Да, именно лица людские, облики тех, кто постоянно находился в блокированном здании и в цепях вокруг него, - вот что сильнее всего запало в душу. И – наполнило её самой светлой надеждой, настолько светлой, что она вытеснила или, по крайней мере, оттеснила чёрные и горькие чувства и мысли, в обилии рождавшиеся ежедневно за этот год. Ибо давно уже не видел (и не помню, видел ли когда-нибудь вообще) столько сразу, столько одновременно и столько воедино лиц и мужественных, и одухотворённых, и исполненных особого, и доброго, и предельно сурового света. Да, это были лица людей уставших, даже измотанных, часто небритых, не очень «светски» одетых, с печатью бессонницы. Но прежде всего - с печатью несокрушимой веры в правоту своего дела, в правоту своей миссии защитника Дома Советов. Печать ощущения своего долга – долга гражданина России… Откуда же столько ясноглазых и чистых, ни «иглой», ни спиртным не протравленных лиц подростков и юношей?! – не всю нашу поросль, оказывается, сгубили идеологи и прорабы «нового мирового порядка»… Жёсткие, хмурые лица зрелых людей; быть может, последним в их судьбах отчаянным порывом охваченные лица фронтовиков… Не улыбайтесь иронически, но даже в лицах «белодомовских» буфетчиц глядя, я видел на них печать понимания того, что они не просто бутерброды здесь продают, - но служат более высокой миссии…
Это виделись лица людей, которые были готовы ко всему, даже и к самому страшному исходу того противостояния, к самому трагическому финалу защиты Дома Советов. Таким и стал этот финал.
Сегодня в средствах массовой информации эти люди именуются «нелюдями», «нечистью» и ещё хуже, а я говорю: стоило побывать среди них, увидеть их, чтобы понять, на чьей же стороне была духовная правота в том противостоянии… (газета «Литературная Россия». 15.10.93 № 37).
Конечно, самые страшные потери – это безвозвратные потери людей. За тысячу лет существования Россия в либерально-демократическом обществе только начинала жить. Начало, 1990-е годы, не предвещало ничего хорошего – только потери: граждан страны, отраслей промышленности, продовольственной независимости, боеспособности армии. В настоящее время либералы заявляют, что 3-4 октября 1993 года они предотвратили начало гражданской войны в стране. Подобное утверждение совершенно не соответствует действительности того времени. Гражданская война в России не могла состояться в то время, потому что оружие имела только одна сторона, совершившая государственный переворот.
До сих пор мы очень мало знаем о снайперах, которые стреляли, как по гражданским, так и по военным, находящимся у Дома Советов. Некоторые исследователи считают, что в Москве действовали снайперы- гастролёры. Думаю, это верно, так как такие снайперы действовали в Чечне и сегодня действуют во всех странах, где США развязали войну. Мы точно не знаем об участии подразделений американского спецназа в убийстве русских людей, но отрицать возможность такого участия не можем. Мы не знаем, чьи наёмники стреляли по людям. Но знаем, с какой нескрываемой радостью об этом рассказывали миру американские телеведущие.
Можно утверждать, что из посольства США по русским людям стреляли американцы или нанятые ими убийцы, так как посольство является территорией США, и огонь из него является огнём по нашим людям с территории другого государства. Представляю реакцию США, если по гражданам Америки стреляли бы из посольства России, расположенного на территории США. Но при Ельцине Россия стала страной, с гражданами которой Америка не считалась и их права на жизнь не признавала. Вряд ли был бы возможен расстрел людей в Москве в сентябре-октябре 1993 года без поддержки его США и отдельными странами Европы. В то время США открыто угрожало возможностью военной поддержки режима Б. Н. Ельцина.
В фильме «Русская тайна» стена ограждения исписана предсмертными записями. Есть там и такая запись: «Мама прости… Меня убили за то, что я любил Родину». И, действительно, их убивали за то, что они любили Россию. Убили людей, для которых слово «Россия» было святым. С. Бабурин сказал, что эти люди должны не просто остаться в нашей памяти, а стать символом мужества. В фильме «Русская тайна» приводится список погибших, состоящий из более 150 фамилий с именами и отчествами, которые удалось установить, и показаны лица людей, отдавших в октябре 1993 года жизнь за Родину. Показаны лица и в фильме «Слушайте Россию». Из номера в номер печатала лица погибших газета «Литературная Россия».
Мне не пришлось, как С. Золотцеву видеть их живыми. Я их лица видел только на фотографиях. Прекрасные, благородные, в большей части молодые русские лица. Таких лиц невозможно увидеть среди толпы жителей городов Запада. На тех лежит какая-то печать агрессивности. А лица наших героев-мученников умны, чисты, просветлённы, человечны, добры и глубоко порядочны. Удивительно, но все без исключения лица, которые мне пришлось видеть, производят именно такое впечатление. Прекрасные лица. Их становится в России всё меньше. Русскому человеку, по укладу жизни, как сказал митрополит, им невозможно не верить, их невозможно не любить.
Под укладом жизни, по-моему, подразумевается ещё и духовность, соответствующее мироощущение, мировоззрение, наличие в этом укладе справедливости, добра, правды. Среди народов России многие, а в советское время большинство населения являлись русскими независимо от национальности. Русскими по укладу жизни были и народы Советского Союза до прихода к власти Горбачёва. Таких наших людей принято было называть советскими людьми. Это уже потом националисты, объединившись с либералами стали изгонять из СССР республики, отторгать от России земли якобы с нерусскими людьми.
Защитники Дома Советов в свете определения митрополитом Иоанном понятия «русский» все были русскими. Но не просто русскими, а лучшими среди русских. Хочется верить, что пройдёт время и защитникам свободы, чести и достоинства нашей Родины, сложившим свои головы осенью 1993 года, по всей России поставят памятники.