Режиссёр Геннадий Полока мог бы снять лишь один фильм – «Республику ШКИД» (1966), чтобы войти в историю советского кинематографа, однако, он создал ещё целый ряд интересных лент. Среди них – шпионский детектив «Один из нас» (1970).
Эта вещь уникальна ещё и тем, что сценарий Алексея Нагорного и Гелия Рябова …наивен, композиционно слаб, и об этом писали в тогдашней прессе. Вместе с тем, киновоплощение – отличное, благодаря отменной режиссуре, да и актёрская игра – на высоте. Заметно, что артистам нравилось это играть.
Хотя, видимая слабость сценария – это лишь дань жанру. В 1930-1960-х годах выходило много приключенческой литературы такого типа – с острым сюжетом и без особой глубины. Неслучайно одна из героинь читает книгу Льва Овалова о майоре Пронине.
Так что авторы написали то, что требовалось по законам жанра… Итак, июнь 1941 года, канун большой битвы. Прекрасно показана беззаботность – играют дети, поют пионеры, встречаются влюблённые, в кинотеатрах идут «Волга-Волга» и «Трактористы»…
Для зрителя 1970 года это было «давным-давно» - тогда время казалось спрессованным до эпох и вех, а то, что случилось перед войной казалось чем-то абсолютно эпическим. Хотя, ветераны были ещё относительно молоды, а большинство из них работало бок о бок со своими сыновьями.
Но вернёмся к сюжету. Немецкая разведка (под прикрытием дипломатов!) решает завладеть планами советского завода, на котором должно начаться производство реактивных миномётов – «Катюш», а ещё – совершить на нём ряд диверсий.
И тогда наши чекисты, разумеется, всё узнавшие, решают начать свою игру. Для этого им нужен свой человек на заводе – им становится командир запаса Сергей Бирюков (Георгий Юматов), человек, далёкий от спецслужб – отсюда и название «Один из нас», один из многих, из большинства, из народа.
Почему офицер НКВД выбрал именно Бирюкова? О, там закрученная причина, и тут я не буду спойлерить. Так, Сергей Бирюков под именем Николая Петрова устраивается (точнее – его устраивают) на то производство, и он должен ждать, когда на него выйдут немецкие шпионы.
И они не заставили себя долго ждать! Неожидан Николая Гринько в образе абверовского разведчика Келлера, причём озвучивал его Вячеслав Тихонов – видимо, режиссёр решил, что у Гринько чересчур «добрый» голос. Или Гринько не смог сам озвучить, будучи занят в другом проекте?
Прекрасна Тамара Сёмина в роли завербованной дамочки, которая в последний момент раскаивается и даже спасает Бирюкову жизнь. Забавен Игорь Дмириев в роли наци-дипломата. Отменно даны маркеры – так, ресторан – это непременное место встреч и вербовки, злачная точка, нехорошая.
Гадом оказывается импозантный адвокат (Аркадий Толбузин) – разумеется, тоже завербованный фашистами. В советском искусстве был негласный «список» профессий, представители которых чаще всего оказывались подонками. Это – работники торговли, сферы услуг, моды; стоматологи, снабженцы, адвокаты.
И здесь тот Степанов – настоящая гнида. Параллельно он соблазняет и втравливает в свои делишки наивную девицу Зину (Ирина Короткова), секретаршу заводского директора. Она вся такая воздушная, ищущая красивых чувств. Ну и нашла!
В общем, фильм по итогам хороший – драки, погони, стрельба и счастливый финал. Наши победили, разоблачили, наказали. Впрочем, герои повествования не знают, что вот-вот начнётся самая страшная война… А мы знаем. И об этом надо помнить.