"Анклав" (Сербия, 2015, режиссёр — Горан Радованович, в ролях — Небойша Глоговач, Миодраг Кривокапич, Аница Добра, Филип Шубарич, Дениц Мурич)
Косовское село, наши дни. Десятилетний Ненад — сербский пацан и единственный ученик в классе — ездит в школу на итальянском бронетранспортере KFOR под прикрытием миротворческих сил. Албанские мальчишки любят сопровождать эти вынужденные перемещения по родной земле под прикрытием миротворческих сил шквалом камней. Отец Ненада пьёт с тоски. Тётя Милица переехала в Белград. А дед Милутин тихо отходит из этого мира. В селе, где проживает эта сербская семья, нет детей кроме Ненада. Нет у него и других соседей-сербов. Иногда мальчик играет в жестокие игры с албанскими сверстниками.
Но закрывается школа. Дед умирает. И Ненад вынужден бежать по враждебной территории к единственному на всю округу православному священнику. Без поддержки KFOR, надеясь только на счастливую звезду и на Бога.
Сербский фильм "Анклав" предсказуемо получил на последнем ММКФ приз зрительский симпатий — возможно, главную фестивальную награду для массового кино. Само собой, что в этом решении не последнюю роль сыграл факт того, что, несмотря на предательство государственной верхушки, для русского человека тема Косово до сих пор является болезненной. На генетическом уровне. Но и сам фильм оказался столь возвышенно-эмоциональным, что буквально пробивал на слезу впечатлительных. Неожиданностью стало и то, что заявленный в программе ММКФ синопсис обещал изначально несколько иное зрелище. Как водится у нас годами, журналисты, сочиняющие анонсы к фильмам, видимо, мало имеют представления об их подлинном содержании. Вот, как был описан "Анклав" — "Оставшиеся в Косово сербы живут в небольших изолированных общинах — анклавах. Вынужденные ютиться в тесноте, сербы ведут существование в крайне тяжёлых условиях. А что происходит, когда в анклаве умирает человек, а кладбище находится на вражеской территории? 80-летнего старика всё-таки похоронили, но лишь благодаря его десятилетнему внуку, который отважился совершить нечто немыслимое как для сербов, так и для албанцев — подружиться с "врагами" и поверить в братство людей". Данное описание настраивало на сомнительный лад "фильма примирения". К счастью, на деле ситуация оказалась намного сложнее.
Хрупкий баланс в общении сербских и албанских детей на данный момент является сказочной мечтой авторов фильма. На пресс-конференции, посвященной фильму, юный исполнитель главной роли хладнокровно отчеканил следующую фразу: "В Косово албанских друзей быть не может". Сам мальчик родом из Косово и взгляд его куда более взрослый, чем это можно ожидать от ребёнка его лет. Да и тот факт, что съёмочная группа не смогла снимать "Анклав" в Косово также говорит о многом. Но режиссёр Горан Радованович допускает мысль, что если и возможно сербам и албанцам до чего-нибудь договориться, то это сможет только юное послевоенное поколение, да и то, видимо, в далёком будущем. Пусть даже в руках одного из них возникает вполне очевидный пистолет, а у другого в ответ беззащитная шоколадка. В любом случае исхода подобных столкновений, трагедии будет избежать нелегко.
"Анклав" очень сдержанно, без балканской "цыганщины" живописует нынешнюю жизнь сербов среди албанцев ликующих. Люди без прав, без надежд, без возможностей. Картина отвечает на все возможные вопросы о том, как живется сербам в албанском Косово, после того как туда пришёл "новый мировой порядок". Но эмоциональный отклик у зрителя вызывает не бравурный фирменный сербский стиль, которого здесь нет и в помине, а исполненные глубокой психологичности и метафор эпизоды. И весьма неоднозначный финал, имеющий не одну трактовку. Но наиболее важной темой, среди и без того не слабо обозначенных в картине насущных моментов, становится тот факт, что нынешний "общечеловеческий" Белград воспринимает косовских сербов чужими непонятными пришельцами. Для жителей столицы они — албанцы. Не враги, но и не свои. И этот искусственно подогреваемый, казалось бы, на данный момент, для всего "цивилизованного мира" потухший конфликт обретает новые формы.