«ЗАВТРА». Сергей Борисович, республиканцы в Техасе в очередной раз призвали провести референдум о выходе штата из состава США. Что это — традиционный пиар-шаг в преддверии выборов в Конгресс или, может быть, на текущем фоне это имеет новое звучание?
Сергей ПЕРЕСЛЕГИН. Действительно, это не первое подобное заявление республиканцев. С одной стороны, само по себе оно большого смысла не имеет, поскольку ещё в 1869 году, почти сразу после войны Севера и Юга, Верховный суд США постановил, что Техас не может выйти из состава Соединённых Штатов. С другой стороны, было сделано несколько поправок к американской Конституции, запрещающих федеральному центру ущемлять права штата на самоопределение. Так что в некотором смысле здесь была определённая торговля. В отличие от Советского Союза, где механизм выхода республик из состава СССР был прописан, в Америке система сецессии отсутствует, но есть несколько моментов, которые делают нынешнюю ситуацию уникальной. То, что пять лет назад было бы просто очередной забавной новостью, сегодня, в условиях начинающейся в мире войны, когда всё теряет устойчивость и перестают работать предохранительные механизмы как глобализации, так и простого здравого смысла, такое заявление выходит за рамки обычного ёрничанья Техаса над американскими «звёздами и полосами» (кстати, Техас имеет своё название — "Одинокая звезда"). Разговор уже идёт не об этом. Дело не в референдуме, который, конечно, можно устроить, но он не будет иметь никакого значения, а в том, что Техас чётко осознаёт нынешнюю ситуацию, чреватую гражданской войной.
И в этом смысле его заявление позволяет сделать очень важный геополитический вывод: война пойдёт по линии Юг — Север, где Юг будет активной нападающей стороной. Речь не идёт о пересмотре итогов Гражданской войны XIX века — речь пойдёт о полном переходе с глобального мира на локальный, национальный. Полтора века назад всё было ровно наоборот: в то время Юг вполне нормально жил в условиях полуглобализации XIX века, имея сырьевой, пользующийся хорошим спросом товар — хлопок, за который получал выручку золотом, а Север хотел создать собственную промышленность, построить национальную экономику. Сейчас же Север будет выступать за сохранение статуса-кво, а Юг — за создание своей принципиально новой макроэкономики, того, что называется Латинская, или Мексиканская, Америка. И в этом смысле заявление Техаса чрезвычайно важно.
«ЗАВТРА». Помимо заявления о необходимости проведения референдума, республиканцы Техаса заявили о том, что не признают итогов президентских выборов 2020 года и не считают Байдена легитимным главой государства. Для чего нужно это размахивание кулаками спустя два года после драки? Чего они хотят добиться?
Сергей ПЕРЕСЛЕГИН. Они считают, что во время выборов были допущены нарушения американской Конституции, которые необходимо расследовать. Правовые механизмы по такому типу вопросов в Америке не просто есть, они блестяще отработаны. Республиканцы Техаса, ключевого штата США, — мощная политическая сила. И когда они заявляют подобные вещи, а уже на следующий день говорят, что их «неправильно поняли», это означает серьёзную попытку инспирировать разборку на уровне даже не Верховного суда, а на уровне Конгресса.
Мало кто сомневается в победе республиканцев на предстоящих выборах в этот законодательный орган. После этого Конгресс даст карт-бланш на проведение подобного расследования с вероятностью 99,9%. И тогда демократы либо распрощаются с идеей о своём политическом влиянии и желанием сохранить хоть какие-то следы глобализации в мире, либо должны будут противопоставить президентскую власть власти Верховного суда и Конгресса. И тот и другой варианты чреваты прямым конфликтом.
Тем более ситуация в 2022 году уже совсем не та, что была в 2020-м, когда в подобных обстоятельствах Трамп не рискнул пойти на открытое противостояние. Но сегодня конфликтность в американском обществе нарастает, и в какой-то момент движение в сторону гражданского столкновения может стать неотменяемым. То есть пока вы стоите на вершине трамплина, есть возможность отойти назад, но если точка равновесия пройдена, то дальше вариантов у вас остаётся немного. Похоже, что республиканцы сделали первый шаг в сторону барьера, за которым начнётся движение вниз.
При этом нужно иметь в виду, что Техас — это нефть, нефтехимия, химия удобрений и значительная часть космической инфраструктуры Соединённых Штатов, которая в условиях фазового кризиса крайне важна. Надо не забывать и о весьма высоком проценте в американской армии офицеров-южан, в том числе техасцев. Конечно, никто не даст Техасу легко выйти из состава США. Но этот штат может оказаться триггером давно предсказываемых процессов, которые постепенно начинают реализовываться на территории Америки.
«ЗАВТРА». Означает ли это, что метафорически Техас ограничивает добавление звёздочек на флаг США на ближайшее десятилетие?
Сергей ПЕРЕСЛЕГИН. Нет, совсем не означает. Техас говорит о том, что противоречия между Америками стали нестерпимыми, и они должны быть решены любым способом. Лучше — силой. Почему лучше? Потому что быстрее. Да, усилятся внутренние разборки — в виде войны или как-то по-другому, ведь, по сути, они уже четыре года идут и только всё больше раскручиваются. Но после этого, считают американцы, обязательно начнётся реконструкция и далее — новый этап развития, когда они смогут добавлять на свой флаг новые звёздочки и полоски.
И здесь Техас не помешает, а напротив, с удовольствием включится в эту процедуру, причём вполне возможно — со стороны победителя в гражданской войне. Ведь, говоря об американской политике, мы подразумеваем deep state — глубинное государство, тех, кто в конечном итоге принимает основные решения. Раскручивание общественного движения Black Lives Matter — "Чёрные жизни имеют значение" — было попыткой проверить, можно ли сделать следующий этап развития на негритянском населении с его вроде бы высокой пассионарностью. Ответ получился негативным: пассионарность есть, но рушить это население может, а строить — нет. Это стало понятно за два года. Неслучайно сейчас кроме BLM уже появилось течение "Все жизни важны". И тогда, учитывая слабую пассионарность белого населения, возникает возможность очень широкой интеграции южных народов — испаноязычных, латинских — пассионарных и вполне себе развитых. То, что это движение начинается вокруг Техаса, вновь фиксирует наше внимание на этом факте. Поэтому я отвечу на вопрос так: Техас не станет препятствовать США «пририсовывать звёздочки», он будет мешать сливать Америку в пользу глобального проекта. Техас готов положить этому принципиальный предел.
Выступления Сергея ПЕРЕСЛЕГИНА можно посмотреть на интернет-канале "Психотехнология"