Ускользает длинный уикенд, вполне символично названный «Днём труда.» Времени писать будет значительно меньше. Данная заметка предназначалась как ответ на реплики моего зоила, ну да слишком длинно для реплики, да и повторяться не хочется. Возможно и остальным будет небезынтересно.
1.Об уважении к христианству, о кощунстве и партийности искусства.
Всяк человек определяет свою идентичность некими основополагающими идеями. У меня их две. Первое – это вера в Б-га. Не в какую-то там аморфную субстанцию, «высшую силу», «всемирный разум» и прочую дребедень, а в «того самого», в Б-га-личность, который говорил Моисею из неопалимой купины на горе Синайской.
Я верю, что Г-дь избрал народ иудейский для служения ему, и через этот народ даровал Тору (первые пять книг Библии), пророчества, судей и царей израилевых, заложив тем основу современной цивилизации.
Впоследствии Г-дь даровал также пророчество народам Европы (христианство) и народам Ближнего Востока (ислам), каковые есть модифицированные версии веры Моисея, что знает всякий верующий, но не всякий образованец, по брошюркам общества Знание знакомившийся с религией.
Уже в силу одного этого я обязан относиться к христианству и исламу с уважением, как к вере в единого Б-га, такого же, как верю я.
Другая часть моей идентичности – это любовь к культуре, причём к европейской. Вся она построена на Библии, включая, разумеется, христианство. Человек, непочтительный к христианству, ничего не получит от встречи с культурным наследием европейских городов. Я не посещаю город, скажем, Милан или Венецию, не зайдя в местный собор, часто беседую с клиром.
Я имел высокую честь присутствовать на торжествах по случаю 1000-летия крещения Руси в Загорске и только восстановленном в 1988м году Свято-Даниловом монастыре. Я не для того это рассказываю, чтоб все узрели, какая я персона, тут нет никаких моих заслуг, но только обстоятельства.
Да это всё и не важно.
Разумеется, искусство беспартийным не бывает и всё создаётся в рассчёте НА КОГО-ТО.
В самом деле, есть соотношение частного и общего. «Вы возвели частный случай в правило, следовательно – оклеветали.» Клевета и обмазывание грязью есть модус вивенди пасквилянтов и конспиролухов, коих мы здесь наблюдали. Именно на игре частность-целое и построена их галимая пропаганда. Если мне, к примеру, поручат сделать репортаж о России, я могу поехать в зону «Белый лебедь» и выбрать там пяток отмороженных маньяков, и сказать – вот Россия. По умолчанию мой читатель решит, что это – типично. Формально это даже не будет ложью. Это ж не актёры.
Но могу я пойти в детскую балетную студию, и сказать, что ЭТО Россия.
Здешние пуковальщики берут какой-нибудь омерзительный факт, и пытаются представить, как некий МОЙ заказ.
Я этого не заказывал. Жванецкого, Хазанова, Горина, Мамина, Клару Новикову – заказывал. ЛИЧНО!
Клизьмы в виде куполов церкви, рубку икон, Россию в виде коровьего зада, москаля в клетке с надписью «осторожно, злая собака» я НЕ заказывал. Я не нахожу эти вещи остроумными, оно меня не греет, и ничего не даёт, ни политически, ни культурно, никак.
Я более чем уверен, что если вы выйдете на Адар, на Дизенгоф, на любимый Брайтон Бич, и спросите у тысячи человек, ИХ ли это заказ, они покрутят вам пальцем у виска.
Кто НА самом деле стоит за этими провокациями, вопрос отдельный. В России нет недостатка в людях и кругах, недовольных усилением роли религии в обществе. Не столько из-за прогрессорства и «нелюбви к мракобесию», сколько из банальной конкуренции за фонды, возможности, внимание к себе чиновников. Почему им а не нам?
Я всегда был ПРОТИВ гонений на религию, например, в советское время. Мне был противен «день лыжника» на Рождество, и «день бегуна» на каждую Пасху, с переписью школьников и расследованием, действительно ли больны неявившиеся. Была омерзительна беготня с фотоаппаратами, с последующими оргвыводами: как может быть парторгом цеха человек, у которого бабка святит куличи.
Если какие-то идиоты, разгневанные агрессивной миссионерской деятельностью заезжих проповедников, сожгли книги Нового Завета, Я ТУТ при чём?
Это не позиция народа, это не позиция Государства Израиля.
2.ОКНО В ПАРИЖ
Юрий Мамин – умница и талантище. Всегда с удовольствием смотрю его работы. Надрывал живот на «Санчо С ранчо» - искромётной пародии на мексиканские сериалы.
Фильм Окно в Париж – одна из лучших его работ. Кто не видел, посмотрите непременно. Тот фонтан нечистот, который был вылит на фильм и его создателя в полемике со мной, может быть следствием двух вещей. Либо критикун тупо не смотрел фильм, а судил о нём по каким-то заметкам, либо сознательно врёт в рассчёте, что мы фильма не видели. Но я то – ВИДЕЛ.
«Окно в Париж» грустный, траги-комичный, и очень мудрый фильм. Это вовсе не призыв «валить, пока окно не закрылось.» В долгой и трагической истории России окно на границе захлопывалось не раз, и на десятилетия, это тоже факт. Но уверен, что после просмотра фильма Юрия Мамина никто не ломанулся в ОВИР, и не грёзил о Франции.
При том, что все комичные ситуации метко найдены, иначе не вызывали бы грустного смеха одних и бешенного злобствования других.
Скорее наоборот. Довольно злой, и не всегда корректной сатире подвергнуто западное общество, где сумасшедшие бабы находят смысл в набивании чучела любимой кошки, где в филармонии нельзя курить, но надо играть без штанов, и т.д.
Нелеп эмигрант-скрипач, в блестящем исполнении Урганта-старшего, играющий в кабаке Чардаш, зажав скрипку между ног.
«Ты думаешь мы тут по филармониям?» - спрашивает он главного героя.
Вообще-то, кто как. Есть, что и по филармониям. Я их знаю, на их концерты – хожу. Есть что и таксисты.
Эмиграция может человека мобилизовать, может – раздавить. Есть люди, жадно впитывающие в себя всё новое, и есть люди, для которых смена привычек и образа жизни – смерти подобна. Одни любят учить языки, другие смотрят, как на лягушку.
Явление эмиграции состоит из двух постулатов: «как здорово, что мы уехали» для уехавших, и «как замечательно, что мы остались» для оставшихся.
Кто-то полагает, что сам факт переезда с одного места на другое должен превратить лешего в сказочного принца. Другие, тоскуя по ушедшей молодости, путают её с политикой и географией.
Нельзя два раза войти в одну и ту же реку. Молодость не вернётся ни для уехавших, ни для оставшихся. Надо работать, обретая смысл здесь и сейчас. Надо уважать себя именно в своём положении.